Технологическая карта образовательной деятельности " На помощь царице Математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Чубукова Елена Михайловна

Открытое занятие по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_chubukova_e.m.docx64.48 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение Муниципального автономного образовательного учреждения Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» - детский сад «Березка»

Сценарий педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет,

 совместная образовательная деятельность на тему:

                                             «На помощь Царице Математики»

Модуль: «Познавательное развитие»

Направление: «Формирование элементарных математических представлений»

Автор:

 Чубукова Елена Михайловна,

 воспитатель, ВКК

2023г

Технологическая карта

Тема: «На помощь Царице Математики»

Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет

Учебно-методический комплект: основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Вид занятия: игра-путешествие

Тип занятия: обобщающее

Формы организованной образовательной деятельности: фронтальная, групповая

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструирование, двигательная.  

Цель: закрепление полученных ранее  знаний по формированию элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

Отрабатывать навыки:

-  порядкового счета в пределах 10;

- решения примеров на сложение и вычитание в пределах 20;

 Закрепить:

-  умение определять предыдущее и последующее число к названному;

-  умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки >, <, =;

- знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев;

- представление детей  о геометрических фигурах: умение различать фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме);

-  умение пользоваться линейкой и карандашом;

Упражнять:

-  в ориентировке на листе бумаги ;

Продолжать учить конструировать, опираясь на рисунок - схему;

Активизировать словарь по математическим терминам.

Развивающие:

- продолжать развивать коммуникативные способности;

- способствовать формированию мыслительных операций, развития речи, умению аргументировать свои высказывания;

- создать условия для совершенствования развития логического мышления, слухового и зрительного внимания, воображения, самостоятельности, навыков самооценки;

- совершенствовать навыки учебной деятельности.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать:

- умение взаимодействовать с взрослыми и друг с другом: договариваться, помогать друг другу, считаться с мнением других, вести разговор на заданную тему;

- чувство ответственности за работу коллектива (через практику разных форм работы — в группах, в парах);

- веру в свои силы, ощущение своей значимости;

- способность  сопереживания, отзывчивости, желания прийти на помощь;

- умение слушать и слышать;

- умение управлять собой и своим поведением.

Планируемый результат:

Практикуются в осуществлении взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе общей деятельности; обладают элементарными знаниями в области математики; принимают собственные решения; считаются с мнением других; ориентируются в математических терминах; конструируют, опираясь на рисунок-схему; готовы прийти на помощь.

Методы и приемы:    

Игровой – путешествие на острова, использование сюрпризных моментов, игра с мячом.

Словесный – пояснение, комментарии, вопросы, инструкции, поощрения,  объяснения, диалог, художественное слово, мотивация, аудиозапись.

Наглядный – образец, фото острова, демонстрация мультимедийной презентации.

Практический – самостоятельная и групповая работа с дидактическими карточками с заданиями, игровые приемы, динамическая пауза, конструирование по рисунку-схеме, элементы мимической и дыхательной гимнастики, организационный момент.

 Материалы и оборудование:

рисунок -схема, обручи с цифрами, красный и желтый столики, дидактические карточки с примерами разного цвета, мяч.

Раздаточный материал по количеству детей: фото острова, штурвал, индивидуальные карточки с цифрами – соединение по точкам, линейки, карандаши, сигнальные флажки (для сигнализирования об оказании помощи), карточки с неравенствами.

Мультимедийные: компьютерная презентация, музыка для динамической паузы, аудиозапись с обращением.

Актуальность представленной темы мероприятия

Презентуемая мною организация совместной образовательной деятельности ориентирована на детей  дошкольного возраста 6-7 лет. Занятие построено на основе деятельнстного подхода. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на закрепление полученных знаний.

 Данная совместная образовательная деятельность ориентирована на закрепление элементарных математических представлений в разных видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, конструирование, двигательная. Одной из ведущих является игровая деятельность, в ходе которой происходит содействие и сотрудничество детей и взрослых, ребенок является полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Данный вид детской деятельности ориентирован на поддержку детской инициативы, активность ребенка.

Тем самым объясняется актуальность представленного занятия.

Наряду с совместной деятельностью, мы создаем условия и для индивидуализации. Представляем право выбора ребенку:  распределение по группам, выбора цветных дидактических карточек, выбора выполнения заданий с разными образовательными потребностями, выбора партнера на проверку.

Форма реализации познавательной активности детей – партнерское взаимодействие взрослого и дошкольников – позволяет детям на равных рассуждать, а мне взрослому, как партнеру по деятельности, с интересом выслушивать предложения детей и обобщать их ответы, подводить детей к выводам. Реализация данной формы совместной деятельности эмоционально привлекает и мотивирует ребенка, обеспечивает возможность проявлять ему инициативу и активность.

Этап занятия.

Структурные компоненты деятельности

Содержание деятельности.

Действия, деятельность педагога.

Действия, деятельность детей.

Планируемые результаты.

Вводная часть.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Давайте встанем в круг.

 Я очень  рада вас видеть! А вы рады видеть

друг друга?  

Подарите улыбку своему другу.

- Какое у вас сегодня настроение?

- Возьмите его в ладошку, подуйте на неё и поделитесь своим настроением со всеми окружающими.

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И работать мы  начнем.                                                                                          

Собирает детей вокруг себя.

Эмоционально включает в действие.

Использует элементы мимической и дыхательной гимнастики.

Чтение стихотворения.

Встают в круг.

Выражают эмоции посредством действий, слов:

отвечают на вопрос,

улыбаются друг другу,

имитируют, что взяли настроение в ладошки, дуют на них, делясь своим настроением.

Внимательно слушают и выполняют движения в соответствии с текстом.

Заинтересованность детей, положительная мотивация на дальнейшую деятельность.

Развитие воображения, мимических мышц, внимания.

Создание проблемной ситуации.

Мотивация к деятельности.

Ребята, сегодня мне пришло голосовое сообщение на телефон. Оно пришло для вас. Вы хотите его прослушать?

- «Здравствуйте, ребята! Обращается к  вам царица Математики. У меня случилась беда, я не могу попасть в свое царство, царство великой науки –на островах Математики! Злой колдун Неуч навел в моем царстве переполох, и мне нужна ваша помощь. Я слышала, что вы умные  и отзывчивые ребята, готовитесь идти в школу, многое уже знаете и умеете. Прошу вас откликнуться на мою просьбу, и навести на моих островах порядок!!!

Слайд 1 (Царица Математики)

Что будем делать?

Вы готовы помочь?

Организует детей, концентрирует их внимание.

Создает проблемную ситуацию

Внимательно слушают,  смотрят, стараются понять проблему.

Умение сопереживать, желание прийти на помощь.

Заинтересованность детей. Готовность к деятельности.

Основная часть.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, представлений.

Индивидуальная работа.

Совместная деятельность

Деятельность в команде.

Совместная деятельность.

Индивидуальная работа (для детей с разными образовательными потребностями)

Взаимопроверка

Динамическая пауза

Совместная деятельность.

Работа в парах.

А, на чем же мы можем добраться до островов?

- самолет, вертолет, корабль, лодка, подводная лодка…)

Ну, а на чем мы отправимся в путешествие , вы узнаете соединив цифры в правильном порядке (от 1 до 10).

 Перед вами лежат листочки в клетку, на которых указаны точки и цифры, вам нужно соединить карандашом , с помощью линейки, цифры по порядку, начиная с 1.

        

 2

 3

4

6

 5

  1

7

8

 

10

9


Что у вас получилось?

А это какой вид транспорта? (водный)

А теперь проверим правильность  выполнения задания.

Слайд 2 (Кораблик соединенный по цифрам)

Вижу, у всех получились кораблики, мы отправляемся в путь!

Чтобы не сбиться с пути, нам нужно правильно управлять кораблем. Перед вами лежат фото с изображением острова и штурвал.

Ставим штурвал на середину. Это начало пути. Готовы, отправиться в путешествие?

Переводим   штурвал в левый нижний угол.

И мы попадаем на остров «Разминка»

Слайд 3  (1 остров)

        

Какой формы остров?     Цвета?

(квадратный, желтого цвета.)

 Послушайте, какие задания ждут на этом острове, чтобы навести порядок.

Игра с мячом «БЫСТРО ДУМАЙ, НЕ ЗЕВАЙ, НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЙ»

Какое сейчас время года?

Назовите все времена года.

Сколько дней в неделе?

Какой сегодня день недели?

Сколько месяцев в году?

Какой сейчас месяц?

Сосчитайте от 10 до 1.

 Назови число, следующее за числом 3.

 Назови соседей числа 8.

Какое число находится между числами 8 и 10.

Молодцы! Справились с заданием!!!

Отправляемся на следующий остров. Штурвал передвигаем в верхний левый угол.

Слайд – 4 ( 2остров)

       Вот мы  подплываем ко второму острову, который называется «Путаница».

Какой он формы? Цвета? (трапеция, синего цвета)

Я вам предлагаю пройти на этот остров.

(на полу лежат четыре  обруча с цифрами)

На этом острове нас ждут интересные задания, и я думаю, мы с удовольствием с ними справимся.

 Посмотрите, здесь четыре  полуострова, у каждого есть свой номер.

А на красном и желтом столиках  лежат цветные карточки с разными примерами.

Вам нужно разделиться на две команды. Договориться между командами, какой столик будет ваш.

Каждой команде нужно решить примеры и положить на тот полуостров, цифра которого совпадает с вашим ответом.

Внимание на экран!

Слайд 5

(После правильного решения примеров на экране появляется «5». А если есть ошибки, то на экране появляется «?» , дети находят ошибки)

Молодцы! Справились, все верно!

Плывем дальше. Переводим штурвал в правый нижний угол.

Слайд  6 (3 остров)

И вот мы приплыли на  третий остров, а называется он «Загадочный».

Какой он формы?  Цвета? (овальный, оранжевого цвета)

У вас на столе есть карточки. Нам нужно сравнить числа. Поставить знаки больше, меньше или равно. (…..ставят знаки в первом столбике)

…Второй столбик для детей, которые быстро справляются со всеми заданиями).

А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте, правильно или нет выполнили задание.

Молодцы, ребята.

 Но, прежде, чем нам отправиться дальше в путь, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм? (зарядка)

Раз–подняться, потянуться,
Два–нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

 

Вот, ребята, мы с вами отдохнули, набрались сил, а теперь в путь!

Отправляем штурвал в верхний правый угол.

Помните, время у нас ограничено.

Слайд  7 (4 остров)

Какой он формы? Цвета? (прямоугольный, коричневого  цвета)

И вот у нас остров «Геометрический».

Все верно! А встречает нас на этом острове необыкновенный мальчик.

Слайд 8 (человечек из геометрических фигур)

(на экране появляется человечек из геометрических фигур).

 Ребята, посмотрите, пожалуйста, какой интересный человечек. А из чего он? (из геометрических фигур)

А какие здесь геометрические фигуры?

Сколько кругов?(6)

Квадратов?(2)

Треугольников?(7)

Прямоугольников? (4)

 Молодцы, а теперь ребята, предлагаю вам поработать в парах и выложить по образцу, с помощью геометрических фигур  человечков, которых мы с вами подарим в помощь Царице Математики, чтобы они помогали ей соблюдать порядок в ее царстве.

Молодцы! Справились!

Ну, а сейчас пора обратно возвращаться.

Передвигаем штурвал на середину.

Вот мы и уже в детском саду.

А пока мы с вами плыли обратно, я опять получила сообщение от Царицы Математики.

 Давайте его послушаем

 «Спасибо  большое, за помощь, вы такие умные, сообразительные, внимательные, вы справились со всеми заданиями, и в моем царстве теперь полный порядок!»

Создает ситуацию для включения детей в диалог, включает в образовательную деятельность.

Предлагает выполнить задание.

Оказание индивидуальной помощи детям, кто затрудняется.

Стимулирует детей к анализу.

Показ презентации.

Стимулирует внимание.

Вводит в игровую ситуацию: предлагает начать путешествие по спасению островов царицы Математики.

Бросает мяч  детям и задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Предлагает продолжить путешествие.

Предлагает пройти на остров «Путаница»

Побуждает детей к самостоятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания, оказывает индивидуальную помощь командам.

Концентрирует внимание на экран

Стимулирует дальнейшую деятельность.

Показ слайда.

Задает вопросы.

Объясняет задание, направленное на разные образовательные потребности.

Предлагает проверить правильность выполнения задания (взаимопроверка).

Поощряет к дальнейшей деятельности.

Под музыку предлагает выполнить движения в соответствии с текстом.

Стимулирует на дальнейшую деятельность.

Задает вопросы.

Стимулирует внимание.

Предлагает выложить человечков из геометрических фигур,  опираясь на рисунок - схему.

Хвалит за выполнение всех заданий, предлагает вернуться в детский сад.

Включает аудиозапись от Царицы Математики.

Размышляют, вступают в диалог.

Выполняют задания на индивидуальных карточках.

 Кто не может справиться, поднимают сигнальный флажок о помощи.

Анализируют результат и проверяют правильность выполненного задания.

Внимательно слушают, выполняют задание.

Ловят мяч и

отвечают на вопросы педагога

Передвигают штурвал по заданию педагога.

Проходят на воображаемый остров.

Договариваются между собой, делятся на команды, выбирают столик, решают примеры.

Сосредотачивают внимание и делают вывод.

Эмоционально реагируют на поощрения. Выполняют задание педагога. Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают, выполняют задание по своим способностям.

Выбирают, кому отдать свою карточку на проверку. Проверяют правильность выполнения у товарищей.

Оценивают, исправляют ошибки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы,

Обращают внимание на экран.

Активно отвечают на вопросы.

Работая в парах, выполняют задание. Обсуждают, договариваются.

Эмоционально реагируют на похвалу.

Слушают аудиозапись, обсуждают за что их похвалили.

Умение высказывать предположения,анализировать полученный результат.

Знание порядкового  счета от 1 до 10. Умение пользоваться линейкой  и карандашом.

Умение просить о помощи (коммуникация)

Умение внимательно слушать, ориентироваться на листе бумаги.

Развитие пространственного мышления и воображения.

Умение быстро ориентироваться в математических терминах, отвечать на вопросы.

Знание времен года, дней недели, месяцев, порядкового счета.

Умение договариваться, работать в команде принимать правила, чувствовать ответственность за работу в коллективе.

Формирование коммуникативных навыков.

Умение выполнять простые арифметические действия в пределах 20.

Умение эмоционально реагировать на поощрение.

Умение сравнивать числа, работать самостоятельно.

Умение брать ответственность.

 Делать выводы.

Развитие умений осуществлять движения в соответствии с заданной задачей.

Умение активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками: отвечать на вопросы, вести диалог.

Знание геометрических фигур.

Умение договариваться, управлять своим поведением, работать в паре.

Умение видеть результат.

Ощущение своей значимости в общем деле.

Заключительная часть.

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Открытость

Молодцы, вам удалось помочь Царице Математики навести порядок на ее островах.

Что мы с вами сегодня делали на занятии?

«Что позволило нам помочь Царице Математики?»,

На каких островах  мы побывали?

Что нового вы узнали?

Какое задание показалось вам более интересным?  Почему?»,

 «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»,

«Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии?» 

Ребята, я хочу, чтобы вы запомнили наше путешествие и дарю вам карту путешественника и штурвал.

Вы можете продолжить  наши приключения  и придумать свои интересные задания на каждом острове.

Благодарит детей за хорошую работу. Предлагает детям ответить на вопросы, активизирует обсуждение.

Стимулирует детей к самоанализу и самооценке.

Совместно оценивает процесс и результат деятельности.

Проговаривает открытость занятия.

Собираются в кружок.

Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе.

Активно отвечают на вопросы.

Принимают в подарок карту путешественников и штурвал.

Умение размышлять, вести диалог. (анализировать). Умение делать выводы.

Умение оценивать результат своей деятельности.

Умение благодарить..

Сценарий педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет,  совместная образовательная деятельность на тему   «На помощь Царице Математики»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Тема Байкальский рачокЦель: Создание условий  для …представлений о Байкальском рачкеЗадачи: 1. знакомить детей с рачком2. Организация деятельности по лепке рачка3.Организовать  рефлек...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности_конструктивно-модельная________________________________ группа_подготовительная_____________________________ Тема пилотка

Цель: Создание условий для закрепления умения складывать бумагу в разных направлениях- пилотка Задачи: 1. знакомить детей с Российской армией. Знакомить с военной терминологией. 2. Организац...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности_изобразительная________________________________ группа_подготовительная_____________________________ Тема «Лепка по замысл

Цель: Создание условий для занятий творчествомЗадачи: 1. Знакомить детей с понятие «Лепка по замыслу», самостоятельно определять, что хочется вылепить, доводить задуманное до конца&helli...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности_изобразительная________________________________ группа_подготовительная_____________________________ Тема лепка «Девочка и

Цель: Создание условий для закрепления умения лепить фигуру человека в движенииЗадачи: 1. Знакомить детей с пропорцией тела2. Организация деятельности по лепке человека3.Организовать  рефлексивну...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений: «Королевство Математики»

Цель занятия: создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

Технологическая карта образовательной деятельности «Путешествие в страну математики» в подготовительной к школе группе.

Цель: Создание условий для успешного выполнения математических заданий через совместное взаимодействие детей в микрогруппах.Задачи:1. Образовательные:Формировать мыслительные процессы детей чере...

Технологическая карта образовательной деятельности Развитие элементарных математических представлений с элементами моделирования. «Фиксику нужна помощь» подготовительная к школе группа

Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.Продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.Совершенство...