Обобщение опыта работы «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
учебно-методический материал по математике (младшая группа)

Лапшина Мария Васильевна

Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создавать технику, шить одежду и т. д. Я считаю, что данная тема – одна из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования представлений о геометрических фигурах, накопления представлений об окружающем мире, и как известно, что в дошкольном возрасте, ведущий вид – это игра и именно через игру дети усваивают всю информацию быстрее, я решила, что лучше всего будет помочь моим воспитанникам развить понятия о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как известно, большинство осязаемых предметов в нашем мире имеют определенную форму, цвет и размер. Основываясь на знаниях о геометрических понятиях, человек научился строить здания, создавать технику, шить одежду и т. д. Я считаю, что данная тема – одна из наиболее важных тем во всестороннем развитии детей. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования представлений о геометрических фигурах, накопления представлений об окружающем мире, и как известно, что в дошкольном возрасте, ведущий вид – это игра и именно через игру дети усваивают всю информацию быстрее, я решила, что лучше всего будет помочь моим воспитанникам развить понятия о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения.

Цель моей работы : развитие представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

1. Закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб через дидактические игры и упражнения;

2. Способствовать формированию обобщенных знаний о геометрических фигурах средствами дидактических игр и упражнений;

3. Способствовать применению полученных знаний о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности;

4. Создание развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей эффективность работы по развитию представлений о геометрических фигурах;

5. Повышать компетенции семей воспитанников по вопросам развития представлений о геометрических фигурах дошкольников.

Работа по развитию у детей представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством игр и упражнений проходила в 3 этапа:

1. Подготовительный этап:

Наблюдение за детьми;

Анкетирование семей; воспитанников;

Анализ РППС;

Разработка перспективного плана, обеспечивающего развитие представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;

Разработка перспективного плана работы с семьями воспитанников по развитию представлений о геометрических фигурах у дошкольников;

Разработка конспектов ООД математического содержания;

Разработка картотеки дидактических игр по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах.

2. Основной этап:

Реализация системы работы по развитию представлений детей 4-5 лет о геометрических фигурах;

Организация ООД математического содержания;

Продуктивная деятельность;

Проведение индивидуальной работы с детьми;

Беседы, подвижные, дидактические, интерактивные игры по теме.

3. Заключительный этап:

Обогащение РППС руками родителей и детей;

Реализация проекта;

Самостоятельное применение полученных знаний о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности.

Для успешной работы по этой теме мной была разработана система работы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр и упражнений, которая включает три раздела.

I РАЗДЕЛ

«В стране геометрических фигур»

Цель: закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб.

На этом этапе работы с ребятами были проведены:

• Игровая ситуация «В стране геометрических фигур».

• Дидактическое упражнение «Назови фигуру».

• Конструирование «Собери башню».

• Дидактическая игра «Покажи фигуру».

• Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

• Подвижная игра «Найди свой домик».

• Дидактическая игра «Подбери заплатку для ковра»

• Подвижная игра «Автомобили».

• Три квадрата

• Назови одним словом

• «Подбери фигуру»

• Аппликация «Геометрические бусы».

• «Геометрическое лото»

• «Каждой фигуре свой домик»

• «Подбери по форме»

II РАЗДЕЛ

«Какие разные фигуры»;

Цель: способствовать формированию обобщенных знаний о геометрических фигурах.

Во втором разделе вместе с ребятами начали знания закреплять, ребята уже более или менее запомнили фигуры, стали меньше их путать, и стали более заинтересованы в играх и упражнениях на эту тему.

• «Помоги исправить ошибку».

• «Поезд с геометрическими фигурами»

• «Фигуры»

• «Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

• «Угадай, что спрятали?»

• «Веселые шары»

III РАЗДЕЛ

«Много знаем о фигурах»

Цель: Применение полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Ребята на этом этапе были более самостоятельнее, они сами подходили и брали знакомые им игры, сами интересовались этой темой, начали сравнивать группы предметов, находили в группе все больше предметов определенной геометрической формы и да же на улице ребята замечали, что геометрические фигуры присутствуют и на улице.

• «Что бывает такой формы?»

• «Подбери фигуру»

• «Посмотри вокруг»

• Аппликация «Соберем бусы»

• «Сколько нужно геометрических фигуры для изображения этого рисунка?»

• «Как расположены фигуры»

• «Выложи из счетных палочек такую же фигуру»

• «Расскажи про свой узор»

• Рисование «На что, похоже, дорисуй»

• «На что похожа фигура»

• «Геометрическое лото»

• «Геометрическое домино»

• Подвижная игра «Лото».

• Игровая ситуация «Овощной магазин».

В течении всего года мы с детьми играли не только в дидактические игры, но так я помогала им усваивать информацию через подвижные игры, но подвижные игры были связаны не только с двигательной активностью, а и с знаниями детей о геометрических фигурах.

В феврале я провела родительское собрание дистанционно, через ЗУМ на тему«Стимулируем познавательную активность дошкольников» (просмотр занятия по ФЭМП) Цель: Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития детей. Повышение педагогической культуры родителей. Формирование у родителей знаний о стимулировании познавательной активности у детей.

В марте мной была создана Папка – ЛЕПБУК для родительского уголка «Геометрические фигуры»

Цель: рассказать родителям о важности развития у ребёнка знаний о геометрических фигурах.

Следует отдельно отметить, что моя работа, возможно, не имела бы такого успеха, если бы не активное участие родителей. Большинство из них с интересом поддержали меня, играли и занимались с детьми дома.

В течении всего года я делала для детей дидактические игры, в конце года ребята уже сами выбирали во что им играть, им очень нравились новые дидактические игры, так как они были разнообразны, яркие, красивые.

В конце года, был разработан проект совместно родителей и детей «Геометрическая история», в нем приняли участие родители вместе с детьми. Мной было предложено родителям вместе с детьми придумать и обыграть геометрическую историю или сказку. Способы были различные, кто-то написал стихотворение о геометрических фигурах, кто-то придумал сказку и обыграл ее, а кто- то даже записал видео из рисунков, и да же одна девочка была записана на видео, как она рассказывает геометрическую историю.

Так же мною были разработаны :

перспективный план, обеспечивающий развитие представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах через дидактические игры и упражнения;

перспективный план работы с семьями воспитанников по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;

Разработаны конспекты ООД математической направленности;

«Путешествие в страну геометрических фигур»«Геометрические фигуры»«Геометрическая страна» ;

Разработаны консультации для родителей«Знакомим детей с геометрическими фигурами»«Геометрические фигуры и форма предметов» (через Д/И)», «Роль д/и по ФЭМП для детей»«Форма» (через Д/И)«Математика дома»; «Дидактические игры на развитие знаний о геометрических фигурах».

Разработаны картотеки :

- дидактических игр и упражнений по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах;

- интерактивных игр по развитию представлений детей 3-4 лет о геометрических фигурах.

В результате изучения темы:

«Развитие геометрических представлений детей 3-4 лет», сделала следующие выводы: работа по данному вопросу должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, она должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт детей.

Однако следует помнить, что расширение геометрического опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

В результате проведенной работы, были достигнуты следующие результаты:

1. Дети различают и называют геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб;

2. У детей сформированы обобщенные знания о геометрических фигурах (умеют группировать предметы по форме круг, квадрат, треугольник независимо от размера и цвета фигуры);

3. Дети применяют знания о геометрических фигурах в самостоятельной деятельности;

4. Развивающая предметно - пространственная среда пополнилась дидактическими играми математического содержания;

5. Семьи воспитанников проявляют интерес к вопросам развития представлений о геометрических фигурах дошкольников.

Перспективы на следующий год:

Продолжить работу по теме : «Развитие представлений о геометрических фигурах у детей посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе);

Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

Изучить новинки методической литературы;

В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, обмен опытом.

Выводы:

По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.

Я считаю, что мною была проведена большая работа и она достигла положительных результатов. В дальнейшем я планирую продолжить работу, добавив изучение таких фигур, как трапеция, параллелепипед и некоторые геометрические тела (конус, пирамида).

1. Венгер, Л. А., Дьяченко, О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

2. Михайлова, З. А., Носова, Е. Д., Столяр А. А. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»

3. Федеральный государственный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 36»

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка-Синтез, 2018

7. Помораева И. А., В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений

8. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т. В. Тарунтаева - М. : Просвещение, 2003.

9. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005

10. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

«Развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр»

Дошкольный возраст - короткий, но очень важный период становения личности : именно в этот период ребенок преобретает первоначальные знания об окружающем мире....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...

Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»

В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...

Значение развития представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происх...