Программа подготовительных курсов «Подготовка к школе»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Шпенглер Ирина Викторовна

для детей 5-7 лет разновозрастной подготовительной группы (на 1 учебный год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_podgotovitelnye_kursy.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2022 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  «Детский сад № 80 «Веснушка»

____________ Вербицкая Я.Н.

Приказ № ___ от ______2022 г.

Программа подготовительных курсов

«Подготовка к школе»

Возраст обучающихся: 5-7 лет (разновозрастная группа)

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Шпенглер Ирина Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории                                                                    

Смоленск

2022

I. Пояснительная записка

 

Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Готовность к школе заключается не только в умении читать, писать и считать. Она охватывает все стороны личности ребенка, начиная с общего физического развития и заканчивая специфическими учебными умениями и знаниями.

Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками.  

Данная рабочая программа составлена в соответствии с задачами подготовки к школе детей 5-7 лет, занимающихся в группах наполняемостью от 10 до 20 человек. Срок реализации программы - 9 месяцев (с сентября по май). 

Программа рассчитана на 45 часов, 2 занятия в неделю:

        23 часа по направлению развитие речи и обучение грамоте: «От А до Я»

        22 часа по направлению математика и логика: «Игралочка - ступенька к школе»

 

Обязательными условиями проведения занятий являются:

        использование игровых методов преподавания; 

        смена видов деятельности; 

        положительная оценка личных достижений каждого учащегося; 

        отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

         Для составления объективного мнения о каждом учащемся в группах подготовки к школе ведётся предметное преподавание.

         Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед. В ходе такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребёнка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности, влияющие на успешность обучения. 

 

Цель программы:

•предупреждение и преодоление проблем адаптации у детей при переходе на новую ступень развития,

•сохранение их здоровья и эмоционального благополучия.

•формирование положительного отношения к школе и процессу обучения

         

Задачами программы подготовки к школе являются:
1. формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
2. развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
3. развитие фантазии и творческих способностей; 
4. развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
5. развитие памяти и внимания; 
6. развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку. 

 

Принципы:

•Доступность. Заключается в том, что обучение в школе предшкольной подготовки предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.

•Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.

•Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения учащегося со стороны ведущего группы, чтобы успех ребят переживался ими как радость.

•Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой.

•Открытость. Заключается в том, что в школе предшкольной подготовки работают педагоги разной специфики по программам, которые одобрены педагогическим советом или прошедшие экспертизу.

•Добровольность. Заключается в том, что в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

• Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.

 

Ожидаемые результаты:

•обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;

•сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;

•коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;

•повышение уровня педагогической компетентности родителей; обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.

 

Пользователи программы.

•Воспитанники дошкольных образовательных учреждений подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в школу;

•Родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений. 

Организация предшкольного образования рассматривается как одно из приоритетных направлений развития школы, выполняет функцию обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, является в структуре общего образования предшкольной ступенью.

 

Основными компонентами готовности к школе традиционно считаются: 
• личностно-эмоциональная готовность; 
• интеллектуальная готовность; 
• физиологическая готовность. 

Личностно-эмоциональная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения). 
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться. 

Общение. В программе используются коллективные игры, позволяющие детям научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками и в то же время проявить свою индивидуальность. Специальные психологические игры направлены на развитие эмоционального мира дошкольников, учат их понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей. 

Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно. 

Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания и действия. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение. 
       Начать обучение в школе ребенку поможет соответствующий уровень развития познавательных процессов, определенный багаж знаний и представлений об окружающем мире, математическая подготовленность и достаточный уровень развития речи, иными словами, 
интеллектуальная готовность

Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы занятий включены игры и программы развития произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, целостности восприятия и пространственного мышления, творческого воображения.

Обучение математике начинается с дочислового изучении математики. Формирование математических понятий проходит в увлекательных играх, практических опытах, с использованием загадок, стихотворений, занимательных и проблемно-поисковых задач. 

Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому цель занятий - научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу. 

Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи. 
        Частью 
физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук. 
Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. 
        Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом. 

 

Актуальность программы

     Тема подготовки детей в школу как никогда актуальна в наше время. Сегодня любого родителя волнует вопрос – достаточно ли подготовлен его ребенок к восприятию школьной программы? Конечно, им хочется, как можно лучше подготовить ребенка к школе. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе конечно важно. Но не все родители понимают, что главное для ребенка 5-6 лет быть активным, сообразительным, раскрепощенным, уметь управлять своим поведением. Ведь любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Программа «Подготовка к школе» дает возможность безболезненно, интересно, в игровой форме пройти этот сложный, но важный период в жизни дошкольника.

Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками. Программу реализует учитель начальной школы, к совместной работе также привлекаются администрация школы, психолог.

 

Учебный план

№п/п

Название курса

Кол-во занятий

Кол-во

часов

1.

«Игралочка – ступенька к школе» (развитие математических представлений)

44

0,5

2.

«От А до Я» (развитие речи и обучение грамоте)

46

0,5

3.

Консультации для родителей

- коллективные

(родительское собрание - октябрь, апрель);

- индивидуальные.

ВСЕГО:

90

45

 

Расписание занятий

День недели

1 занятие

2 занятие

вторник

1700 - 1730

1740 - 1810

четверг

1700 - 1730

1740 - 1810

 


II Пояснительные записки курсов и их содержание

II. Пояснительная записка к модифицированной программе курса «Игралочка – ступенька к школе» 

(развитие математических представлений)

 

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Игралочка – ступенька к школе», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Е.Е.Кочемасовой для дошкольной подготовки. 

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

1.      Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.      Увеличение объема внимания и памяти.

3.      Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4.      Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5.      Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6.      Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7.      Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. 

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. 

Модифицированная программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5-7 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 46 занятий за год. 

Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е.Кочемасовой «Игралочка – ступенька к школе» (тетради на печатной основе, ч. 1-2), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

Учебно-методическое пособие «Игралочка – ступенька к школе» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Дети знакомятся с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Знакомство с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. В пособии предложено большое количество игровых упражнений. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. В учебное пособие включён материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звёздочкой. Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей.

 

Тематический план обучения по курсу

«Игралочка – ступенька к школе»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

1

Числа и операции над ними

10,5

Пространственно-временные представления

2,5

Геометрические фигуры и величины

5,5

Повторение

2,5

Итого:

22

Содержание программы курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»»

(развитие математических представлений)

Общие понятия (1 час)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. 

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

 

Числа и операции над ними (10,5 часов)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на числовом отрезке. Состав чисел первого десятка. 

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

 

Пространственно – временные представления (2,5 часа )

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, внутри – снаружи, до – после.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. 

 

Величины (5,5 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

 

Повторение (2,5 часа)

 

К концу обучения по программе «Игралочка – ступенька к школе» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <,  = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; 

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.

 

Список литературы: 

1.     Л.Г. Петерсон и Е.Е.Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: «Ювента», 2016.

2.  Л.Г. Петерсон иЕ.Е.Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе».   Математика для детей 6-7 лет. Часть 4 (1, 2)М.: «Ювента», 2016.

 

Тематическое планирование по курсу «Игралочка – ступенька к школе»

№ 

Занятия

Часы

 

Тема занятия

 

1.

0,5

Выявление математических представлений.

2.

0,5

Пространственные отношения: впереди, посередине, между, сзади.

3.

0,5

Пространственные отношения: слева, справа.

4.

0,5

Понятие: столько же.

5.

0,5

Число 1 и цифра 1. 

6.

0,5

Число 2 и цифра 2. Соседи числа 2. Составление задач по картинкам.

Понятие: сложение. Знак «+».  +1Понятие: вычитание. Знак «-»  - 1

7.

0,5

Число3 и цифра 3. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 3.Решение примеров. Составление задач по картинкам.

8.

0,5

Числа и цифры 1 – 3. Сравнение чисел. Знаки больше, меньше. Равно.Решение примеров.

9.

0,5

Сравнение чисел. Знаки больше, меньше, равно.Решение примеров.

10.

0,5

Линия. Прямая и кривая линии. Сравнение чисел.

11.

0,5

Луч. Отрезок.

12.

0,5

Ломаная линия. Многоугольник.

13.

0,5

Число 4 и цифра 4. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 4.Сравнение чисел. Составление задач по картинкам.Решение примеров.

14.

0,5

Числовой отрезок. 

Понятие: сложение. Знак «+».  +1Понятие: вычитание. Знак «-»  - 1

15.

0,5

Числовой отрезок. 

Понятие: сложение.  +1, +2, +3 Понятие: вычитание.– 1, -2, -3

16.

0,5

Пространственные отношения. Слева, справа.

17.

0,5

Число 5 цифра 5. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 5.

18.

0,5

Число 5 цифра 5. Составление задач по картинкам. Решение примеров.

19.

0,5

Пространственные отношения. Больше, меньше. Внутри, снаружи.

20.

0,5

Число 6 и цифра 6. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 6. Составление задач по картинке. Решение примеров.

21.

0,5

Повторение. Работа с таблицами. Составление задач по рисункам. Решение примеров. Работа с числовым отрезком.

22.

0,5

Число 7 и цифра 7. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 7. Состав числа 7. Составление задач по картинке. Решение примеров.

23.

0,5

Числа и цифры 6 и 7. Сравнение. Решение примеров.

24.

0,5

Пространственные отношения. Раньше, позже.

25.

0,5

Измерение объёма. Составление задач по картинкам. Решение логических задач.

26.

0,5

Число 8 и цифра 8. Счёт прямой и обратный. Соседи числа 8. Состав числа. Решение примеров.

27.

0,5

 

Числа и цифры 6, 7 и 8. Решение примеров. Составление и решение задач. Работа с таблицами и решение логических задач.

28.

0,5

Число 9 и цифра 9. Счёт прямой и обратный. Соседи и состав числа 9.

29.

0,5

Число 9 и цифра 9. Решение примеров. Составление и решение задач.

30.

 

Измерение площади. Решение примеров.

31.

0,5

 

Число 0 и цифра 0.Решение примеров. Составление и решение задач.

32.

0,5

Измерение длины.

33.

0,5

Измерение длины. Решение примеров. Составление и решение задач по картинке.

34.

0,5

Число 10. Состав чиса 10. Соседи числа 10.

35.

0,5

Число 10. Решение примеров. Составление и решение задач по картинке.

36.

0,5

Масса. Сравнение по массе.

37.

0,5

Масса. Измерение массы. Решение примеров.

38.

0,5

Масса. Измерение массы. Составление и решение задач по картинке.

39.

0,5

Часы. Составление и решение задач по картинке.

40.

0,5

Повторение. Состав чисел от 2 до 10.

41.

0,5

Повторение. Работа с таблицами. Составление и решение задач.

42.

0,5

Повторение. Измерение длины. Решение логических задач.

43.

0,5

Повторение. Сравнение чисел. Решение логических задач.

44.

0,5

Обобщение пройденного. Тест

 

 


Содержание программы курса по Е.В.Колесниковой

«От А до Я»

(развитие речи и обучение грамоте)

Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От А до Я» - обучение дошкольников элементам грамоты:

·        Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

·        Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. 

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения. 

Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются: 

·        зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,

·        пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,

·        слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память, фонематический слух,

·        сенсомоторные координации,

·        точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей, и возможностей детей.

Формы работы

Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы: 

1.     Артикуляционная / речевая гимнастика

2.     Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение

3.     Новый материал:

·        звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков

·        буква, её образ и графическое написание

·        составление и чтение слогов с данной буквой, чтение

·        составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения 

·        Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.

4.     Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.

5.     Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

 

Предполагаемый результат

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ (по Колесниковой Е. В.)

1.     Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения

·        умение ориентироваться в содержании этого общения, 

·        выполнять поручения

      2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

·        о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)

·        о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

·        о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи: 

·     наличие у него представления о модели и процессе моделирования

·     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ А до Я» Колесникова Е. В.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки. 

Основные этапы и содержание работы

1.     Подготовительный:

·        закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки

·        интонационное выделение заданного звука в слове

·        графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)

·        деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

2.     Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

·        знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)

·        понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат

·        определение места звука / буквы в слове

·        обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

3.     Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

·        алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове

·        понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»

·        гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат

·        чтение слогов с изученными звуками и буквами

·        составление и чтение слов из знакомых букв

·        работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

4.     Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

·        гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении

·        графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат

5.     Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

·        звуковой (фонетический) анализ слова

·        понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)

·        переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов

6.     Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями

·        закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

·        переход к чтению несложных текстов

7.     Повторение и закрепление пройденного материала

* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

Тематическое планирование по курсу обучению грамоте «От А до Я»

№ 

Занятия

Часы

 

Тема занятия

 

1.

0,5

Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат).

2.

0,5

Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник).

3.

0,5

Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец)

4.

0,5

Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

5.

0,5

Звук и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

6.

0,5

Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

7.

0,5

Чтение слогов АУ, УА

печатание слогов.

8.

0,5

Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

9.

0,5

Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

10.

0,5

Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.

11.

0,5

Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).

12.

0,5

Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройденного матер.

13.

0,5

Гласные звуки и буквыА, У, О, Ы, Э. Штриховка и раскрашивание и конструирование букв:А, У, О, Ы, Э.

14.

0,5

Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы.

15.

0,5

Звук и буква М: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

16.

0,5

Звук и буква Н: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

17.

0,5

Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.

18.

0,5

Согласные звуки и буквы: Л, М, Н, Р. Штриховка и раскрашивание и конструирование букв:Л, М, Н, Р.

19.

0,5

Звуковой анализ слов(дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове.

20.

0,5

Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.

21.

0,5

Знакомство с предложением:МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.

22.

0,5

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.

23.

0,5

Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я),  мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

24.

0,5

Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов.

25.

0,5

Закрепление: Звукобуквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).

26.

0,5

Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК)

27.

0,5

Закрепление: Звукобуквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).

28.

0,5

- Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).

29.

0,5

Дополнительный материал: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением.

30.

0,5

Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

31.

0,5

Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

32.

0,5

Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

33.

0,5

БуквыЯ, Ю, Е, Ё, И. Штриховка, раскрашивание и конструирование букв:Я, Ю, Е, Ё, И.

34.

0,5

Звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,).

35.

0,5

Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).

36.

0,5

Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т.

37.

0,5

Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ.

38.

0,5

Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА).

39.

0,5

Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)

40.

0,5

Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ.

41.

0,5

Звуки и буквы Ж, и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш.

42.

0,5

Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стихотворения, письмо букв Ч и Щ.

43.

0,5

Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стихотворения, письмо буквы Ц.

44.

0,5

Звук и буква Й: характеристика звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стихотворения.

45.

0,5

Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь. Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стихотворений.

46.

0,5

Закрепление: алфавит, ребусы, загадки, чтение стихотворений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по курсу "Подготовка руки к письму"

Важное место в работе с детьми  принадлежит подготовке руки к письму, укреплению мышц кисти  руки . Данная программа составлена  для формирования  предпосылок учебной де...

«Кот Леопольд в компьютерной стране » - курс подготовки дошкольников к школе

Программа информатики для дошколь­ников называется «Кот Леопольд в компьютерной стране ».Она прошла апробацию. Курс информа­тики разрушил некоторые стереоти­пы. В первую очередь — это нераз­рывная свя...

Стоит ли отдавать ребёнка на курсы подготовки к школе?

Этот вопрос очень часто встаёт перед родителями за год до школы....

Пропедевтический курс подготовки детей к школе

Цель курса: психологическая профилактика возможных трудностей при адаптации к школеЗадачи курса:Ø  Формирование адекватных представлений о школьной жизни;Ø  Осознание ребенком специфики пози...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Собственная методическая разработка Психологический тренинг из курса «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы детского сада с родителями. Тема: Тренируем память

Собственная методическая разработкаПсихологический тренинг из курса «Подготовка к школе» для детей подготовительной группы детского сада с родителями.Тема: Тренируем памятьЦели:1....

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....