Развивающие игры В. В. Воскобовича в педагогической практике ДОУ.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Черноморченко Елена Николаевна

Игры Воскобовича многофункциональны и вариативны, что позволяет использовать их для решения широкого круга образовательных задач и поддерживать интерес детей на протяжении всего времени обучения в детском саду. Они способствуют всестороннему развитию дошкольников, формируя у них навыки самостоятельности, познавательный интерес, исследовательский подход, развитие воображения и креативного мышления. При этом игры позволяют детям учиться в процессе игры, что делает обучение ненавязчивым и естественным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_voskobovicha_v_dou.docx386.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры В. В. Воскобовича

в педагогической практике дошкольного

образовательного учреждения.

Материал подготовила

Черноморченко Е.Н.

1.    Пояснительная записка

1.1. Актуальность 

Развивающие игры В. В. Воскобовича в педагогической практике дошкольного образования обладают значительной актуальностью. Они основаны на принципах интереса, познания и творчества, что делает их привлекательными для детей и эффективными в педагогическом процессе. Использование этих игр в образовательной деятельности соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), охватывая социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и физическую области развития ребенка.

Игры Воскобовича многофункциональны и вариативны, что позволяет использовать их для решения широкого круга образовательных задач и поддерживать интерес детей на протяжении всего времени обучения в детском саду. Они способствуют всестороннему развитию дошкольников, формируя у них навыки самостоятельности, познавательный интерес, исследовательский подход, развитие воображения и креативного мышления. При этом игры позволяют детям учиться в процессе игры, что делает обучение ненавязчивым и естественным.

Примеры практического применения развивающих игр Воскобовича включают использование на занятиях по математике, где они помогают детям воспринимать и понимать последовательности действий, узнавать и называть цифры, различать геометрические фигуры и развивать пространственное мышление. Также игры используются для развития речи, где дети придумывают названия предметам, описывают их, сочиняют рассказы и учатся высказывать свою точку зрения.

В целом, развивающие игры Воскобовича служат важным инструментом для достижения целей дошкольного образования, обеспечивая развитие интеллектуальных, коммуникативных и личностных качеств дошкольников, что делает их актуальными и востребованными в современной педагогической практике.

1.2 Цель и задачи технологии развивающих игр В.В.Воскобовича.

Цель технологии заключается в стимуляции интеллектуального, коммуникативного и личностного развития детей.

 

 Для реализации намеченной цели были определенны следующие задачи:

-Развитие познавательного интереса у детей и желания узнавать что-то новое.

-Стимулирование исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей среды, развитие наблюдательности.

-Развитие воображения и креативного мышления, умения видеть проблемные ситуации под новым углом.

 

-Формирование базовых знаний о мире, математических представлений и речевых умений.

1.3 Методы технологии развивающих игр В.В.Воскобовича.

Технология В. В. Воскобовича использует следующие методы обучения:

-Игровое обучение: игра является ключевым элементом методики Воскобовича. Ребенок погружается в игровой процесс, который стимулирует его естественное желание узнавать новое и решать задачи. Игры спроектированы таким образом, чтобы дети могли использовать их для самостоятельного обучения и творчества.

-Практическая деятельность: методика основана на понимании и запоминании полученных знаний через практические действия. Это позволяет детям укреплять теоретические знания через непосредственный опыт.

-Сказочные лабиринты игры: этот метод включает использование сказок в образовательном процессе. Сказки вводятся в методические пособия и используются как средство для обучения и развития, в них вплетены вопросы, задачи и упражнения, которые дети решают в процессе чтения или слушания.

-Многофункциональность: игры Воскобовича разработаны так, чтобы с их помощью можно было решать множество образовательных задач. Это позволяет использовать одно и то же пособие для развития различных навыков и знаний.

-Сенсомоторная среда: создание разных игровых зон, где дети взаимодействуют с различными материалами, позволяет развивать сенсорные способности и моторику.

-Самостоятельное исследование: игры Воскобовича позволяют детям самостоятельно исследовать и экспериментировать, что ведет к более глубокому пониманию материала и развитию исследовательских навыков.

 

-Творческий подход: методика стимулирует креативность и воображение, предлагая задания, которые требуют от детей нестандартного решения и творческого подхода.

-Спиральное обучение: игры предусматривают постепенное усложнение задач, что позволяет детям развиваться в соответствии со своими способностями и темпом обучения.

-Партнерские отношения: в методике подчеркивается важность партнерских отношений между взрослым и ребенком, где взрослый поддерживает и направляет ребенка, а не доминирует над ним.

1.4 Формы работы с родителями

В работе с родителями применяются следующие формы:

-консультации о подборе развивающих игр для детей;

-индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

-консультации для родителей;

-анкетирование родителей;

-родительские собрания с показом фрагментов занятий (цель обратить внимание родителей на развитие их ребенка);

-совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

-выбор и приобретение развивающих игр для детей группы;

-подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.

 

Эти формы работы с родителями способствуют не только развитию детей, но и повышению образовательной и воспитательной компетентности родителей.

2.  Перспективное планирование развивающих игр В.В.Воскобовича в старшей группе.

Сентябрь

1) «Чудо – крестики 2».

Задачи: составление фигур – головоломок из частей по алгоритму «цвет», определение пространственного положения фигур на игровом поле (слева сверху, справа сверху, справа снизу, слева снизу, над, под).

2) «Геоконт».

Задачи: придумывание и выкладывание контура предмета заданного цвета, его называние.

 

3) «Квадрат Воскобовича» (двухцветный).

Задачи: самостоятельное складывание фигуры «конфета» путем перемещения частей в пространстве, трансформация ее по цвету в соответствии со словесным описанием.

4) «Прозрачная цифра».

Задачи: составление цифры «семь» путем наложения пластинок на схему и друг на друга.

Октябрь

1) «Чудо-крестики 2».

Задачи: составление силуэта из частей, придумывание, на какой предмет он похож и как его можно использовать.

2) «Квадрат Воскобовича» (двухцветный.)

Задачи: складывание фигуры «рыбка» по схеме путем трансформации.

3) «Геоконт».

Задачи: конструирование контура по образцу.

4) «Прозрачный квадрат».

Задачи: поиск геометрических фигур по заданным признакам, их сравнение и определение сходства и различия, аргументирование своего решения, составление силуэтов «елочка» по образцу, «конфета» - по собственному замыслу.

Ноябрь

1) «Геоконт».

Задачи: конструирование контура по точкам координатной сетки, определение геометрической фигуры (шестиугольник), достраивание ее до предметного контура «посуда».

2) «Прозрачный квадрат».

Задачи: составление силуэта по схеме и правилам, группировка геометрических фигур по форме (треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники).

3) «Квадрат Воскобовича «двухцветный». 

Задачи: складывание фигур по схеме путем трансформации, изменение одной фигуры в другую.

4) Любые игры по выбору детей.

Задачи: конструирование придуманного предметного силуэта, рассказ о нем.

Декабрь

1) «Квадрат Воскобовича» (двухцветный).

Задачи: складывание фигуры по схеме путем трансформации.

2)«Игровизор +маркер».

Задачи: решение логической задачи на поиск предмета по признакам, решение проблемной ситуации.

3)«Чудо – крестики 2».

Задачи: поиск геометрических фигур по форме, сравнение их между собой, обобщение по форме (многоугольники).

4) «Прозрачная цифра».

Задачи: конструирование цифры из частей путем наложения пластинок на схему и друг на друга.

Январь

1) «Прозрачный квадрат».

Составление силуэта «собака» по схеме, придерживаясь правил.

2)«Геоконт».

Задачи: придумывание и выкладывание контура «ягода», ее называние, конструирование геометрических фигур по координатным точкам, их видоизменение, придумывание, на что похож контур.

3)«Чудо-крестики 2».

Задачи: конструирование фигуры «ковер-самолет» по частично силуэтной схеме, придумывание и составление силуэта «замок».

4)«Квадрат Воскобовича» (четырехцветный).

Задачи: складывание фигур по схеме путем трансформации, решение задачи на поиск в игровом поле квадратов разного цвета.

Февраль

1) «Иrpовизор + маркер».

Задачи: рисование изображения с помощью графического диктанта, решение проблемной ситуации и дорисовка изображения в русле своих предложений.

2) «Прозрачная цифра».

Задачи: составление цифры путем наложения пластинок на схему и друг на друга, сортировка по цвету.

3) «Геоконт».

Задачи: конструирование фигуры по координатным точкам, деление квадрата на две одинаковые (равные) части.

4) «Прозрачный квадрат».

Задачи: придумывание и составление картинки «Место обитания квадрат» цветов» из всех пластинок игры.

Март

1) «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный).

Задачи: решение задач на трансформацию квадратов разного цвета.

2) «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный).

Задачи: складывание фигуры «мышка» путем трансформации.

3) «Геовизор».

Задачи: рисование геометрической фигуры по координатным точкам, ее называние, придумывание и дорисовка фигуры до предметного изображения.

4) «Прозрачный квадрат».

Задачи: составление силуэта из частей по схеме, следуя правилам.

Апрель

1) «Чудо-крестики 2».

Выбор предметного силуэта (посуда) и составление его по схеме

2)«Прозрачная цифра».

Задачи: конструирование силуэта «якорь» по схеме.

3) «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный).

Задачи: складывание разных геометрических фигур заданного цвета путем трансформации

4)«Геовизор».

Задачи: рисование изображения по координатным точкам, его дорисовка.

Май

1)«Прозрачный квадрат».

Задачи: составление силуэтов по схеме и правилам.

2)«Квадрат Воскобовича» (четырехцветный).

Задачи: конструирование фигур путем трансформации, их видоизменение.

3)«Игровизор».

Задачи: решение логической задачи на поиск предмета по признакам.

4)«Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный).

Задачи: придумывание и выполнение различных задач.

3. Перспективное планирование развивающих игр В.В.Воскобовича в подготовительной группе.

 Сентябрь

1)Двухцветный квадрат.

Задачи: продолжить знакомство с игрой. Развивать умение создавать образы предметов по образцу «Лодочка», «Птичка».

2)Двухцветный квадрат.

Задачи: знакомить со свойствами предметов: (размер, форма, сторона, угол, вершина).

Уточнить представления о форме: (квадрат, прямоугольник, треугольник).

3)Прозрачная цифра.

Задачи: познакомить детей с новой игрой её основными свойствами гибкости и прозрачности – непрозрачности, развивать логическое мышление.

Октябрь

1)Двухцветный квадрат.

Задачи: развивать умение создавать образы предметов самостоятельно и по образцу «Башмачок».

2)Двухцветный квадрат.

Задачи: учить складывать предметные формы по схемам. Запоминать алгоритм действий в конструировании.

3)Лабиринты цифр.

Задачи: учить детей усваивать независимость количества от формы и расположения предметов. проходить лабиринты выполняя словесные рекомендации.

Ноябрь

1)Двухцветный квадрат.

Задачи: развивать умение создавать образы предметов самостоятельно и по образцу «Самолетик».

2)Двухцветный квадрат.

Задачи: учить устанавливать связи и зависимости между группами предметов по количеству углов и сторон. «Котенок».

3)Лабиринты цифр.

Задачи: учить детей соотносить цифру и соответствующее количество предметов, проходить лабиринты выполняя словесные рекомендации.

4)Прозрачная цифра.

Задачи: учить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности

«Ёлочка», «Гусеница», «Дом», «Вишни».

Декабрь

1)Чудо – крестики 1-2.

Задачи: учить складывать фигурки по конструктивным схемам развивать воображение и творческие способности.

2)Двухцветный квадрат.

Задачи: учить конструировать фигуры по схеме и словесным указаниям. «Ворон». Уметь объяснить последовательность работы.

3)Лабиринты цифр.

Задачи: учить соотносить цифру и соответствующее количество предметов, развивать процессы внимания и мышления.

Январь

1)Двухцветный квадрат.

Задачи: развивать умение создавать образы предметов самостоятельно и по образцу «Маленький домик».

2)Лабиринты цифр.

 Задачи: учить детей составлять ряд чисел в порядке убывания и возрастания, развивать внимание и мышление. Лабиринт «Билеты на бал».

3)Прозрачная цифра.

Задачи: учить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности.

Февраль

1)Четырёхцветный квадрат.

Задачи: предложить описать возможности нового квадрата (сходство, различие с двухцветным квадратом).

2)Лабиринты цифр.

Задачи: учить детей отходить от стереотипов восприятия и тренировать мелкую моторику рук. Лабиринт «Портрет гостей».

3)Чудо – крестики 1-2.

Задачи: учить складывать фигурки по силуэтным схемам, развивать воображение и творческие способности.

Март

1)Четырехцветный квадрат.

Задачи: знакомство с новыми персонажами (Шуты). Учить складывать фигуры 1-6 по схеме; и заданным условием.

2)Чудо-крестики-2.

Задачи: учить сортировать фигуры по заданному условию. Развивать тактильные ощущения. 3)Лабиринты цифр.

Задачи: развивать умение находить и исправлять ошибки, исправлять целое по фрагментам Лабиринт «Прятки».

Апрель

1)Чудо – крестики.

Задачи: учить работать в паре при составлении фигур по схемам. Познакомить со свойством симметрии. Развивать умения сравнивать, анализировать. Развивать зрительную память, пространственное мышление.

2)Прозрачный квадрат.

 Задачи: учить сортировать фигуры, устанавливать связь и зависимости между группами. Учить определять часть и целое используя прием наложения. Развивать внимание, пространственное мышление.

3)Лабиринты цифр.

Задачи: развивать мелкую моторику рук.

4)Прозрачная цифра.

Задачи: учить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности.

Май

1)Двухцветный квадрат.

Задачи: учить конструировать фигуры по схеме и словесным указаниям. «Ворон». Уметь объяснить последовательность работы.

2)Лабиринты цифр.

Задачи: знакомство с написанием цифр, тренировать процессы внимания и мышления. Лабиринт "Загадочные узоры".

 4.  Диагностика достижения ребенком планируемых результатов по развивающему обучению.

 

Образовательные области

          Сентябрь 2021 Стар. гр.

              Май 2022 Стар. гр.

Сентябрь 2022 Подг. гр.

Май 2023 Подг. гр

 

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Познавательный интерес

21%

(4 чел.)

50%

(9 чел.)

27 %

(5 чел.)

18%

(3 чел.)

44%

(8чел.)

39%

(7чел.)

12 %

(2 чел.)

50%

(9 чел.)

39%

(7чел.)

12%

(2 чел.)

33%

(6 чел.)

55%

(10чел.)

внимание

39%

(7 чел.)

39%

(7 чел.)

21%

(4 чел.)

27%

(5чел.)

44%

(8чел.)

27%

(5 чел.)

21%

(4 чел.)

44%

(8чел.)

33%

(6 чел.)

18%

(3 чел.)

39%

(7 чел.)

44%

(8чел.)

память

44%

(8 чел.)

44%

(8 чел.)

12%

(2 чел.)

33%

(6 чел.)

50%

(9 чел.)

18%

(3 чел.)

33%

(6 чел.)

44%

(8 чел.)

21%

(4 чел.)

27%

(5 чел.)

50%

(9 чел.)

21%

(4 чел.)

воображение

21%

(4 чел.)

61%

(11 чел.)

18%

(3 чел.)

18%

(3чел.)

50%

(9 чел.)

33%

(6чел.)

18%

(3 чел.)

50%

(9чел.)

     33%

(6 чел.)

18%

(3 чел.)

44%

(8 чел.)

39%

(7чел.)

логическое мышление

44%

(8чел.)

     39%

(7 чел.)

18%

(3 чел.)

33 %

(6 чел.)

44%

(8 чел.)

21%

(4чел.)

33%

(6 чел.)

44%

(8 чел.)

21%

(4 чел.)

     21%

(4 чел.)

55%

(10 чел.)

21%

(4чел.)

Формирование элементарных математических представлений

 

12 %

(2чел.)

76 %

(14 чел.)

12%

(2чел.)

12%

(2 чел.)

61%

(11чел.)

27%

(5 чел.)

12%

(2 чел.)

33%

(6 чел.)

55%

(10 чел.)

12%

(2 чел.)

18%

(2чел.)

76%

(14чел.)

Средний итоговый результат % уровня освоения программы на начало и конец учебного года

30,2%

51,5%

18%

23,5%

48,8%

27,5%

21,5%

    44,2%

33,6%

18%

39,8%

 42,6%

 

 

В результате работы по данной технологии наблюдается положительная динамика: в активизации познавательного интереса; в развитии внимания; памяти; воображения, логического мышления.

В формировании элементарных математических представлений 94% детей имеют средний и высокий уровень:

78% детей овладели пространственными представлениями;

90% количественным и порядковым счетом;

84% детей научились сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине;

72% детей научились различать понятия вчера, сегодня, завтра;

84% детей решать простые логические задачи.

 

 

5.  Литература

1.    Бондаренко Т. М. "Развивающие игры в ДОУ." — Воронеж, 2013.

 

2.   Демидова Н. В. "Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников." — 2013. — № 5

 

3.  Харько Т. Г. "Сказки Фиолетового леса". Методика познавательно-творческого развития дошкольников. — Детство-Пресс, 2012.

 

4.    Харько Т. Г., Воскобович В. В. "Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет Сказочные лабиринты игры." — СПб.: ООО «РИВ», 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника  к будущей жизни? Безусловно – это игра.Как учитель-логопед,  я...

Выписка из протокола педагогического совещания при руководителе № 9 от 31.10.2019 мастер-класс Развивающие игры В.В. Воскобовича

Выписка из протокола педагогического совещания при руководителе № 9 от 31.10.2019 мастер-класс Развивающие игры В.В. Воскобовича...

Представление педагогического опыта работы на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» воспитателя Вострухиной Е.В.

Основная идея опыта заключается в повышении эффективности образовательного процесса, направленного на развитие познавательных способностей дошкольников, путем активного использования игровых технологи...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. …»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми  младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича. &helli...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Мишка потерялся» с использованием развивающей игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича».

Задачи:1. Развитие познавательного интереса к окружающему миру, логического мышления, приёмов сравнения, анализа и синтеза,2. Сформировать у детей представления об особенностях жизни диких ж...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:·...