статья "Развитие классификационных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математике"
статья по математике (старшая группа)

Бураева Анна Юрьевна

РАЗВИТИЕ КЛАССФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_anna_buraeva.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КЛАССФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Бураева Анна Юрьевна

воспитатель

МДОУ детский сад № 1 «Аленушка»

Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития классификационных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математике. Определено содержание классификационных умений. Описываются этапы организации работы в рамках процесса формирования математических представлений.

Ключевые слова:  мышление, старший дошкольный возраст, классификация, процесс обучения математике.

Одной из актуальных задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является формирование основ логического мышления и развития логических мыслительных операций, в числе которых такие операции как анализ, синтез, обобщение, классификация. Развитие логических мыслительных операций предполагает формирование соответствующих умений. В частности, развитие операции классификации базируется на развитии классификационных умений воспитанников.

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития классификационных умений у детей. В тоже время, эффективность этой работы зависит от того, какие условия для этого создаются. В частности, в процессе обучения математике могут быть созданы такие условия, но на данный момент этот аспект проблемы является наименее разработанным.

Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, умение классифицировать является составляющей общего интеллектуального развития детей и оказывает влияние на развитие логического мышления. Классификация как операция мышления представляет собой объединение предметов и явлений в группы на основе какого-либо признака или группы признаков.

Процесс классификации состоит из определенных действий, которые, в свою очередь, связаны с умениями классифицировать. В частности, такими шагами являются следующие:

  1. Определить цели классификации.
  2. Выделить признаки объектов, которые нужно классифицировать.
  3.  Сравнить объекты между собой по общим и отличительным признакам.
  4.  Выделить основания для классификации в соответствии с поставленной целью и обнаруженными общими и отличительными признаками.
  5. Разделить объекты по выделенным основаниям.
  6.  Назвать каждую выделенную группу объектов.
  7.  Сделать вывод о том, что разделение объектов по выбранным основаниям произведено в соответствии с поставленной целью.

Классификация бывает разных видов. Объекты могут классифицироваться по заданным основаниям, по самостоятельно выделенным признакам разными способами. Н.А. Забродина указывает, что умение классифицировать у детей опирается на сформированности таких умений как умение анализировать и сравнивать [1]. В дошкольном возрасте становление умений классифицировать происходит постепенно и к старшему дошкольному возрасту уже достигает определенного уровня. Дети умеют выделять признаки тех или иных объектов, выдвигать их в качестве основания для классификации и осуществлять классификацию.

Само умение классифицировать формируется у детей поэтапно. И. И. Могуш выделяет три этапа в формировании данного умения. Первым этапом является выделение признаков с опорой на образец; на втором этапе ребенок осваивает способ классификации и выполняет определенную последовательность действий, которая приводит его к результату; на третьем этапе проявляется сформированное умение, когда ребенок сознательно выбирает способ, ориентируясь на поставленную цель и осуществляя ее реализацию [2].

В старшем дошкольном возрасте в развитии мыслительных операций происходит значительный сдвиг, обусловленный общим психическим развитием, и все мыслительные операции становятся более продуктивными. Умение классифицировать оказывает влияние на формирование представлений старших дошкольников об окружающем мире.

Старший дошкольный возраст Н.Н. Поддьяков называет периодом, в ходе которого наиболее продуктивно усваиваются обобщенные способы и средства умственной деятельности. Именно поэтому, в процессе обучения детей математике могут быть созданы благоприятные условия для развития классификационных умений [3].

В рамках осуществления образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений могут быть выстроены этапы, способствующие формированию классификационных умений. В своем практическом опыте мы выделили  3 этапа.  На первом этапе нами формировалось умение выделять существенные и несущественные признаки тех или иных объектов и явлений. Для этого нами использовались в системе упражнения, направленные на анализ и сравнение тех или иных объектов. Кроме того, на этом этапе дети накапливали опыт выделения признаков для того, чтобы, затем, эти признаки выделять в качестве основания для классификации. Выделение существенных и несущественных признаков мы осуществляли на основе использования разнообразного материала, прежде всего, дидактического. В работе со старшими дошкольниками эффективно использовать геометрический материал, так как он позволяет абстрагироваться от несущественных признаков.

 В частности, успешно применялся на этом этапе для решения поставленных задач набор блоков Дьенеша. С помощью данных блоков эффективно осуществлялось сравнение разных фигур, на основе чего мы и предлагали упражнения детям старшего дошкольного возраста.

Основной алгоритм выделения признаков являлся следующим: мы предлагали рассмотреть фигуры, назвать их, затем описать, чем одна фигура отличается от другой, предлагали найти такую же фигуру, выделить черты сходства и черты отличия.

На втором этапе работы мы упражняли детей в способах классификации, предлагая им классифицировать по разным основаниям. Начинали мы работу с классификации по одному признаку, например, классифицировать фигуры по цвету, по форме, по количеству углов, по величине и так далее. Затем мы предлагали классификацию на основе двух признаков. После освоения детьми классификации по заданному основанию, мы предлагали им группы объектов, которые они должны были классифицировать, выделив перед этим признак. Соответственно, вначале мы предлагали такие группы, в которых объекты различаются по одному признаку, затем по двум и затем по трем.

Далее, мы переходили с помощью упражнений на третий уровень, в рамках которого необходимо было самостоятельно применить способ для классификации, когда в группе предлагаемых объектов, например, геометрических фигур, можно было классифицировать по разным основаниям и дети сами выбирали способ, который они применят. С помощью системы постепенно усложняющихся дидактических упражнений, а также математических игр, мы способствовали формированию у детей умения классифицировать.  Кроме этого, мы создавали дополнительные условия для развития умения классифицировать через внесение в развивающую предметно- пространственную среду группы различных дидактических материалов, игр для упражнения в классификации, а также через взаимодействие с родителями. Мы предлагали родителям разные виды заданий, с помощью которых можно упражнять детей в классификации.

Таким образом, развитие умения классифицировать  у детей старшего дошкольного возраста выступает как последовательный поэтапный процесс, в ходе которого дети овладевают комплексом умений.

Список литературы:

  1. Забродина, Н.А. Динамика сформированности мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности [Текст] / Н.А. Забродина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2017. – №3 (43). – С.56-59.
  2. Монгуш, И.И. Особенности развития мыслительных операций сравнения и обобщения у младших школьников [Текст] / И.И. Монгуш // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2019. – №4 (43). – С.47-52.
  3. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. М.: Педагогика, 1977.  271 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения иностранному языку

Дошкольник, сталкиваясь с новой областью познания, испытывает переживания, связанные с личной состоятельностью или несостоятельностью и зачастую в современных условиях это связанно с изучением и...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знат...

Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают  в разных видах деятельности, находят отражение в иг...