Конспект по ФЭМП в группе раннего возраста с использованием блоков Дьенеша «Поможем мишке».
план-конспект занятия (младшая группа)

Воронина Татьяна Владимировна

Цель: Закрепить математические представления детей по разделам "форма" "величина", "цвет". Продолжить знакомить детей с блоками Дьенеша.

Интеграции образовательных областей: «речевое развитие»«художественно-эстетическое развитие»«социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Задачи.

Образовательные:

1. Закреплять знания о геометрических фигурах.

2. Закреплять знания основных цветов.

3. Продолжать учить определять отношения предметов по количеству один - много, равенство двух групп предметов.

4. Закреплять навыки представления большой/маленький, высокий/низкий.

5. Закреплять умение пользоваться блоками Дьенеша.

6. Продолжать учить составлять из геометрических фигур изображение, формировать умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета.

7. Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Развивающие:

 

1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук.

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться.

3. Развивать речевую активность детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать отзывчивость, умение сопереживать.

2. Формировать навык сотрудничества, воспитывать взаимопонимание.

3. Развивать коммуникативные навыки в общении с взрослыми и сверстниками.

4. Поощрять интерес к совместным игровым действиям.

5. Воспитывать целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», игры и задания с блоками Дьенеша.

Оборудование: игрушка медведя, блоки Дьенеша,

Методы и приемы:

- наглядные, словесные, практические.

Формы организации совместной деятельности: индивидуальная, групповая, игровая.

Продолжительность: 10 мин

Участники: дети группы раннего возраста

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Мы сначала будем хлопать

А потом мы будем топать,

А сейчас мы повернемся,

И друг другу улыбнемся.

1. Вводная часть: сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам в группу принесли письмо, на котором написано: «Ребятам из группы от Медведя из сказки «Теремок». Давайте скорее откроем и прочитаем его.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Медведь из сказки «Теремок». У меня случилась беда: я сломал домик, и теперь лягушке, мышке, зайчику, лисичке, волку и мне негде жить. Мы хотим построить новый, красивый большой дом, но нам нужна ваша помощь. Приезжайте скорее к нам в сказку!».

Воспитатель: Поможем, ребята, героям сказки?

(ответы детей) Ну тогда в путь.

 

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а на чем мы с вами поедем?

 (предположения детей)

Воспитатель: Правильно, мы поедим на поезде.

- Сколько вагонов в поезде? (ответы детей: мало или много)

- Из каких фигур состоят вагоны? (квадраты)

-Какого они цвета? (синего, желтого и красного)

- Одинакового размера? (да)

- А сколько колес у поезда? (много)

- Какого они цвета (спросить цвет)

-Какой формы? (спросить форму)

 

Воспитатель: Молодцы! Давайте отправимся в сказку. Я буду паровоз, а вы вагончики, цепляйтесь за меня и поехали.

Под музыку Е. Железновой "Паровозик чух-чух-чух" дети с воспитателем двигаются по группе друг за другом, изображая паровоз, делая движения руками.

 

Воспитатель: Вот мы и приехали на место. Ребята, мишка нас уже встречает. Давайте с ним поздороваемся. Посмотрите, мишка нарисовал схему нового теремка, по ней мы с вами будем строить.

 

Физкультминутка.

В чистом поле теремок, теремок (ладошки сложить домиком над головой)

Он не низок, не высок,

(присесть, руки вниз встать, руки вверх)

Он не узок, не широк.

(руки вперед перед собой, ладошками внутрь, руки в стороны)

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(ладошки к щекам, наклоны головы в стороны)

-Я, мышка-норушка

(присесть, руки к груди встать)

-Я, лягушка-квакушка

(руки вытянуть)

-Я, зайка-побегайка

(ладошки на голову, помахать)

 -Я, лисичка-сестричка

(руки на поясе, повороты туловища в стороны)

-Я, волчок-серый бочок

(ладошками гладить бока)

Пришел медведь,

(наклоны туловища в стороны, шаги на месте с ноги на ногу)

Полез в теремок.

Лез, лез, лез, лез,

(шаги, высоко поднимая колени)

Сел и развалил теремок

(сесть, руки в стороны)

И все звери разбежались.

(бег на месте)

 А мы дружно все пойдем

И построим зверям дом

(шаги на месте)

 

 

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит наш теремок? (ответы детей: треугольники, квадраты, прямоугольники)

-Ребята, а звери в сказки одинаковые по размеру или разные? (разные) ---Почему в теремке разные по размеру комнаты мишка нарисовал? (звери разного размера)

- Давайте посмотрим и сравним, кто самый маленький в этой сказке? (мышка) - А самый большой? (мишка).

 

- Молодцы! Теперь можно приступать к строительству. Вы должны наложить на схему все кирпичики, чтобы они подходили по размеру и по цвету, будьте внимательны.  (План постройки). А помогут нам в этом наши пальчики. Давайте мы их немного разомнем.

 

Пальчиковая гимнастика «ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Работа детей.

Вот какой красивый теремок. Из каких же деталей мы его сделали. Кого же мы поселим в теремок? Давайте вспомним сказку и перечислим животных.

Мишка приготовил подарки. Теремок остаётся в группе.

-Нам пора прощаться и уезжать на поезде обратно в группу!

Давайте попрощаемся с мишкой. Вагончики, цепляйтесь, наш поезд отправляется в дорогу!

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?

В какой сказке мы побывали? Что случилось у героев сказки?

Чем мы помогли? Из чего мы построили теремок? Молодцы!

 

Самоанализ НОД по ФЭМП в группе раннего возраста на тему: «Поможем мишке» при помощи блоков Дьёнеша.

 

Тема моего занятия: «Поможем мишке»

Занятие проводилось в группе раннего возраста, возраст детей 2-3 года

Приоритетной образовательной областью явилось «Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений)» с интеграцией «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формирование восприятия формы, величины, размера.

Задачи:

образовательные: продолжать учить различать количество предметов «много» и «один», формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина, упражнять в группировке предметов по цвету, величине.

развивающие: развивать самостоятельность через организацию игровой деятельности;

воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброту, потребность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается, бережное отношение к природе.

Активизация словаря: Один, много, большой, маленький, синий, красный, желтый, зеленый, квадратный, круглый, треугольный.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Формы реализации: создание игровой мотивации, сюрпризный момент, активная деятельность детей, сравнение; поощрение, использование музыкального сопровождения, использование наглядного материала.

С детьми была проведена предварительная работа: знакомство с основными цветами, повторение физкультминутки «Стоит в поле теремок» и пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»; сравнение количества предметов «один - много», сравнение величины однородных предметов «маленький - большой», группировка предметов по цвету.

Тема занятия, задачи соответствовали возрасту детей, требованиям реализуемым в ДОУ образовательной программе. Объем программного материала достаточен для усвоения его детьми на занятии.  Структура занятия выдержана в соответствии с требованиями построения занятия. Продолжительность занятия 10 минут.

Условия проведения занятия, оборудование, демонстрационный материал соответствовал методическим требованиям и нормам САНпин. При проведении занятия я использовала интегративный подход при организации педагогического процесса. От детей требовалась оптимальная познавательная активность во всех видах детской деятельности. Я старалась учитывать умственную, физическую эмоциональную нагрузку детей. Последовательно представлены этапы, которые логически взаимосвязаны. Старалась целесообразно распределить время по этапам занятия:

В вводной части занятия, чтобы привлечь детей я включила приветствие «Улыбка». Далее предложила прочитать письмо, которое прислал медведь. После чего предложила проехать в лес, чтобы помочь зверям построить теремок.

Далее я задала вопрос (Вот только как мы сможем туда добраться?)

Который, и позволил создать проблемную ситуацию.

Детям было предложено право выбора как и на чем они могут отправиться в сказочный лес. Были выслушаны все предложения.

В ходе реализации основного этапа занятия осуществляла индивидуально-дифференцированный подход к детям. На протяжении всего занятия старалась следить за речью детей, добивалась полных и точных ответов.  

В основной части мы с ребятами попали в лес - была поставлена проблемная ситуация, нужно построить теремок, который сломал медведь, из кубиков Дьенеша, тем самым мы решали задачи образовательной области «Познавательное развитие» (закрепляли цвета, форму, размер).

Также был создан сюрпризный момент (к детям вышел медведь, которому они были рады).

 Организуя общение с детьми активизировала и обогащала их словарь– решала задачу образовательной области «Речевое развитие». В течение всего занятия я задействовала все пространство музыкального зала, тем самым организовав свободное перемещение детей.

Двигательная активность детей удовлетворена посредством использования физкультминутки, пальчиковой гимнастики и сменой деятельности детей.

На занятии использовала как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Старалась создать психологический комфорт для каждого ребенка.

В ходе занятия мною использовался комплексный подход, включающий в себя методы и приемы:

1. Словесный метод (разговор, беседа: подсказывание нужного слова, напоминание, повторение слова за воспитателем).

2.        Наглядный метод (показ действия).

3.        Конструирование.

4.        Сюрпризный момент (появление медведя).

Все используемые мною приемы соответствуют возрасту и развитию детей. Игра и физкультминутка подобраны в соответствии с темой занятия.

На заключительном части предложила детям рассказать куда ходили, понравилось ли им.

 Думаю, что программные задачи детьми усвоены полностью. Общий уровень подготовки детей, качество усвоенного материала соответствует программным требованиям.

Приступая к работе по данной теме, я изучила и проанализировала точку зрения современных отечественных и зарубежных психологов и педагогов и пришла к выводу, что представление о форме предмета как границе между предметом и окружающим пространством возникает у детей очень рано. Геометрическая фигура - это образец формы предмета, в соответствии с которым подбираются предметы окружающей действительности. Необходимо как можно раньше обучать детей правильным приёмам обследования формы геометрической фигуры или предмета по их контурам, а для этого предлагается использовать пособие «Логические блоки Дьенеша», для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Подробно с технологией применения блоков познакомилась, изучив методическую литературу. Благодаря усилиям ученых и практиков создана и успешно функционирует методическая система по развитию логико-математического мышления. Игровые задачи содержат занимательный материал, который оказывает помощь воспитателю в активации мыслительных процессов детей при организации, учит последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Кроме этого, чтобы расширить свои знания по данной теме, я изучала мнение других участников образовательного процесса на разных уровнях, т. к. педагогический опыт постоянно развивается, совершенствуется и обогащается

 

Таким образом, подводя итог занятия, могу сказать, что программные задачи детьми усвоены полностью. Общий уровень подготовки детей, качество усвоенного материала соответствует программным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для подготовительной группы детского сада с использованием блоков Дьенеша «Приключения Мальчика Логика и его друзей»

Цель - Развивать у детей способность целенаправленно выполнять различные логические задания...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...

Конспект занятия в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша. Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»

С помощью блоков Дьнеша дети проявляют умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам. Тема «Путешествие в сказочный Солнечный го...

Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша Тема «Путешествие в сказочный Солнечный город»

Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков ДьенешаТема «Путешествие в сказочный Солнечный город»Цель: создание условий для развития познавательных, творч...

Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков Дьенеша

Конспект НОД в средней группе по конструированию с использованием блоков ДьенешаТема «Путешествие в сказочный Солнечный город»...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Методы и приёмы работы  с  детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...