ФЭМП в детском саду
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Элеонора Илларионовна Переверзева

Современные требования к ФЭМП для дошкольников.

Методика формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в младшей и средней группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_trebovaniya_k_femp_dlya_doshkolnikov.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к ФЭМП для дошкольников.

Методика формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в младшей и средней группах.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы развитие познавательной активности чрезвычайно важно и актуально, важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность.

В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  2. развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  5. овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  7. развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. развитие активности и инициативности детей;
  9. воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Во ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».

В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений».

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е. необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать,рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого- поддержать интерес ребенка!

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

(А. Франс)

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным. (Блез Паскаль)

Базовые категории

Количество и счёт

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Принципы обучения математике:

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация.
  • Коррекционная направленность.
  • Формы работы по ФЭМП

  • Организованная образовательная деятельность
  • Демонстрационные опыты
  • Сенсорные праздники, математические досуги.
  • Театрализация с математическим содержанием
  • Обучение в повседневных бытовых ситуациях
  • Беседы
  • Самостоятельная деятельность в развивающей среде

Вторая младшая группа (три-четыре года): учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма); научить сравнивать предметы по длине (длинный — короткий), ширине (узкий — широкий), по высоте (низкий — высокий); познакомить с кругом, квадратом, треугольником; учить отличать правую и левую руку, правильно определять направление (вверх-вниз, вперёд-назад); познакомить с частями суток

Средняя группа (четыре-пять лет): изучить цифры и порядковый счёт в пределах пяти; познакомить с операциями сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку; познакомить с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат, шар и куб, конус и цилиндр, овал и круг; совершенствовать навыки ориентации на плоскости (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо); развивать временные представления: последовательность годовых сезонов и частей суток

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция – это связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Рассматривается как ведущая форма организации содержания образования. Встречается во всех видах детской деятельности:

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно-исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Конструирование из разного материала;

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Музыкальная;

Двигательная.

Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Где встречается математика?Образовательная область «Физическое развитие» Двигательная деятельность.

Что делаем?

сравниваем предметы по величине и форме;

определяем левую и правую сторону;

ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;

используем плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки; используем карточки с изображением времен года и частей суток;

используем считалочки (количественный и порядковый счет);

Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д)

Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах)

Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора» Что делаем?

Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки.

Используем стихотворные формы художественной литературы.

Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.

Вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала» Что делаем? Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т.п.

Педагогические приёмы ФЭМП

Наглядные

Словесные

Практические

Игровые

Экспериментирование

Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций): В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду». В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.

Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии): Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ. Психо-интеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?»

Практические: Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления. В средней и старшей группе сложность и количество упражнений возрастает.

Игровой приём. Основной вид деятельности дошкольника — игра. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу — помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления. Когда какое-то свойство выделяется впервые, игровые моменты можно свести к минимуму. Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с дидактическим материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной — воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).

Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу, измерить объём, длину, ширину, сравнить, обнаружить связи и закономерности. Моделирование геометрических фигур, выстраивание числовых лесенок, создание графических моделей стимулирует познавательный интерес, помогают развить интерес к математическим знаниям.

При обучении детей младших групп используется наглядно-действенный метод. Новые знания дети приобретают при помощи непосредственного восприятия: во время наблюдения за действиями педагога и работой с дидактическим материалом.

Каждое занятие всегда имеет три этапа: Мотивационно-побудительное начало (2–3 мин). Основная организационно-поисковая часть (10 мин). Заключительная часть (2 мин). В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику — это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).

Как заинтересовать детей математикой в начале занятия. Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие: «Сказка в гости нас зовёт» — воспитатель вместе с детьми приглашает русскую народную сказку «Теремок». Волшебный домик откроет дверь только тому, кто разгадает все загадки и решит все задачи. «Сказочная школа» — педагог рассказывает детям в начале занятия, что утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В письме от учеников сказочной школы сказано, что для того, чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно пройти испытания которыми станут математические задания. «Королевство занимательной математики» — педагог обращается к практике элементов театральной игры, например, перевоплощается в Королеву Математики и становится проводником в волшебную страну с приключениями в форме увлекательных математических упражнений. Сюрпризный момент вводной части занятия обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета.

Особенности занятия по математике у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Невнятность, неразборчивость речи, бедный лексический запас приводит к тому, что дети часто чувствуют себя неуверенными во время фронтальных занятий. Речевой дефект приводит к проблемам неустойчивого внимания, маленького объёма памяти, низкого уровня развития логического и абстрактного мышления, соответственно, возникают сложности с восприятием учебного материала: зеркальный способ написания цифр; трудности с выстраиванием числового ряда; проблемы с пространственной и временной ориентацией. Особенности коррекционной комплексной работы по ФЭМП в логопедической группе: Реализация программных математических задач совмещается с выполнением задач логопедического плана. Работа планируется на основе тематического принципа, например, во время изучения темы недели «Фрукты» дети их считают, сравнивают по цвету, форме, размеру, делят на группы, составляют простейшие задачи. Для формирования навыков счёта важно отслеживать правильное использование падежных форм количественных числительных в паре с существительными (одно яблоко — три яблока). Необходимо в доброжелательной форме стимулировать детей к развёрнутым ответам, совершенствовать монологическую речь, развивать коммуникативные навыки. Речь воспитателя должна быть понятна, нетороплива, сопровождаться повторами важной информации для более детального и глубокого её осмысления. По возможности чаще использовать индивидуальные и подгрупповые занятия в утренние и вечерние часы. Стараться закреплять навыки порядкового и количественного счёта во время повседневной деятельности (считаем этажи, машины в процессе прогулки, предметы и героев на занятиях по чтению, движения на занятиях физкультурой и т. д.). На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию закреплять пространственные представления.
В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ФЭМП в детском саду

Картотека математических игр для развития умственных способностй детей дошкольного возраста....

Дидактические игры по ФЭМП в детском саду

Дидактические игры по ФЭМП в детском саду...

Дидактические игры по ФЭМП в детском саду

Дидактические игры по ФЭМП в детском саду....

Авторские дидактические игры по ФЭМП в детском саду

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13312385","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Дидактическая игра «Составь число из вух меньших"...

Конспект НОД по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст. Тема "Путешествие в лес"

Конспект НОД по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст.Тема: "Путешествие в лес"...

Конспект НОД по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст. Тема "Путешествие в лес".

Цель: Создание условий для развития интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности, закрепление и обобщение полученных знаний....

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема: «Счет в прямом и обратном порядке»Задачи:1. Учить:- решать логические задачи;- сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе;- определять место числа среди других чисел...