Технологическая карта занятия "Занимательная геометрия"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

обогащение представлений детей о плоских и объемных многоугольниках, через знакомство с нетрадиционным материалом для конструирования – нутом и зубочистками (конструктор Фребеля).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nut_tehnol_karta.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по математическому развитию.

тема: «Занимательная геометрия»

2024 г.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

  • обучающие:

- обогащать представления детей о плоских и объемных многоугольниках;  

- познакомить с нетрадиционным материалом для конструирования – нут и зубочистки.

  • развивающие:  

- совершенствовать умение выделять структурные компоненты плоских и объемных геометрических фигур (вершина угла, сторона) и устанавливать - взаимосвязи между ними (у квадрата 4 стороны, 4 вершины, все стороны равны. у куба 6 квадратных граней, 8 вершин, 12 ребер);  

- способствовать овладению способом преобразования плоской фигуры в объемную (квадрата в куб).

- активизировать использование в речи понятий: угол, вершина, сторона, многоугольник, квадрат, куб, грань, ребро.

  • воспитательные:

- обогащать опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками в процессе преобразования конструкции.

Планируемые результаты занятия:

- дети имеют представления о плоских и объемных многоугольниках;

- знакомы с нетрадиционным материалом для конструирования – нут, зубочистки.

- умеют выделять структурные компоненты геометрических фигур (вершина угла, сторона) и устанавливать взаимосвязи между ними (у квадрата 4 стороны, 4 вершины, все стороны равны, у куба 6 квадратных граней, 8 вершин, 12 ребер);

- могут преобразовать плоскую фигуру в объемную (квадрата в куб).

- используют в речи геометрические понятия: угол, вершина, сторона, многоугольник, квадрат, куб, грань, ребро.

- умеют договариваться друг с другом в паре, помогать, уступать в процессе преобразования конструкции.

Материалы и оборудование: доска, нут, зубочистки, сундук, листы синего картона.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Формы организации деятельности

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

 

Создать у детей положительный эмоциональный настрой и направленное внимание на предстоящую деятельность.

- Вносит в группу подарок – сундучок.

- Открывает сундук и демонстрирует содержимое (нут и зубочистки), задает вопрос «Как думаете, что это?

Рассказывает, что это – НУТ, он далекий родственник гороха, он растет в далекой Турции, и его плоды тоже называются – горошины. Это продукт, который готовят и едят, он очень полезен.

   Групповая

- Собираются вокруг воспитателя с сундучком,

- высказывают предположения.

- Заинтересовались подарком,

- включились в диалог,

- познакомились с продуктом нут.

2.

2.1

Основной этап:

Создание проблемной ситуации

Создать проблемную ситуацию  

- Задает вопрос: «А можете ли вы предложить какой-то другой способ использования нута и зубочистки?  Что можно из них сделать?»

- говорят, что его можно использовать как КОНСТРУКТОР! еще 150 лет назад придумал его ученый Фребель. Но я тоже 6не знаю, как! А что нужно сделать если не знаешь?

Предлагаю вам это проверить.

Групповая

- Рассуждают, высказывают предположения, догадки.

- Включились в поисковую деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

 

Познакомить с особенностями материала и способом соединения, техникой безопасности.

Предлагает детям занять рабочие места,

знакомит с правилами работы с материалами:

- Прежде чем работать с конструктором, давайте рассмотрим его, из чего сделаны зубочистки? Какие они? Как с ними нужно обращаться? Осторожно, чтобы не уколоться самому и не поранить соседей. воткните зубочистку в нут, делайте это не слишком глубоко, чтобы нут не раскололся на две половинки.

Индивидуальная

Занимают места за столами, по желанию садятся или стоят,

- обследуют предлагаемые материалы, пробуют действовать с ними.

-  познакомились с особенностями материала, освоили способ действия.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совершенствовать умение выделять структурные компоненты геометрических фигур (вершина угла, сторона) и устанавливать взаимосвязи между ними (сравнивать отрезки между способом наложения, сравнивать стороны квадрата).

активизировать использование в речи понятий.

Способствовать овладению способом преобразования квадрата в куб.

Обогащать опыт конструктивного взаимодействия со сверстником в процессе преобразования постройки,

активизировать использование в речи понятий

1. задание «Постройте квадрат»

- Горошина – это точка, зубочистка-прямая линия, соедините их, получился отрезок.

- Сделайте еще один такой же отрезок.

Отрезки получились какие? Как вы догадались?

- Превратите эти два отрезка в квадрат.

- Почему вы решили, что это квадрат? Докажите. Сколько у него сторон? Какие они? Сколько углов? Как вы определили, что стороны равны между собой? (зубочистки одинаковые). Покажите ВЕРШИНЫ УГЛОВ.

2. задание «Превращение квадрата в куб»

- предлагает взять свои квадраты и объединиться в пары.

Подумайте и превратите два квадрата в один куб.

- ставит песочные часы и говорит о том, что время на выполнение работы ограничено 5 мин.

Если дети затрудняются, показывает схему куба.

- Предлагает детям выйти из-за стола и обсудить постройки.

Что у вас получилось? Какая форма? КУБ. Что лежит в основании КУБА? А что сверху и по бокам? (КВАДРАТ). Сколько углов у КУБА? (много, 8) Это МНОГОУГОЛЬНИК».

Индивидуальная

Пары

- соединяют горошины и зубочистки, строят отрезки, сравнивают их,

- достраивают отрезки до квадрата,

- доказывают, что это квадрат.

- считают, показывают вершины углов, стороны,

- доказывают равенство сторон.

- объединяются в пары по желанию,

-договариваются о том, как будут соединять фигуры,

- достраивают квадраты до куба, путем соединения горошин в вершинах углов между собой.

- анализируют постройку, определяя фигуры сторон и основания

- определяют количество вершин, граней, ребер.

- дают определение получившейся объемной фигуре.

- выделяют структуру отрезка и геометрических фигур: стороны, углы, вершины;

устанавливают взаимосвязи между ними: у квадрата все стороны равны.

Используют в речи геометрические понятия.

Владеют способом преобразования квадрата в куб.

Конструктивно взаимодействуют со сверстником в паре. Используют в речи геометрические понятия.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта.

Задает вопрос:

- получилось ли у вас использовать нут и зубочистки как конструктор? Что вам понравилось, что показалось трудным?

- запомнили, как его можно сделать дома?

- чем можно заменить нут, если его нет?

Пары

- высказывают свое мнение о деятельности.

- высказывают предположения о том, что еще можно построить из конструктора, чем можно заменить нут.

Подведены итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Образовательной деятельности по ФЭМП "Путешествие в страну Геометрию"

Закреплять знани о геометрических фигурах; счет в пределах 5; формировать умение находить геометрические фигуры и преобразовывать их в предметы (круг в мяч, яблоко, треугольник в дом и т.д.); отгадыва...

Технологическая карта НОД по ФЭМП "Путешествие Колобка в страну Геометрия" средняя группа

Технологическая карта НОД по ФЭМП  "Путешествие Колобка в страну Геометрия" средняя группа...