Двигаться, чтобы учиться: использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Липунцова Юлия Николаевна

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Двигаться, чтобы учиться: использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Липунцова. Ю.Н.

МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» г.Тамбов

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

В нашем учреждении есть группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые посещают и дети инвалиды, и дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у них имеются вторичные отклонения в развитии. У многих детей есть нарушения мышечного тонуса, легкие парезы, нарушения равновесия и координации движений, недостаточно дифференцирована моторика пальцев рук, что ведет к моторной неловкости, нарушению звукопроизношения, нечеткой, смазанной речи. Дети с тяжелым нарушением речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. И как результат - проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Все эти трудности возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Поэтому целью нашей работы является коррекция речи дошкольников с помощью подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитие произвольной моторики. В своей работе мы применяем такую здоровьесберегающую технологию, как кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Дети с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями. Почему? Потому что им было интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения всегда знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, чем наскучившие методы обучения тем или иным навыкам и умениям.

При разучивании кинезиологических упражнений, вначале разучиваем технику движений. А затем, использую их как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Упражнения эти нужно делать ежедневно, по 5-15 минут, желательно в спокойной обстановке. Главное – движения должны усложняться и частота их выполнения должна расти!

Кинезиологические упражнения можно включать в любую НОД. Постепенно увеличивать время и сложность упражнений. Учим выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При

затруднениях я предлагаем ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка» или «ухо-нос» и т.д.), произносимыми вслух или про себя. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-15 минут в день. Упражнения окажутся особо эффективными, если связать их с интересной и актуальной для детей тематикой, использовать сказочных героев и животных.

Регулярные занятия упражнениями приведут к развитию устной речи, улучшению коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению, формированию логического мышления, а также облегчится процесс чтения и письма, снизиться уровень раздражения, тревожности и повысится стрессоустойчивость.

Таким образом, взаимодействие в работе воспитателей и инструктора физической культуры способствует прочному закреплению всех результатов,

сохранению и укреплению здоровья детей, и совершенствованию коррекционно-развивающий процессов.

Литературы:

1.Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка»;

2.Коренберг В.Б. «Основы спортивной кинезеологии»;

3.Крипенчук О.И «Тренируем пальчики – развиваем речь!»;

4.КрипенчукО.И., Витязева О.В. «Движение и речь»;

5.Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование сказки как жанра детского фольклора в работе с детьми подготовительной группы. Из опыта работы.

В данной статье расссматривается сказка как особый жанр  устного народного творчества, используемый наиболее часто в дошкольном учреждении. В рамках проекта "Детское книгоиздательство" на примере...

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)

Мастер-класс "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста" (из опыта работы)...