«Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры»
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Плотникова Инна Геннадьевна

Одной из важнейших задач  дошкольного образования  является умственное развитие дошкольников, формирование у них таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Умственное развитие активно происходит в процессе формирования элементарных математических представлений.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике, а именно с использованием игры – естественного способа развития ребенка.

Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Проявив интерес, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

 Для работы с детьми, я использую игры сделанные своими руками :

Дидактическое пособие из бросового материала  «Петушок» -  многофункциональная игра. У малышей  с помощью этой игры развивается умение различать и называть основные цвета , развивается мелкая моторика ,  для старших дошкольников как закрепление математических способностей – это  счет  , состав числа.

 «Поймай рыбку»-  рыбки разных цветов (красный,жёлтый, синий,зелёный

Ребёнок при помощи удочки «ловит» рыбку и выполняет задание.  В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка задания варьируются:

1. Найди рыбок красного,жёлтого, зелёного,синего цвета.

2. Найди рыбок больших и маленьких.

3. Найди рыбок по форме.

4.  Сосчитай кружочки на ведерке , и  поймай столько же   рыбок .

5. Сложи числа и ты узнаешь сколько тебе нужно поймать рыбок. И.тд

 

 

Настольная игра подойдёт для детей всех возрастов, в неё интересно играть и в одиночестве, и в большой компании.

. Игры на количество и счет:

Дидактическая игра «Найди пропущенное  число»

«Найди соседей числа», «Купи мороженое» /игра «Математическое лото», «Выложи столько пуговиц, сколько предметов на картинке» и т.д

Цель игры : изучения счета от 1 до 10. Содействовать формированию навыка понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. учить находить, называть рядом стоящие числа.

 

Игры с прищепками - очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками вносят бесценный вклад в полноценное развитие его головного мозга. Для того, чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш, шариковую ручку, кисть в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Прищепка способствует формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев обеих рук.

Дети с удовольствием играют с прищепками в такие игры как:

«Сосчитай предметы», «Посушим платочки», «Собери кружки» «Волшебный круг» «Наведем порядок»

Цель :учить  соотносить цифру и количество предметов.

Лото «Легкий счет»-игра упражняет детей в прямом и обратном счете до 10, закрепляет  знание состава чисел в пределах 10, Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

 д/игра «Стульчики» цель: продолжать учить считать детей, правильно отвечать на вопросы сколько, который по счёту, на котором месте.

Развивающая игра «Арифметика»-знакомит детей с числами первого десятка, учит составлять и решать примеры.

д/игра «Собери урожай»- закрепление навыка счета. Учить детей сравнивать и понимать у кого больше, меньше  яблок.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. В своей работе использую игры на ориентировку во времени : Все о времени , это игры «Дни недели»,  «Вчера сегодня, завтра», «Времена года», «Составь режим» .

Ориентировку в пространствеигра тринажёр «Фигуры высшего пилотожа», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «Выше ниже»- зрительные и слуховые диктанты.и т.д.

Настольные  игры «Бродилки» - одна из видов настольных дидактических игр, которая может быть использована в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возрасти. Сегодня в магазинах представлено огромное количество подобных игр . С помощью этих игр у детей  проходит хорошая тренировка навыка счёта в уме (устного);запоминание цифр.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции. В своей работе с детьми использую словесные игры :  (с мячом)«Кто знает – пусть дальше считает», «Назови предыдущее, последующее число « «Весёлые математические задачки»  и т. д/игры  с геометрическими фигурами

формирует  умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, умение распознавать фигуры не зависимо от их пространственного положения. «Найди пару», «Кто больше увидит предметов такой же формы», «Найди свой домик», «Разложи фигуры по порядку»

Упражняю детей в умении моделировать геометрические фигуры.

Предлагаю детям задания на конструирование построек из плоскостных  фигур, счетных палочек   по образцу.   Такие игры как  , «Составь картинку  по образцу», «Фигурки из цветной мазаики», «Продолжи узор дальше», «Чудесные превращения»          

 

Для развития мышления и воображения ребенка я использую в своей практике уже много лет  игру – головоломка  танграм. 

Игра состоит из нескольких уровней:

части танграм нужно наложить на саму схему;

ребенку дается схема и он по образцу складывает фигуру на столе;

дается контур-планшет  изображения, ребёнок  должен выложить части танграма по контуру;

ребенок самостоятельно придумывает образы и складывает их из частей танграм.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить развивающие  напольные игры. Это отличное сочетание дидактики и развлечения.

Напольная  игра  комплексно  развивает  физические,  эмоциональные  и умственные  способности  ребёнка.

Способствует созданию жизнерадостной обстановки, ведь главный посыл развивающей напольной игры заключается в том, что обучение должно проходить в веселой и активной форме.

Во время упражнений на планшете, (так мы его называем с детьми)  Я  провожу  групповые занятия с детьми  и  придумываю  разнообразные задания., игры спортивного характера «Кто быстрее», «Чья команда быстрее справится с заданием» и.тд. В ходе этих игр  дети получают новые сведения об окружающем мире, закрепляют информацию на практике, развивают математическое мышление, свою речь. Более того, они удовлетворяют естественную потребность в движении и улучшают эмоциональную сферу.

Благодаря этому дети усваивают новые знания быстрее и надежнее.

Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху.

2 . Игра «Спасатели». (состав числа )

Жители страны обеспокоены беспорядком, кто-то стер номера квартир в доме, и теперь жители не могут попасть в свои квартиры. Нам предстоит стать спасателями. Смотрите, номер дома сохранился, а вот номера квартир нужно обозначить.

Напоминаю. Что сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома.

 Цель игры: Закрепить представления о составе чисел (в пределах 10).

 Д/игра «Засели  соседей в домики» . учить находить, называть рядом стоящие числа.   ( В квадратах выкладываются цифры, дети выполняют задание. )  «Назови пропущенное число» в квадратах выкладывается числовой ряд , дети   находят пропущенное число и называют его, находят это число  и помещают в числовой ряд », «Разложи цифры  по порядку»  в квадратах находятся цифры , ребёнок   выстраивает цифры по порядку.  «Найди свой домик», ( у детей геометрические фигуры разные по цвету и размеру), задание найти на игровом поле свой домик. «Правильно пойдешь отгадку найдешь»  «Классики», «Волшебный кубик»( дети бросают кубик на  каждой стороне  кружочки от 1-7 , какое число выпало, нужно на игровом поле найти соответствующее число)

Дидактическая игра «Найди пару» Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету. 

 

Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. Для меня как педагога, очень важно не только самой знать чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием методами приёмами обучения сделать их своими помощниками.

В работе с родителями я использую следующие формы :

 

 

 

 В начале учебного года провела встречу с родителями . Познакомила  родителей с программой по РЭМП, с предметно- развивающей средой ,где   

создан математический уголок, в котором  имеются развивающие настольно-печатные игры, счётный материал, дидактические пособия.

 Нацелила родителей на Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами образовательной деятельности  в детском саду (в частности математического развития). Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

 

Для того чтобы, повысить уровень компетентности родителей по ФМП, я в течении учебного года , использую  различные формы работы.

 Провела анкетирование, позволяющее : узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;  

Индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр.

Консультации , памятки , папки-передвижки, фотоотчеты в родительском чате , которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду.

Родители делятся  опытом  семейного воспитания в данном направлении;

Вот такой математический альбом «Веселые цифры» сделали родители вместе с детьми. Задания на каждой страничке альбома формируют зрительный образ цифры, развивают графические навыки, закрепляют связь цифры с числом, развивают внимание, память, формируют навыки самоконтроля.. Этот данный альбом находиться в уголке математики, в свободном доступе для детей. Дети по собственной инициативе берут его, разглядывают, выполняют задания. А еще используют, когда играют в сюжетно - ролевую игру "Школа".

Наш математический уголок пополнился математическими играми, которые изготовили  воспитатели  и родители.

Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у своего ребенка интереса к математическим знаниям, к развивающим играм. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Дидактические игры , используемы на занятиях и в свободной деятельности детей по ФЭМП

Слайд 2

Дидактическое пособие из бросового материала «Петушок» - многофункциональная игра. У малышей с помощью этой игры развивается умение различать и называть основные цвета , развивается мелкая моторика , для старших дошкольников как закрепление математических способностей – это счет , состав числа.

Слайд 3

Игры с песком «Найди предметы» « Поймай рыбку»- рыбки разных цветов ( красный,жёлтый , синий,зелёный Ребёнок при помощи удочки «ловит» рыбку и выполняет задание. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития ребё нка задания варьируются :

Слайд 4

«Найди соседей числа » изучения счета от 1 до 10. Содействовать формированию навыка понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. учить находить, называть рядом стоящие числа. «Выложи столько пуговиц, сколько предметов на картинке» соотношение цифр и количество предметов.

Слайд 5

Весёлые прищепки

Слайд 6

Лото «Легкий счет»-игра упражняет детей в прямом и обратном счете до 10, закрепляет знание состава чисел в пределах 10, загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. С казка «Теремок» « Стульчики» цель: дети учится считать, правильно отвечать на вопросы сколько, который по счёту, на котором месте.

Слайд 7

Настольные игры разнообразны по содержанию , обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Слайд 8

Ориентировку в пространстве :» игра тринажёр «Фигуры высшего пилотожа », Настольные игры « Бродилки » - одна из видов настольных дидактических игр, которая может быть использована в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возрасти

Слайд 9

Для развития мышления и воображения ребенка я использую в своей практике уже много лет игру – головоломка танграм . Игра состоит из нескольких уровней: части танграм нужно наложить на саму схему; ребенку дается схема и он по образцу складывает фигуру на столе; дается контур-планшет изображения, ребёнок должен выложить части танграма по контуру; ребенок самостоятельно придумывает образы и складывает их из частей танграм .

Слайд 10

Упражняю детей в умении моделировать геометрические фигуры. Предлагаю детям задания на конструирование построек из плоскостных фигур, счетных палочек по образцу. Такие игры как , «Составь картинку по образцу», «Фигурки из цветной мазаики », «Продолжи узор дальше», «Чудесные превращения»

Слайд 11

д/игры с геометрическими фигурами формирует умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур, умение распознавать фигуры не зависимо от их пространственного положения. «Найди пару», «Кто больше увидит предметов такой же формы», «Найди свой домик», «Разложи фигуры по порядку»

Слайд 12

Работа с родителями * Консультация для родителей: «Ориентировка в пространстве» *Консультация для родителей : «Как научить ребенка считать ?» * Консультация для родителей на тему: « Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр». * Консультация для родителей «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста» * Папка- передвижка «Математика – это интересно !» ПРИЧИНЫ, по которым играть в математические игры с детьми дома стоит: Памятка «Веселая математика – играем вместе дома»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» 2015г.

   Повысить  профессиональный уровень педагогического мастерства и компетентности , формировать  у младших дошкольников  интерес к познавательной  деятельности....

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры

Статья о формировании математических представлений у детей средней группы через дидактическую игру....

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры

Использование диактических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников....