Педагогический совет на тему "Формирование математических представлений в подготовительной группе, посредством дидактических игр"
методическая разработка по математике

Усачева Виктория Олеговна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию.

На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений.

Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов в дошкольном учреждении является развитие у ребенка интереса к математике.

Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию.

На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений.

Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов в дошкольном учреждении является развитие у ребенка интереса к математике.

Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.

СЛАЙД №2 Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека.

СЛАЙД №3 Развитию у ребенка математических представлений способствует игровая деятельность, в частности дидактические игры.

Дидактическая игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Дидактические игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе. В результате применения игр на занятиях математики дети становятся более инициативными, дают полные ответы на вопросы педагога, в их высказываниях прослеживаются доказательства, дети становятся более самостоятельными, решая различные проблемные ситуации.

СЛАЙД №4 Обучение математике детей без использования дидактических игр немыслимо, т.к именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается память, наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, т.е. основанное на уровне представлений.

К шести-семи годам у детей уже имеется определенный логико- математический опыт, для них уже доступны познание зависимостей объектов и закономерностей, познание связей. Дети могут дать оценку различным состояниям и преобразованиям.

Слайд №5


  1. Игры на количественные представления.

2 «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал: магнитная доска, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

5 «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

15 «На зарядку становись»

Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход игры: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.


2. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.

6 «Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

Материал: набор геометрических фигур.

Ход игры: Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

10 «Учимся рисовать круги»

Цель: учить рисовать круги в квадратах.

Ход игры: В. напоминает, какие фигуры они рисовали по клеткам и сообщает: «Сегодня мы будем учиться рисовать круги. Для того чтобы круг получился ровным, его удобнее рисовать в квадрате. Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Видите, круг касается всех сторон квадрата, а углы остаются свободными». Затем дети рисуют квадраты, воспитатель показывает на доске, как надо рисовать круги (рисуют красным карандашом круги в квадратах.).

17 «Сложи из спичек»

Цель: учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку.

Материал: наборы спичек (без серы) для каждого ребенка, доска, мел, песочные часы.

Вариант №1.

Задание 1. Составьте 2 равных квадрата из 7 спичек. Расскажите о ходе своих действий.

Задание 2. Составьте домик по данному образцу (нарисованному на доске). Инструкция:

— посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобится спичек, чтобы построить этот домик;

— сколько спичек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе?

Расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания.

Задание 3. Сделайте из домика флажок (трансфигурация). Инструкция:

— переложите две спички так, чтобы получился флажок;

— объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получается.

Задание 4. Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек нужно убрать или добавить из тех, которые перед вами на столе. Сделайте телевизор, сравните с образцом. Расскажите, как вы это делали, помогите товарищу. Если дети качественно и быстро справляются с заданием, им предлагают составить любую фигуру по собственному желанию из определенного количества спичек. В этом случае требуется обязательно развернутое высказывание о том, что было задумано и как выполнялось задание.


3. Игры на ориентировку в пространстве.

3 «Нарисуй по описанию»

Цель: развитие внимания, воображения.

Ход игры: В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.

4 «Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети встают в круг. В. дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит справа от тебя» и т. п.

№3 «Муха»

Цель: научиться ориентироваться в пространстве листа

Инструкция: «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Воспитатель говорит, куда муха полетела (например: муха полетела на одну клетку вверх, потом улетела в правый верхний угол и т.д.).


4. Игры на временные представления.

2 «Забавное время»

Цель: закрепить знания о временах года, частях суток, днях недели, месяцев.

Материал: мяч.

Ход игры: Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой .Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

3 «Когда это бывает»

ель: закрепить знания о частях суток.

Материал: модель суток, картинки.

Ход игры: В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

6 «Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход игры: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

а траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)


5. Игры на сравнение по величине.

2 «Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Материал: по 7 полосок разной длины и ширины.

Ход игры: В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

3 «Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Материал: наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого ребенка).

Ход игры: В. предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.

4 «Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

Ход игры: В. вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование математических представлений в подготовительной группе, посредством дидактических игр»

Слайд 2

Математика имеет уникальный эффект: Развитие памяти. Развитие речи. Развитие воображения . Развитие эмоций. Формирует терпение. Ф ормирует настойчивость. Ф ормирует творческий потенциал человека.

Слайд 3

Игровая деятельность Дидактические игры

Слайд 4

Через дидактические игры по математике у детей развивается: Память Наблюдательность Фантазию Учатся анализировать Размышлять справляться с трудностями

Слайд 5

Дидактические игры Игры на количественное представление Игры на расширение представления о геометрических фигурах Игры на ориентировку в пространстве Игры на временное представление Игры на сравнение по величине

Слайд 6

Игры на количественное представление № 1 «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Материал: магнитная доска, изображение карточек с числами от 0 до 10, геометрические фигуры Ход игры: Воспитатель расставляет на доске карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает геометрическу ю фигуру. № 2 «Живые числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Материал: карточки с цифрами от 1 до 10. Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий говорит: «Все ли встали на свои места? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?» Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1». Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает: «Я больше тебя на 1»). А что ты скажешь числу 3? и т. д. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Слайд 7

Игры на количественное представление № 3 «На зарядку становись» Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 20. Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры) Ход игры: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов. Затем зачитывает стихотворение: Двадцать спортсменов бегут на зарядку, Но не желают бежать по порядку. Последний, случается, первым придет – Такой вот бывает неправильный счет. В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

Слайд 8

Игры на расширение представлений о геометрических фигурах № 1 «Сравни и заполни» Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур. Материал : набор геометрических фигур. Ход игры: Каждый из детей должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Слайд 9

Игры на расширение представлений о геометрических фигурах № 2 «Учимся рисовать круги» Цель: учить рисовать круги в квадратах. Ход игры: Воспитатель сообщает: «Сегодня мы будем учиться рисовать круги. Для того чтобы круг получился ровным, его удобнее рисовать в квадрате. Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Видите, круг касается всех сторон квадрата, а углы остаются свободными». Затем дети рисуют квадраты, воспитатель показывает на доске, как надо рисовать круги (рисуют красным карандашом круги в квадратах.).

Слайд 10

№ 3 «Сложи из спичек» Цель: учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку. Материал: наборы спичек (без серы) для каждого ребенка. Задание 1. Составьте 2 равных квадрата из 7 спичек. Расскажите о ходе своих действий. Задание 2. Составьте домик по данному образцу (нарисованному на доске). Инструкция: — посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобится спичек, чтобы построить этот домик; — сколько спичек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе? Расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания. Задание 3. Сделайте из домика флажок (трансфигурация). Инструкция: — переложите две спички так, чтобы получился флажок; — объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получается. Задание 4. Сделайте любую фигуру (предмет) из 10 спичек — по своему выбору. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах

Слайд 11

Игры на ориентировку в пространстве № 1 «Куда бросим мяч?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит справа от тебя» и т. п.

Слайд 12

Игры на ориентировку в пространстве № 2 «Нарисуй по описанию» Цель: развитие внимания, воображения. Ход игры: В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.

Слайд 13

Игры на количественное представление №3 «Муха» Цель: научиться ориентироваться в пространстве листа Инструкция: «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Воспитатель говорит, куда муха полетела (например: муха полетела на одну клетку вверх, потом улетела в правый верхний угол и т.д.).

Слайд 14

Игры на временные представления № 1 «Забавное время» Цель: закрепить знания о временах года, частях суток, днях недели, месяцев. Материал: мяч. Ход игры: Воспитатель начинает и бросает мяч одному из детей: - Какое сейчас время года? - Какой сейчас месяце? - Какое сегодня день недели? - Сколько всего дней недели? Какие? - Если за понедельником был вторник, то за четвергом? И так далее

Слайд 15

Игры на временные представления № 2 «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. Материал: модель суток, картинки. Ход игры: Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

Слайд 16

Игры на временные представления № 3 «Тик-так» Цель : Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Материалы : будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой. Ход игры: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой. Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов.

Слайд 17

Игры на сравнение по величине № 1 «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине. Материал: по 7 полосок разной длины и ширины. Ход игры: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? Положите полоски по порядку от самой длинной. Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?).

Слайд 18

Игры на сравнение по величине № 2 «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. Ход игры: Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше?

Слайд 19

Игры на сравнение по величине № 3 «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. Материал: наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого ребенка). Ход игры: В. предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.    ...

«Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Программа проведения Педагогического совета «Развитие логико-математических представлений дошкольников, посредством игровых инновационных технологий»

Педагогический совет «Развитие логико-математических представлений дошкольников, посредством игровых инновационных технологий»...

«Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.»

laquo;Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.» Обучение математике детей дошкольного возраста ...