КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ БУРАТИНО»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Михайлова Ирина Анатольевна

Цель: обобщить и закрепить знания и умения детей по математическому развитию, полученные в течение учебного года. 

Задачи:

Образовательные: дать понятие «условная мерка». Учить детей способам измерения сыпучих тел с помощью условной мерки. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Показать значение измерительной деятельности. Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь, умение последовательно называть дни недели. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Формировать умение соотносить предметы по цвету.

Развивающие: развивать познавательную активность, крупную и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, речь, умение излагать результаты исследования, рассуждать, доказывать.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Методические приёмы:

Практические – проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность.

Наглядные - рассматривание, наблюдение, демонстрация способов действия.

Словесные - объяснение, напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Игровой - использование сюрпризных моментов.

Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

Демонстрационный материал:

Нарисованный паровоз с разноцветными вагонами; емкости с гречневой крупой; разные виды условных мерок (стакан, ложка,геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, фигуры из счетных палочек, Буратино, домик,

Раздаточный материал:

4 миски различной величины для измерения сыпучих веществ, тарелочки с гречкой, различные мерки (стаканчики, ложечки) крупа, сосуды, наборы фишек и цифр, счетные палочки, солнышко и тучка на палочке

Предварительная работа: Экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы: сказки братьев Гримм «Горшочек каши».

Словарная работа: Объем, емкость, условная мерка, сыпучие, мерить, измерять, сыпать.

Работа с родителями: покупка в магазине круп, участие детей в приготовлении каши.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие: воспитывать готовность к совместной деятельности, аккуратность, самостоятельность.

- речевое развитие: продолжать учить согласовывать числительные с существительными, отражать результат практической деятельности в речи, способность понимать словесную инструкцию.

- развитие познавательно-исследовательской деятельности: продолжать знакомить со способами практического обследования объектов, развивать внимание, способность к анализу и сравнению.

- физическое развитие: Закреплять умения действовать по сигналу, правильно выполнять рекомендуемые движения.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемные, исследовательские, игровые, социально-личностные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matematike.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Ирина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Урмарского района

Чувашской Республики

КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ БУРАТИНО»

Цель: обобщить и закрепить знания и умения детей по математическому развитию, полученные в течение учебного года. 

Задачи:

Образовательные: дать понятие «условная мерка». Учить детей способам измерения сыпучих тел с помощью условной мерки. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Показать значение измерительной деятельности. Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь, умение последовательно называть дни недели. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Формировать умение соотносить предметы по цвету.

Развивающие: развивать познавательную активность, крупную и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, речь, умение излагать результаты исследования, рассуждать, доказывать.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Методические приёмы:

Практические – проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность.

Наглядные - рассматривание, наблюдение, демонстрация способов действия.

Словесные - объяснение, напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Игровой - использование сюрпризных моментов.

Поощрение, дифференцированный анализ занятия.

Демонстрационный материал:

Нарисованный паровоз с разноцветными вагонами; емкости с гречневой крупой; разные виды условных мерок (стакан, ложка,геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, фигуры из счетных палочек, Буратино, домик,

Раздаточный материал:

4 миски различной величины для измерения сыпучих веществ, тарелочки с гречкой, различные мерки (стаканчики, ложечки) крупа, сосуды, наборы фишек и цифр, счетные палочки, солнышко и тучка на палочке

Предварительная работа: Экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы: сказки братьев Гримм «Горшочек каши».

Словарная работа: Объем, емкость, условная мерка, сыпучие, мерить, измерять, сыпать.

Работа с родителями: покупка в магазине круп, участие детей в приготовлении каши.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие: воспитывать готовность к совместной деятельности, аккуратность, самостоятельность.

- речевое развитие: продолжать учить согласовывать числительные с существительными, отражать результат практической деятельности в речи, способность понимать словесную инструкцию.

- развитие познавательно-исследовательской деятельности: продолжать знакомить со способами практического обследования объектов, развивать внимание, способность к анализу и сравнению.

- физическое развитие: Закреплять умения действовать по сигналу, правильно выполнять рекомендуемые движения.

Технологии: здоровьесберегающие, проблемные, исследовательские, игровые, социально-личностные.

Ход образовательной деятельности:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Вводная часть (мотивационный этап).

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня, пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его нам написал Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что он пишет?

Дети: Да.

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Вместо того чтобы идти в школу, я отправился на прогулку, где повстречал хитрых и коварных кота Базилио и лису Алису. Они закрыли меня в комнате, забрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня только тогда, когда я все задания по математике выполню. Я не знаю ответы. Пожалуйста, помогите!»

Воспитатель: Поможем Буратино?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, как узнать, сколько здесь конверт? Что нужно сделать? (Сосчитать) Эти конверты не простые, а заданиями, мы должны выполнить все задания, которые там написаны, и освободить Буратино

Воспитатель: Сначала проведём разминку.

Игра «Верно-неверно».

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку;

- днем ярко светит луна;

- утром дети идут в детский сад;

- ночью люди обедают;

- вечером вся семья собирается дома;

- после 7 по счету идет 9

- за понедельником следует среда;

- всего 5 времен года;

- весна наступает после лета;

- февраль – весенний месяц.

Воспитатель: Выполним первое задание в конверте, где нарисована цифра один. Задание №1. Вы должны отгадать загадку:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Правильно, это поезда. Вы должны составить поезд из вагончиков, которые лежат у меня на столе. Все вагоны пронумерованы. Сколько всего вагонов?

Давайте сосчитаем вместе (7). Сосчитайте (Один, два,) Всего семь вагонов, нужно выйти и посчитать от 2 до 5, от 4 до 7, а вот другое задание от 6 до 3. Обратите внимание, все вагоны по дням недели, называйте последовательно все дни недели.

• Сколько всего дней в неделе?

• Какой по счёту четверг?

• Какая по счёту суббота?

• Какой по счёту понедельник?

• Какой по счёту воскресенье?

• Среда, скажи, какой день недели, назови сказки, в которых встречается число три.

Посмотрите, внимательно на вагончики – они покрашены в цвета радуги. Повторите все цвета. Скажите, мне, пожалуйста, на каком месте, находиться зеленый вагон? Красный?

С первым заданием вы справились, молодцы.

Задание№2. Выполним второе задание в конверте, где нарисована цифра два. (Воспитатель читает задание) Посмотрите, что изображено на листке? Верно – это геометрические фигуры. Какая фигура изображена в середине. Где разместился прямоугольник? Какая фигура находиться в нижнем правом углу? Где находиться овал? Какая фигура находиться в нижнем левом углу? А теперь вам на своих листочках нужно расположить геометрические фигуры в таком же порядке. Самостоятельная работа детей. Давайте проверим. Вы должны нарисовать ластиком геометрические фигуры на листе бумаге под диктовку в указанном местоположении.

• В правом верхнем углу нарисуйте треугольник

• В левом верхнем углу круг

• В нижнем правом углу квадрат

• В нижнем левом углу овал

• В середине листка прямоугольник

Задание№3. Выполним третье задание в конверте, где нарисована цифра три.

Мы должны провести физкультминутку: «Части суток»

Какое время суток сейчас (утро)

Какие времена суток вы еще знаете? (день, вечер, ночь)

Я буду, показывать разные геометрические фигуры, обозначающие части суток, вы должны выполнять соответствующей фигуре разные движения: треугольник жёлтый означает утро - шагать; круг красный день – бегать; квадрат синий вечер – прыгать; черный прямоугольник ночь – приседать.

Задание№4. Выполним четвертое задание в конверте, где нарисована цифра четыре. Определение объема сыпучих объектов с помощью мерок.

В двух прозрачной миске разной формы насыпана гречневая крупа.

- Скажи, в каком стаканчике гречневой крупы больше?

- Что нужно сделать, чтобы это узнать?

- Чем можно измерить гречневую крупу?

- Измерить гречку удобнее всего стаканчиком или ложкой.

- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.

- Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям).

- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (Выставляем фишку).

- Сейчас вы будете самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.

- Как узнать, сколько получилось мерок крупы? (Надо сосчитать фишки).

(Дети считают количество фишек, обозначают цифрой).

- Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 4 стакана. Тот, у кого получилось 4 стаканчика, измерили правильно.

- Почему у вас получились разные ответы? (Неправильно измеряли, неправильно наполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки).

- Какие правила измерения вы узнали? (Можно измерять стаканом, рюмкой – это условная мерка, но она должна быть правильно наполненной).

- А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить гречку? (Можно, но долго).

Сделав это одним и другим, они определяют, где гречки больше, а где меньше и убеждаются в том, что при измерении ложкой мерок получается большее количество, чем при измерении стаканом.

- Какие сыпучие вещества вам еще знакомы?

- Сколько фигур на верхней строке?

- Сколько фигур в нижней строке?

- Где больше?

- Как можно назвать одним словом эти предметы: стакан, чашку, ложку? (Мерка.)

С этим заданием справились.

Гимнастика для глаз.

Упражнение «Стрельба глазами» : двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

Задание№5. Выполним пятое задание в конверте, где нарисована цифра пять. Посмотрите, какой красивый дом, на дверях висит большой замок. Мы должны его открыть. Чем открывают замок? (Ключом) для того, чтобы открыть замок нам нужно построить три квадрата из счетных палочек так, как показано на рисунке.

Переложите четыре палочки так, чтобы получился ключ. Я думаю, что ваши ключи откроют этот замок. (Дети работают с раздаточным материалом.)

Из ширмы воспитатель достает нарисованного Буратино.

- Молодцы дети, вы очень славно потрудились и освободили Буратино.

Итог.

- Молодцы дети, вы выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы.

- Дети, понравилось ли вам занятие?

- Что было трудно? - Как вы считаете, кто был самым активным на занятии и без чьей помощи нам бы не обойтись?

- А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас всё получилось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствуете себя не уютно, у вас что-то не получилось, тогда «тучку». (Дети берут «солнышко» или «тучку» и поднимают). Для всех Буратино приготовил тетради по математике. По ней вы научитесь решать задачи, примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе детского сада «Мальвина учит Буратино»

Закреплять навыки счета в пределах 10, умение образовывать число 10 на основе сравнения двух групп предметов.Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Составление предмета из треугольников» (математический аквариум, старшая группа)

Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Задачи:-  упражнять в счете в пределах шести;- закреплять навыки порядкового счета впределах шести;- зак...

Конспект ОД по математическому развитию в старшей группе "Путешествие в королевство Математических наук"

Представленная образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о прямом и обратном счете; знаний о геометрических фигурах....

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»

на этом занятии дети отправляются в увлекательное путешествие по стране математики, где повторяют счет в пределах 10, геометрические фигуры...

Конспект образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности (математическое развитие) в старшей группе "Измерение сыпучих веществ"

В данной образовательной ситуации дети совершенствовали умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки....