Проект "ИГРАЮ. ДВИГАЮСЬ. УЧУСЬ"
проект по математике (средняя группа)

Гуль Анна Александровна

ПРОЕКТ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._proekt_-_igrayu._dvigayus._uchus.docx434.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 51»

ПРОЕКТ

«ИГРАЮ. ДВИГАЮСЬ. УЧУСЬ»

Подготовили:

Гольбек Т.А., Гуль А.А.

        Ленинск – Кузнецкий городской округ        

Содержание

 

  1. Паспорт проекта …………………………………………………… 3
  2. Актуальность проекта ………………………………………………5
  3. Цели и задачи проекта ………………………………………………8
  4. Краткое описание проекта по этапам……………………………….9
  5. Список литературы…………………………………………………..11
  6. Приложение  ………………………………………………………….12

Паспорт проекта

Название проекта

«ИГРАЮ. ДВИГАЮСЬ. УЧУСЬ»

Основные разработчики проекта

Педагоги

Цель и задачи проекта

Цель проекта: способствовать развитию интеллектуального и логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование подвижных развивающих игр «VAY TOY»

Задачи:

  • развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие; развивать пространственные представления; развивать умения производить операции на сравнение, классификацию, анализ и синтез;
  • учить детей взаимодействовать друг с другом: слышать, слушать, понимать;
  • развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) у детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  • укреплять физическое здоровье и сохранять психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (сентябрь) – поиск и обработка информации в соответствии с возрастными особенностями детей;
  2. Основной этап (учебный год) – реализация плана в соответствии с намеченной целью проекта

(Приложение 1);

  1. Заключительный этап (май) – презентация проекта.

Перечень основных мероприятий

Игровое поле «ФОРМА. ЦВЕТ. РАЗМЕР»

Игровое поле «Логика»

 (См. Приложение 2)

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

выявляют свойства в объектах, называют их, обозначают их отсутствие; умеют производить операции на сравнение, классификацию, анализ и синтез; взаимодействуют друг с другом; ориентируются в пространстве – умеют переносить задание с листа на большую плоскость, знают направления (вверх, вниз, влево, вправо), умеют на плоскости найти фигуру по признаку, по заданному алгоритму; умеют конструировать как по заданию, так и на основе собственного фантазирования; выражают свои мысли и действия, рассуждают о признаках геометрических фигур, умеют прокомментировать свои действия.

Целевая группа проекта

Дети младшей и средней группы

Актуальность

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже начиная с младшего дошкольного возраста можно начинать работу по развитию логического мышления у детей.

Как показывает практика, лучшим развивающим и обучающим пособием становится то, что выбирают сами дети. А они отдают предпочтение подвижным развивающим играм, поскольку движение – это естественное состояние здорового растущего детского организма.

В этом случае на помощь воспитателю приходят, казалось бы, очень простые игровые пособия, инновационность которых состоит в том, что они превращают статичную дидактическую игру в подвижный квест.

И сегодня речь пойдет об одной из таких инноваций – развивающих напольных тренажерах российской компании «VAY TOY».

Авторы – супруги Татьяна и Марк Вайнапель – на сегодняшний день разработали и запатентовали целый арсенал увлекательных подвижных игр для дошкольников. Игровые пособия компании «VAY TOY» объединены общей концепцией-девизом: «Играю. Двигаюсь. Учусь»:

«Играю» – хорошая игра увлекает и становится для ребёнка интересной и познавательной. Находясь на игровом поле VAY TOY, дети попадают в центр игрового пространства. Игра вокруг них! Это удивительно для малыша, и занятие превращается в увлекательный квест.

«Двигаюсь» – игры VAY TOY позволяют проводить обучение детей в подвижной форме, объединяя интеллектуальное развитие ребёнка и его двигательную активность. Детям во время занятий не нужно сидеть за столом. Они свободно передвигаются по игровому полю, наклоняются, приседают, прыгают, бросают мешочки с песком. Игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, глазомер и ловкость. Главное – двигательная активность положительно влияет на здоровье детей.

«Учусь» – пособия VAY TOY можно использовать с детьми разного возраста, усложняя задания. Игры учат сравнивать, различать, запоминать, логически мыслить, читать и считать, ориентироваться в пространстве и принимать решения. Они знакомят с цветами, формами и свойствами фигур, величиной, логическими цепочками и решением задач геометрического судоку, понятиями «право-лево», «верх-низ», и даже строением Солнечной системы. Всё, что раньше вы делали за столом, вы можете делать в подвижной форме.

Безусловным положительным моментом в использовании игровых напольных тренажеров является обучение детей в игровой форме. Причем заниматься можно как индивидуально, так и со всей группой, преобразуя традиционное сидение на коврике или за столом в динамический поиск нужных решений и уделяя больше времени развитию сенсомоторного интеллекта. При этом игровые задачи настолько разнообразны, что многие из нас наверняка попробуют внести в условия игры что-то свое.  

Игровые сеансы реализуются в пяти образовательных областях, а также в рамках части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Познавательное развитие (ФЭМП) – играя с детьми в подвижные игры с геометрическими фигурами, мы развиваем у них много разных качеств, в том числе и математическое мышление. Ведь сочетание мыслительной и двигательной деятельности способно повысить произвольное внимание, улучшить память, мелкую моторику, сформировать зрительно-пространственные функции, развивать логическое мышление и т.д. Помня дидактический принцип «от простого к сложному», начинаем с самого простого. Используем только три основных фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Художественно – эстетическое развитие – знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления) у детей дошкольного возраста.

Социально – коммуникативное развитие – игры с геометрическими фигурами хорошо сочетаются с приёмами социо-игровой технологии и личностно ориентированного развития, когда за основу взята деятельность в группах: слушаю, делаю, говорю. Социо-игровая атмосфера возникает при сочетании двигательной активности и игры в малых группах, когда происходит личностное и групповое общение. Объединять детей в микро-группы можно разными способами: по желанию, слову, цвету глаз или одежды, путём образования пар, троек и т.д. В социо-игровой педагогике есть правило: микро-группы не могут быть одинаковыми на протяжении длительного времени, в течение игрового сеанса они могут меняться несколько раз.

Физическое развитие – двигательная активность – мощный фактор укрепления здоровья дошкольников. Ведь дошкольный возраст служит фундаментом, на который закладываются основы здоровья и физического развития. Было замечено, что в сочетании развивающих упражнений и двигательной деятельности дети быстрее находили пути решения определённых задач, более живо и эмоционально выполняли упражнения.

Речевое развитие - речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, в том числе и со сверстниками, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием, проявляя при этом свою индивидуальность.

Именно эти факты подвели нас к выбору

Цель проекта: способствовать развитию интеллектуального и логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование подвижных развивающих игр «VAY TOY»

Задачи: 

  • развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать их отсутствие; развивать пространственные представления; развивать умения производить операции на сравнение, классификацию, анализ и синтез;
  • учить детей взаимодействовать друг с другом: слышать, слушать, понимать;
  • развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) у детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  • укреплять физическое здоровье и сохранять психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Вид проекта: познавательный

Сроки проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети 3 – 5 лет

В процессе работы использовались следующие методы.

Методы исследования:

• изучение, анализ литературных источников и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;

• наблюдение за детьми;

Методы обучения:

• практические;

• наглядные;

• словесные.

Приоритетное место отводилось практическим методам:

• игра;

• упражнение;

• игра – ситуация.

Этапы:

I этап – подготовительный: изучение нормативных документов, регламентирующих выбор учебно-методических и игровых материалов, оборудования; современных работ авторов в области развития интеллекта и математического мышления у детей дошкольного возраста; разработка перспективного планирования, приобретение и изготовления необходимого оборудования; ознакомление родителей с развивающими играми «VAY TOY»; разработка модели внедрения игры «VAY TOY» в образовательную деятельность.

II этап – основной: на втором этапе осуществляется реализация перспективного плана по развитию интеллекта и логического мышления у детей дошкольного возраста, который представлен в виде познавательно-развивающих модулей, каждый из которых реализуется в течение учебного года.

III этап – заключительный

На этом этапе происходит: анализ эффективности и результативности опыта; обобщение положительного опыта, представление результатов работы.

Результат работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития интеллекта и логического мышления, были получены хорошие результаты, а именно:

- производят операции на сравнение, классификацию, анализ и синтез, умеют решать простые задачи на выделение определённого признака;

- обобщают объекты, умеют выделить сходства и различия;

- ориентируются в пространстве – умеют переносить задание с листа на большую плоскость, знают направления (вверх, вниз, влево, вправо), умеют на плоскости найти фигуру по признаку, по заданному алгоритму;

- умеют конструировать как по заданию, так и на основе собственного фантазирования;

- точно выражают свои мысли и действия, рассуждают о признаках геометрических фигур, умеют прокомментировать свои действия;

- при организации совместной деятельности умеют договариваться и слышать друг друга.

Регулярное использование подвижной игры «VAY TOY» позволяет сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и продуктивным, способствует развитию интеллекта и логического мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Список литературы

1.  Академия дошкольных наук: комплекс напольных подвижных развивающих игр: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. Электронный документ. – 146 с.

2. Букатов В.М. Карманная энциклопедия для социо-игровых приёмов обучения дошкольников. М., 2008.

2. Вайнапель Т. Учить или играть? Пособие к играм VAY TOY / Т. Вайнапель — «Издательские решения», ISBN 978-5-44-960756-0

3. Игра как ведущая деятельность дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2016. – 236 с.

4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. – 2012. – №5.

5. Кралина М.В. Логика. Для обучения детей в семье, в детском саду и далее… Екатеринбург, 1998.

Приложение 1

Перспективный план

Дата

Название упражнения

Содержание

Игровое поле «Форма, цвет, размер»

Начинаем знакомство ребенка с одного цвета, потом добавляйте второй, затем – третий и четвертый.

1 блок – Знакомство с цветом

Упражнение №1

Достаем из набора синий мешочек. Наполняем его синими фигурами. Называем четко цвет этого мешочка, добиваясь повторения ребенком этого названия. Далее предлагаем доставать из мешочка фигуры и называть их цвет.

Упражнение №2

Поле VAY TOY сложено так, что видны только синие фигуры, даем ребенку в руки различные фигуры. Если цвет фигуры синий – ребенок кладет ее на поле, если не синий – отдает обратно взрослому. Потом предложите ребенку попрыгать с фигуры на фигуру как зайка по кочкам – игровой момент развеселит малыша.

Упражнение №3

Перед ребенком лежат все синие фигуры. Предложите ему построить синий корабль/ синий дом/ синюю дорожку. Пусть проявит воображение. Если ребенку сначала трудно, сделайте это вместе с ним.

Упражнение № 4

На полу развернуто поле VAY TOY. Вы договариваетесь, что на синих фигурах ребенок прыгает, на желтых – хлопает в ладоши, на красных – топает ножкой. Вы показываете ему фигуру, проговариваете ее цвет, ребенок встает на ту часть коврика, где изображена данная фигура и выполняет упражнение.

2 блок – Величина

Упражнение № 1

Даем в руки ребенку одну большую фигуру и одну маленькую (лучше, если они будут однородны, например, квадраты). Описываем их величины, не называя вид фигуры. Затем предлагаем положить на пол маленькую фигуру, на нее большую.

Упражнение № 2

Показываем ребенку Большую фигуру. Далее варианты заданий:

А) найди и принеси фигуры меньшего размера

Б) найди и принеси фигуры такого же размера.

Аналогично действуем с маленькой фигурой.

Упражнение № 3

Описываем, что это домики наших фигур. Нужно помочь фигурам попасть в свой домик. Но открыты пока только большие домики, в них можно попасть. Ребенок должен выбрать большие фигуры и разложить их на коврике.

Упражнение № 4

Тренируем память и внимательность. Закрепляем понятия цвет и размер. Даем задание ребенку:

Сложи в синий мешочек все синие фигуры; в желтый мешочек – только большие желтые фигуры; в красный – только маленькие красные фигуры.

3 блок – Форма

Игра «Волшебная дорожка»

Взрослый выкладывает часть фигур на поле, образуя дорожку. Ребенок становится у края коврика. С другой стороны коврика его ждет любимая игрушка, нужно до нее дойти. Ребенок, наступая на фигуру, проговаривает ее название и переходит на следующую.

Игра «Домики»

Группируем фигуры по 1,2 и 3 признакам. Группируя фигуры по одному из признаков, ребенок помещает в одну группу все схожие фигуры.

«Волшебные мешочки»

Задания повышенной сложности. Для начала разложите коврик «VayToy», и ребенок пусть разложит все фигуры по своим местам. Далее дается инструкция: «Мы должны собрать фигуры в волшебные мешочки. Каждый мешочек любит свой цвет, но треугольники не могут в них попасть, т.к. они заколдованы».

Ребенок должен сложить фигуры в мешочки согласно условию.

Игра «Наоборот»

Взрослый кладет одну фигуру на игровое поле, и просит ребенка выбрать и положить следующую, наиболее непохожую на первую. После правильного выбора, взрослый проговаривает все признаки фигуры, просит ребенка указать отличия. Далее другой ребенок ставит следующую фигуру по тем же условиям.

Игра «Найди пару»

Учиться выделять главные признаки фигур, развивать внимание, мышление, смекалку, сообразительность и наблюдательность. Проводим игры на нахождение пары.

Игра «Паровозик»

Предлагаем ребенку выложить паровозик из различных фигур. Но паровозик нужно загрузить: в каждый вагончик можно положить фигуру только такого же цвета.

Игра «Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Подготовка к счёту

Много и один

Для овладения понятием числа необходимо развить его количественные представления:

–уточняем понятия: «много», «мало», «немного», «несколько» и учим применять их в составляемых предложениях;

–вводим в активный словарь: «было», «стало», «осталось», «вместе», «всего».

Обращаем детское внимание на слова: «столько же», «поровну», «одинаково».

Игра «Найди своё место»

Задача расставить все треугольники (квадраты, круги) по своим местам, проговаривая все свойства – размер, цвет и форму фигуры.

Количественный счет до 5

Игра «Числовые лесенки»

Задача построить лесенку из маленьких (больших) фигур

Порядковые числительные

Игра «Цепочка»

Способствует развитию слуховой и зрительной памяти, тренирует внимательность. Ее можно организовать как с одним ребенком, так и с группой детей.

Игра «Что, на что похоже»

Развитие умения различать предметы и сравнивать их с фигурами. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию, речь.

Игра «Воображения»

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; развитие умения выполнять задание по образцу, схеме, описанию, инструкции; развитие речи.

Счет группами. Сравнение множеств, отличающихся на 2,3 единицы

Осваиваем счет с различным основанием единицы. Считаем уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из нескольких предметов. Разбиваем совокупности в 4,6,8,9,10 предметов на группы по 2,3,4,5 предметов, определяем количество групп и число отдельных предметов.

Игра «Найди-ка»

Развитие навыков взаимодействия, тактильного восприятия и формирование сенсорных эталонов.

Игровое поле «Логика»

Игра «Играм судоку»

Игровая задача поставить недостающие фигуры в свободные места на поле так, чтобы не повторялась форма и цвет фигур по горизонтали и по вертикали.

Игра «Посмотри – запомни»

Игровая задача запомнить фигуры и их расположение. Далее он по памяти повторить на поле ту же схему. Когда задание выполнено, сверить с карточкой.

Игра «Вправо-влево, впереди-сзади»

Игровая задача учить детей ориентироваться в пространстве.

Игра «Три фигуры в ряд»

Задача развивать зрительное внимание, умение сравнивать фигуры, умение подбирать по нескольким параметрам

Приложение 2

Игры и упражнения

Игра «Волшебная дорожка»

На полу разложен коврик VAY TOY. Взрослый выкладывает часть фигур на поле, образуя дорожку. Ребенок становится у края коврика. С другой стороны коврика его ждет любимая игрушка, нужно до нее дойти. Ребенок, наступая на фигуру, проговаривает ее название и переходит на следующую. Можно договориться, что при попадании на квадрат, ребенок приседает, на круг – хлопает в ладоши, на треугольник – стоит на цыпочках. Если ребенок сбился – возвращается в начало. Можно усложнить задание, не выкладывая фигуры на поле, взрослый проговаривает ряд фигур, по которым ребенок должен пройти. Ребенок запоминает и потом проходит заданный путь. Затем взрослый и ребенок меняются местами.

Игра «Домики»

Группируем фигуры по 1,2 и 3 признакам. Группируя фигуры по одному из признаков, ребенок помещает в одну группу все схожие фигуры (Выложи в ряд все треугольники, над ними – все квадраты, под ними – все круги – группировка по форме). Выясняем, что общего у всех фигур внутри одной группы (форма), в чем отличия (они разного размера и цвета). Затем меняем признак группировки. Усложняя задание, добавляем для группировки второй признак (Выложи в один ряд все большие треугольники, рядом все маленькие треугольники – группировка по форме и размеру). Выполняя такие задания, ребенок учится последовательно сопоставлять предметы по выделенному признаку, не переключаясь на другие свойства. Ребенок видит, как меняется место фигуры среди других, в зависимости от того, по какому признаку они сгруппированы.

Игра «Волшебные мешочки» (задания повышенной сложности)

Для начала разложите коврик «VayToy», и ребенок пусть разложит все фигуры по своим местам. Далее дается инструкция: «Мы должны собрать фигуры в волшебные мешочки. Каждый мешочек любит свой цвет, но треугольники не могут в них попасть, т.к. они заколдованы». Ребенок должен сложить фигуры в мешочки согласно условию. Или, например, «Все фигуры заколдовали, и они забыли свой цвет: желтые пошли жить в синий мешочек, красные – в желтый, а синие – в красный, только круги не заколдовались». Уровень сложности зависит от ребенка.

Игра «Наоборот»

Взрослый кладет одну фигуру на игровое поле, и просит ребенка выбрать и положить следующую, наиболее непохожую на первую. После правильного выбора, взрослый проговаривает все признаки фигуры, просит ребенка указать отличия. Далее другой ребенок ставит следующую фигуру по тем же условиям.

Игра «Найди пару»

Пара – понятие, применимое для описания двух предметов, схожих по одному или нескольким признакам. Цель занятий – научиться выделять главные признаки фигур, развивать внимание, мышление, смекалку, сообразительность и наблюдательность. Проводим игры на нахождение пары.

Упр.1: на полу разложены все большие фигуры. Ребенку даем задание найти ко всем фигурам пару по форме и цвету.

Упр.2: на полу выкладываем ряд из всех синих фигур. Ребенок должен найти каждой фигуре пару красного цвета.

Упр.3: на полу лежит игровое поле VAY TOY. Ребенку даем в руки фигуру: «Найди на поле пару для своей фигуры только по форме (аналогично по цвету, размеру). Найди пару для своей фигуры по форме и цвету – найди пару своей фигуре по форме, цвету и размеру».

Игра «Паровозик»

Предлагаем ребенку выложить паровозик из различных фигур. Но паровозик нужно загрузить: в каждый вагончик можно положить фигуру только такого же цвета.

Игра «Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Взрослый достает куклу, здоровается и объявляет о том, что у куклы нет бус, потому что она никак не может выбрать подходящий узор. Взрослый предлагает детям собрать для куклы красивые бусы. Дети вытаскивают фигуры из мешочков. Взрослый дает инструкцию: «Найдите ребят, у которых цвет и форма геометрической фигуры совпадает с вашей и встаньте вместе». После того, как дети образовали пары, с помощью взрослого образуют общий круг, чередуясь по цветам. Взрослый хвалит узор: «Ах, какие замечательные бусы у нас получились, ребята! Кукла будет довольна». Кукла благодарит ребят.

Подготовка к счету

Упр.1: на полу разложен коврик VAY TOY так, что видно только синие/красные/зеленые или желтые фигуры. У взрослого в руках одна фигура того же цвета. «Посмотри, как МНОГО на коврике синих кругов. Давай по ним попрыгаем как зайчики. Много мы с тобой прыгали? Устали?». Затем взрослый дает ребенку ОДНУ фигуру того же цвета «Сколько у тебя фигур, много?». «Скажи, где фигур больше – на коврике или у тебя?»

Упр.2: на полу лежат кучкой большие фигуры. «Сколько больших фигур? Много», затем взрослый берет из кучки одну фигуру и проговаривает: «Я взял (а) одну фигуру – это мало. Мне нужно много больших фигур. Дай, пожалуйста, мне много фигур»

Игра «Умная собачка»

«На полянке гуляют овечки (раскладываем вместе с ребенком все желтые фигуры на полу в хаотичном порядке). Разбрелись они в разные стороны (раздвигаем их подальше друг от друга). Срочно нужно их собрать вместе, а то потеряются. Давай позовем пастушью собаку (берем в руки красную фигуру). Одна она справится – сгонит всех овечек (ребенок, держа в руке красную фигуру, снова сдвигает все желтые фигуры близко друг к другу). Какая собачка молодец! ОДНА собрала так МНОГО овечек!»

Упр.3: на полу лежат кучкой все синие фигуры, среди них одна красная. Рядом лежат все красные фигуры и одна синяя. «Сколько здесь синих фигур? – Много. А сколько среди них красных? – Одна». Так же с другой кучкой.

Упр.4: на полу разложен коврик так, что видно все синие фигуры и 1 ряд желтых фигур. Даем ребенку разложить все синие фигуры, затем даем одну желтую фигуру. «Сколько ты положил синих фигур? – много. А желтых? – одну». Затем предлагаем сделать так, чтобы желтых и синих стало поровну (ребенок убирает лишние синие фигуры). «Теперь синих и желтых фигур ПОРОВНУ!»

Упр.5: собираем из больших треугольников на полу елочку. «Разложи вокруг елочки много кругов и один квадрат».

Количественный счет до 5

Игра «Числовые лесенки»

Предлагаем ребенку на полу построить лесенку из маленьких фигур: сначала одна фигура, рядом столбик из 2-х фигур, следом столбик из 3 фигур. Аналогично из больших фигур. Просим ребенка назвать и показать столбик, где 1 фигура, где 2, где 3 фигуры. По этим лесенкам может походить любая игрушка, ребенок называет число фигур, где остановилась игрушка. Игрушка может перепрыгивать через ступеньку и ходить в разном направлении.

Упр.1: выкладываем перед ребенком в один ряд несколько желтых фигур, пусть ребенок их пересчитает. Следующий ряд: выкладываем под каждой желтой фигурой по одной синей, еще ниже – по одной красной:

Необходимо подвести ребенка к выводу: пересчитав предметы в верхнем ряду, можно с уверенностью сказать, сколько их в среднем или нижнем ряду, не считая, так как их столько же, сколько и в верхнем.

Порядковые числительные

Игра «Цепочка»

Игра «Цепочка» способствует развитию слуховой и зрительной памяти, тренирует внимательность. Ее можно организовать как с одним ребенком, так и с группой детей.

Вариант 1 (с одним ребенком): на полу развернуто игровое поле VAY TOY. Играют ребенок и взрослый. Каждый из них должен повторить цепочку фигур, которую они создают. Игра заканчивается, когда «теряется» звено. Ребенок начинает – наступает на одну из фигур на поле и называет ее, взрослый сначала наступает на фигуру, названную ребенком, после перешагивает и останавливается на второй фигуре, называя ее. Затем ребенок переходит на новую фигуру, при этом наступает на предыдущие две фигуры, сохраняя их последовательность. Таким образом увеличивается цепочка фигур.

Вариант 2 (с группой детей): Педагог просит детей выбрать, на какую фигуру они хотят наступить, но не говорят никому. Затем дети по очереди говорят свою фигуру и наступают на нее, при этом проговаривая и наступая на фигуры, которые были названы ребятами до нее.

Игра «Что на что похоже»

Цель этого занятия развивать умения различать предметы и сравнивать их с фигурами. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию, речь.

Правила игры: предлагается помочь Лунтику (или другому персонажу) найти предметы похожие на геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Необходимо выбрать соответствующую фигуру из набора.

Вариант 1: для игры подготовить карточки с изображением предметов, которые ассоциируются с геометрическими фигурами или найти похожие предметы вокруг себя.

Например: морковка – треугольник маленький, пирамидка – треугольник большой, мяч – круг, картина – квадрат и т. д.

Вариант 2: «Четвертый лишний». Игра может проводиться с карточками или по словесной инструкции. Необходимо показать геометрические фигуры, которые ассоциируются с предметами, и назвать какой предмет или геометрическая фигура лишняя.

Например: а) карточки с изображением 3 предметов (мяч, арбуз, тарелка, картина); б) По словесной инструкции: мяч, солнце, яблоко, пирамидка.

Необходимо выбрать геометрические фигуры, на которые похожи эти предметы и назвать, что лишнее (мяч, солнце, яблоко – круг, пирамидка – треугольник).

Игра «Воображение»

Такого рода занятия нацелены на: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; развитие умения выполнять задание по образцу, схеме, описанию, инструкции; – развитие речи.

Упр.1: выложить определенное изображение опираясь на образец (кораблик, снеговик, гусеничка, клоун, дом, елка, ракета, хлопушка, конфета, рыбка, и т.д.)

Упр.2: Ребенку даются две фигуры, сложенные определенным образом. Ребенку предлагается подумать, как их дополнить, чтобы получилось заданное изображение или он сам придумывает, чтобы получилось осмысленное изображение.

Упр.3: Собери изображения, соедини их в один сюжет и придумай про них историю.

Счет группами. Сравнение множеств

(отличающихся на 2,3 единицы)

Упр.1: перед ребенком на полу лежат 3 группы фигур: треугольники, квадраты и круги. Выясняем: «Сколько у нас групп?», «Сколько фигур в каждой?», «Сравни их».

Упр.2: перед ребенком выложены все синие фигуры (6 штук). Задание: разложить их в группы по 1 фигуре, по 2 фигуры (сначала произвольно, затем с условием: в группе должна быть одна большая и одна маленькая фигура), по 3 (сначала произвольно, затем с условием: в каждой группе фигуры одного размера).

Упр.3: посчитать на игровом поле VAY TOY группы фигур (сгруппированных по разным признакам):

–        Посчитай, пожалуйста, сколько групп фигур мы видим на поле, отличающихся по цвету? – четыре: синие, красные, желтые, зеленые.

–        Посчитай, сколько на коврике групп фигур, отличающихся по форме? – три: треугольники, круги, квадраты.

–        Посчитай, столько на коврике групп фигур, отличающихся или размером, или формой?

Рассуждаем: – Посмотри, какого размера эти фигуры (показываем на ряд больших квадратов)? – большие, а какой формы? – квадраты. По форме и по размеру они одинаковые, значит они в одной группе. Давай посмотрим на следующий ряд фигур, они какие по размеру? – маленькие, а по форме? – квадраты. Они отличаются от первых квадратов? – да, размером. Значит, они не будут все вместе в одной группе, а будут во второй группе. Аналогично разбиваем на группы остальные фигуры. Затем, подсчитываем, сколько оказалось групп – 6 групп.

Игра «Найди-ка»

Цель: развитие навыков взаимодействия, тактильного восприятия и формирование сенсорных эталонов.

Выбирается ведущий. Остальным детям раздаются геометрические фигуры. Ведущему завязывают глаза. Он пытается найти фигуры определенной формы (только квадраты, только круги или треугольники). После нахождения всех фигур, ведущий меняется.

«Угадай на ощупь»

Цель: учить детей определять фигуру по тактильным ощущениям.

Все дети становятся в круг. Воспитатель объясняет, что сейчас нужно будет каждому вытащить из мешочка фигуру, которую назовет воспитатель. Воспитатель с наполненным мешочком подходит к каждому ребенку. Ребенок достает нужную фигуру и возвращает ее обратно в мешочек. (Воспитатель может называть только форму фигуры или форму и размер фигуры).

Игровой набор «ЛОГИКА»

Решаем судоку

Ребенок выбирает одну из карточек с заданием, расставляет фигуры на поле, как показано на карточке. Далее его задача поставить недостающие фигуры в свободные места на поле так, чтобы не повторялась форма и цвет фигур по горизонтали и по вертикали.

Сложность заданий увеличивается с уменьшением числа фигур на карточке.

Игра «Посмотри – запомни»

Показываем ребенку одну из карточек блокнота. Ребенок запоминает фигуры и их расположение. Далее он по памяти выкладывает на поле ту же схему. Когда задание выполнено, сверить с карточкой.

Сложность заданий увеличивается с увеличением числа фигур на карточке.

Игра «Вправо-влево, впереди-сзади»

Упр.1: Ребенок встает на середину поля, в руках держит фигуры (2—3 шт). Взрослый дает инструкции: положи фигуру перед собой, другую положи впереди справа, следующую сзади слева.

Упр.2: Ребенок встает в центре поля. Взрослый дает инструкцию: сделай шаг вперед, затем шаг влево, теперь 2 шага назад, далее шаг по диагонали вправо.

Упр.3: Педагог ставит геометрическую фигуру в центре поля VAY TOY Затем, педагог просит повернуться ребенка спиной к полю и говорит путь, по которому перемещается фигура по полю. Ребенок слушает внимательно, запоминает, затем поворачивается к полю и ставит фигуру на ту клетку поля, на которой, по его мнению, она должна оказаться, проделав данный путь. Задание усложняется с увеличением ходов фигуры.

Упр.4: Взрослый выкладывает на поле в среднем ряду три фигуры (например, красный квадрат, синий треугольник, желтый круг). Даем задание ребенку: положи НАД синим треугольником красный круг;

–        ПОД красным квадратом синий круг;

–        НАД желтым кругом красный треугольник

–        СПРАВА от синего круга желтый треугольник и т. д.

«Три фигуры в ряд»

Цель: развитие зрительного внимания, умение сравнивать фигуры, умение подбирать по нескольким параметрам.

Заполните поле так, чтобы все фигуры в строке были одного параметра, например, одного цвета или одной формы.

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся,двигаясь!

Важность соблюдения статико-динамического режима в коррекционной деятельности  с детьми дшкольного возраста....

"Учимся двигаться под музыку"

Консультация для родителей....

Анонс программы по дополнительному образованию " Учимся говорить, слушать, двигаться".

Презентация знакомит  с содержанием моей программы по дополнительному образованию "Учимся говорить, слушать, двигаться"...

Развитие речи с VAY TOY. Играю. Двигаюсь. Учусь.

Развитие речи с VAY TOY. Играю. Двигаюсь. Учусь. Не только интеллект ребенка, но и его чувства, его эмоции возбуждаются к жизни движением: ребенок не только мыслит, но и чувствует мускулами.Е.А.А...

Двигаться, чтобы учиться: использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогическог...

Консультация " Играю.Двигаюсь.Учусь"

Представлены игры в движении....

Проект "Играю. Двигаюсь. Учусь."

С играми VAY TOY вы сможете проводить занятия в подвижной форме, объединив интеллектульное развитие детей и двигательную активность....