"Ориентировка в клеточном пространстве. С чего начать?.."
консультация по математике (старшая, подготовительная группа)

Каменская Татьяна Анатольевна

Начиная знакомить старших дошкольников с клеточным пространством, могут возникнуть ряд проблем. Данная консультация поможет выстроить свою работу с постепенным усложнением, действуя по принципу "от простого к сложному", учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovka_v_kletochnom_prostranstve.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Консультация для педагогов

«Ориентировка в  

                      клеточном

               пространстве.

С чего начать? ...»

     

                                                               Материал подготовила:

                                                               воспитатель МБДОУ ЦРР –

                                                               «Детский сад  №200» Каменская Т.А.

 

                                               Г. Барнаул

Я углублённо занимаюсь  по  теме: “Развитие умения ориентироваться

в  пространстве  и  на  плоскости  через  занимательную  математику “,       т.к. считаю  эту  проблему  актуальной  при подготовке  детей  к обучению    в школе.

Сегодня  я  хотела  бы  поговорить  об  ориентировке  в  клеточном пространстве. С чего начинать? В  какой  последовательности  усложнять?

и т.д.

Для  работы  понадобятся: тетради в клетку, простые и цветные карандаши,

ручки.

Первое  занятие,  знакомство  с клеткой, желательно построить следующим образом. Нарисуйте  в тетради в клетку  4 квадрата.

Покажите  их детям. Задайте следующие вопросы: Как называется эта фигура? Сколько у неё сторон? Покажите  левую сторону, правую,

верхнюю, нижнюю сторону? Сколько углов у квадрата?

Покажите  верхний  правый  угол, верхний  левый, нижний  правый,

нижний  левый. Сколько маленьких  квадратов клеточек  в большом

квадрате?  Во втором?  в третьем?  Далее внимание  детей обратите               на  маленький  квадрат:  какой он  маленький,  сколько  у  него сторон,

углов.  Дети  должны   показать  и  назвать  их, поставить  точку в центре

квадрата-клеточки.  

                                                                                                                   

Взрослый сообщает: первые 3 квадрата состоят  из маленьких

квадратов клеточек, а последний сам представляет собой

клеточку. Предложить детям рассмотреть лист тетради и найти

клеточки в верхней части, центре и т.д. Если дети испытывают

затруднения, предложить им обвести цветными карандашами

20–30 клеточек.

Далее познакомившись с клеткой, следуем по принципу “от простого

к сложному.” Всю работу можно разделить на 7 блоков.

1. Блок “Точка”

Детям в тетрадях даются образцы. Дети внимательно их

рассматривают и слушают словесную инструкцию взрослого:

“Смотри на начало строки и делай также до её конца. ”Работая

 над этим блоком самое главное - научить детей видеть и фиксировать центр клетки, её угол и сторону. Обращайте внимание на то, чтобы

дети не рисовали маленькие кружочки, а ставили точки.

2. Блок “Палочка.”

Задания выполняются также, как и блоке“Точка”.

Работая над заданиями блока “Палочка” обращайте внимание на

свою речь: употребляйте не “примерные” названия, а точную

терминологию: вертикальная палочка, наклонная в лево, наклонная

в право. Выполнив задания этого блока, дети должны научиться

проводить вертикальные, горизонтальные палочки, палочки с

наклоном, делить клетки пополам по вертикали и горизонтали.

3. Блок  “Геометрическая фигура”

Все задания этого блока выполняются по образцу, данному

в тетради. Вводится понятие-штриховка.

4. Блок “Дуга”

Выполняя задания этого блока, ребенок ориентируется только на

Графический образец в тетради - взрослый словесных инструкций

не дает (только в случае затруднения). Целесообразно предложить

детям дополнительное задание на развитие воображения: самим

придумать названия для предлагаемых заданий.

5. Блок “Предметная фигура”

Задания этого блока можно вводить  после того как дети, быстро

схватывающие новый материал и хорошо его усваивающие,

выполняют задания блока “Геометрические фигуры.”Прежде чем

дети приступят к выполнению заданий, т.е. копированию

предлагаемых рисунков, познакомьте их со следующими правилами:

                                                                                                                     

  • Внимательно рассмотреть образец и определить из каких

линий, геометрических фигур и дуг он состоит.

  • Определить количество этих элементов.
  • Решить с чего (с какого элемента) лучше начать.

6. Блок “Угадай-ка.”

Задания этого блока направлены не только на развитие умения

ориентироваться в клеточном пространстве, также на развитие

умственных способностей, умения рассуждать делать выводы,

фантазировать.

Взрослый рисует в тетради ребенка геометрическую фигуру,

часть какого-то задуманного им предмета и предлагает

подумать и решить, что это может быть, нарисовать или назвать

возможный предмет (вещь, животное, явление природы и т.п.)

7. Блок “Сопровождение.”

Задания этого блока направлены на закрепление и совершенствование

умений, в той или иной степени формируемых при выполнении

заданий всех  блоков предлагаемого пособия, т. е. умений слушать инструкцию взрослого и выполнять задание в соответствии с ней.

       Чтобы дети эффективнее усваивали способы выполнения графических диктантов, надо знать правила “диктовки.”

  • Обязательно называть количество диктуемых элементов (например, две клетки вправо, одна клетка вниз)
  • Не называть количество элементов только в случае когда

подряд следуют, например, 1 клетка вниз, 1 клетка влево.

  • Диктуйте медленно, четко называя все элементы и их количество

Во всех диктантах узор должен быть повторен 3-4 раза. При оценке

работ детей отмечайте достоинства, не исправляйте неточности, а лишь  указывайте на них. Разработанная система заданий и графических  диктантов, построена на следующих принципах:

  1. Строгая последовательность заданий с учетом их постепенно

возрастающей  сложности. Нарушать  эту  последовательность нельзя.

  1. Временная  регламентированность  (в дошкольном учреждении-2 раза

в неделю по 10 минут как часть занятия по математике, по развитию

речи или как самостоятельное занятие во второй половине дня;

дома – ежедневно в течении 10 минут в любое удобное время.)

  1.  Учет  индивидуального уровня и темпа развития  (количество

заданий, их вариантов варьируется для разных детей в зависимости

от  вышеуказанных  факторов.

  1. Ориентировка  педагога  на  успешность  ребенка, выполняющего  задания: они  предлагаются  таким  образом, чтобы  ребенок

обязательно  выполнил  их,  справился  с  предложенной  задачей,

добился  успеха. Это  чрезвычайно  важно, чтобы  не  травмировать

ребенка, повышать  его  самооценку, настраивать  на  победу.

Выполняя  эти  задания  дети не  только  учатся  ориентироваться

на  ограниченной  плоскости (строка  в  школьной  тетради в клетку),

но  и  приобретают  нужные  графические  умения, развивается  

зрительное  и  слуховое  восприятие,  произвольность  внимания  и памяти.

  1. БЛОК «ТОЧКА»

Задание  1                                                                                                                    

Задание  2

Задание  3

Задание  4

Задание  5

  1. БЛОК  «ПАЛОЧКА»

Задание  6

Задание  7

 

Задание  8

Задание  9

  1. БЛОК

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ  ФИГУРА»

Задание  10    

                                                                                                                                     

Задание  11

 

                   Задание  12

                 

Задание  13

Задание  14

Задание  15

Задание  16

Задание  17        

        

Задание  18

Задание  19

Задание  20

        1)                2)        3)

        

4.БЛОК   «ДУГА»

Задание  21

Задание  22

Задание  23

Задание  24        

        

Задание  25

Задание  26

  1. БЛОК

«ПРЕДМЕТНАЯ  ФИГУРА»

Задание  27   «Тележка»

Задание  28 «Цыпленок»

Задание  29 «Гриб»

        

         Задание  30 «Цветок»

        Задание  31 «Кошечка»

  1. БЛОК

«УГАДАЙКА»

        Задание  32

        Задание  33

        

Задание  34

         Задание  35

        

7.БЛОК «СОПРОВОЖДЕНИЕ»

        Задание  36

        Задание  37

       Задание  38

       Задание  39

       Задание  40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятия.Составила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категории.Цель коррекционного занятия:  развитие ориентировки в...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятияПодготовила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категорииЦель:  развитие ориентировки в большом пространстве. ...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятия.Составила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категории.Цель коррекционного занятия:  развитие ориентировки в...

Конспект занятия по развитию ориентировки в микро пространстве для детей старшего возраста с нарушением зрения.

Конспект занятия предназначен для детей с нарушением зрения. В данном занятии совершенствуются навыки ориентировки на листе бумаги, закрепляется ориентировка по направлениям, умение проводить ра...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. "Ориентировка во временном пространстве"

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: "Ориентировка во времени"Задачи:-Научить детей вести счет и отсчет в пределах 7-Уточнить знания последовательности дней недел...

Конспект занятия по пространственной ориентировке в двухмерном пространстве на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы с нарушениями зрения

Содержание многих навыков и видов деятельности в школе требует владения пространственной ориентировкой в двухмерном пространстве. Несформированность ее вызывает затруднения в овладении школьными навык...