консультация для родителей "Математика в сказках"
консультация по математике

Ерюшева Елизавета Александровна

Мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения детей в школе. Наша задача состоит не только в том, как научить ребенка правильно держать ручку, считать, но и умению думать, творить, развить интерес к учению и вызвать желание учиться. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!
МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ

Мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения детей в школе. Наша задача состоит не только в том, как научить ребенка правильно держать ручку, считать, но и умению думать, творить, развить интерес к учению и вызвать желание учиться. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Уже с самого раннего возраста дети, незаметно для себя и родителей, входят в мир математики. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как  счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения.

Выдaющиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей. К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки. Малые фольклорные жанры могут использоваться родителями для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Дети очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, и в своих играх дома и в детском саду дети стараются подражать им. Так же во многих сказках математическое начало видно на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

«Теремок» помогает запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), а и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке, как образуются последующие числа. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Помогут ребенку пересчитать персонажей сказок красочные иллюстрации. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.

«Колобок» и «Репка», особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?

«Три медведя» – это сказка, раскрывающая несколько разделов ФЭМП: и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями и тарелками; закрепить понятия столько же сколько, поровну.

«Красная шапочка» дает возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее

пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка. А если сюжет

домыслить, например, пересчитать пирожки в корзинке девочки или поделить их между храбрыми охотниками, то можно научить детей решать задачи.

Всем известная сказка о Волке, Козе и семерых козлятах тоже учит детей количественному счету и решению задач.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козлёнка, который умел считать до 10». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10 и уяснит образование последовательных чисел.

«Два жадных медвежонка» - эта сказка знакомит детей с понятиями поровну, столько же сколько, а также научит детей сравнивать предметы по величине и делить их на 2, 4 равные части.

Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик» учит детей порядковому счету — какое, желание Жени исполнилось с помощью первого лепестка?.. Сколько лепестков осталось, если Женя оторвала один лепесток. Таким образом, ребенок учится решать простейшие арифметические задачи, усваивает обратный счет.

Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, «Котята» С. Михалкова или «Веселый счет» С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Вот одна из них, «Считалка для ворон»

Я решил ворон считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть ворона – на столбе,

Семь ворона – на трубе

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят…

Ну, а десять – это галка.

Вот и кончилась считалка.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Считать можно все, что найдется подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков и т.п. Но, кроме счета, можно тренировать ребенка в различении таких понятий, как лево-право, вверху-внизу и т.д.

Также, сказки и сказочные герои позволяют использовать проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственными участниками сказки.

Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

Без математики, друзья, никак нам не прожить:

Никто не сможет посчитать, ничто нельзя сравнить.

Нам математика дана уж много сотен лет.

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

А первый поезд, самолет, ракета в первый путь,

Без математики, друзья, могли с пути свернуть.

«Хвала науке из наук!» - мы скажем не тая.

И потому учить ее обязанность твоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Праздник сказки" , Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

Что необходимо предусмотреть чтобы праздник состоялся.Методические рекомендации проведения викторины....

Консультация для педагогов "Со сказками родились мы ,со сказками живём!"!(из опыта работы)

Большое внимание в своей работе я уделяю разделу «Ознакомление с художественной литературой» - конкретно знакомство со сказкой.Делюсь опытом!...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».               Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Консультация для родителей  «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»...

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и форм...

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»

Консультации для родителей «Какие сказки читать детям? Выбираем сказки по возрасту»...