Мастер – класс для педагогов: «Палочки Кюизенера как полуфункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
материал по математике (младшая группа)

Анна Станиславовна Журавлева

В своей работе я применяю разнообразные развивающие материалы, различные методы и приемы, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Я пришла к выводу, что из всех рассмотренных мной математических пособий палочки, предлагаемые бельгийским учителем Джорджем  Кюизенером, в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений  дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_palochki2.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 30 «Дельфиненок» г.Павлово

Мастер – класс для педагогов:

«Палочки Кюизенера как полуфункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Журавлева А.С

Павлово 2024г

В своей работе я применяю разнообразные развивающие материалы, различные методы и приемы, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Я пришла к выводу, что из всех рассмотренных мной математических пособий палочки, предлагаемые бельгийским учителем Джорджем  Кюизенером, в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений  дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.

Именно этим обусловлен выбор моей темы: «Палочки Кюизенера как полуфункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Используя игровую технологию «Цветные палочки Кюизенера», развиваю у  моих воспитанников не  только  интеллектуальные  способности,  но  и  творческие,  коммуникативные, речевые.

Работу с палочками Кюизенера провожу в следующей последовательности:

1. Освоение комплекта.

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из них построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

  1. Построение лестницы.

Дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

  1. Освоение отношений по длине, высоте. 

Используются различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее желтой. Найдите ее! (Скажите какую)». Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной".

  1. Составление ковриков. составление узоров.

Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же"

Возможны различные варианты.

Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров.

5.Развитие у детей количественных представлений.

Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение.

Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»

6.Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков).  Составить число три из двух меньших чисел.

Моя задача состоит в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Играя, взаимодействуя с палочками Кюизенера мои воспитанники открывают мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Прежде чем начать мастер класс я вам предлагаю вспомнить

 какая палочка, какое число обозначает.

1.  Игровое упражнение «Как разговаривают числа»

 Числа умеют разговаривать. Но они разговаривают не словами, а знаками. Возьмите в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубого.

- Какие числа у вас в руках?

- Что нужно сделать, чтобы сравнить эти числа?

Подвожу к выводу о том, что для того, чтобы сравнить числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга

- озвучиваю разговоры чисел: «Я больше тебя», - говорит число 4 числу 3 «Я меньше тебя!» - говорит число 3 числу 4;

- На сколько 4 больше 3 и на сколько 3 меньше 4?

2. игра называется «Чет-нечет»

Давайте разделимся на две команды. Одна команда берет белую палочку, а другая розовую. Давайте построим две лесенки с пятью ступеньками. Разница между ступеньками должна быть равна двум? (разницу проверяем, прикладывая розовую палочку). Давайте прочитаем лесенку в цифрах.

 «Прыгая» по ступенькам называют четный и нечетный ряд.

Мы узнали что числа бывают четные и нечетные.

3.«Составь коврик» для чисел 6.7,8.

Давайте мы с вами сделаем красивые коврики, из наших палочек. Первая ниточка будет оранжевая.

Каждый следующий ряд составьте из двух других меньших палочек.

Давайте прочитаем коврик.

4.«Палочки можно вычитать»

Положите перед собой голубую и желтую палочки. Что можно о них сказать (голубая короче, а желтая длиннее)? А на сколько? Как узнать? Давайте найдем ту палочку, которая соответствует. Это можно записать с помощью знаков и цифр.

        5.«Детская железная дорога»

Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны?  Какой по счету розовый вагон?( обучаем порядковому счету.

В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Давайте проверим подложим под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

      6. А теперь предлагаю вам решить задачу. Выложите из палочек все возможные числовые варианты состава чисел 8 и 9.

А теперь озвучьте их.

Заключительная часть: Мы с вами увидели, что использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера строится на основе игровой деятельности. Снимает психологические стереотипы. Скучные занятия математикой превращаются в увлекательные занимательные встречи

Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:

Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.

Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»         ...

Выступление на районном методическом объединении "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использован...

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста". Совместная работа наставника Сухаревой Анны Сергеевны и насталяемого Татарян Светланы Рокосовны

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»...