«Формирование математических способностей у детей старшего возраста через использование развивающих игр Воскобович В.В
материал по математике (старшая группа)

Федорова Надежда Вячеславовна

Прозрачный квадрат, логическая игра-головоломка. Геометрические фигуры на прозрачных пластинках. Игра предназначена для изучения понятий «форма», «фигура», «размер», счёт. Ребенок учится сортировать и сравнивать пластинки, решать логические задачи; составлять целое из деталей, накладывать пластинки друг на друга всей плоскостью, собирать целый квадрат; прикладывать пластинки друг к другу, совмещать по сторонам, конструировать по схеме и замыслу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_voskobovicha.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           План самообразования

                                   Педагога  старшей группы №2_  Федоровой Надежды Вячеславовны

                                                              На_2023-2024учебный год

                                             Тема самообразования :

«Формирование математических способностей у детей старшего возраста через использование развивающих игр Воскобович В.В

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А

В моей картотеке игр появилась новинка - развивающая игра "Прозрачный квадрат" В. В. Воскобовича.

Прозрачный квадрат, логическая игра-головоломка. Геометрические фигуры на прозрачных пластинках. Игра предназначена для изучения понятий «форма», «фигура», «размер», счёт. Ребенок учится сортировать и сравнивать пластинки, решать логические задачи; составлять целое из деталей, накладывать пластинки друг на друга всей плоскостью, собирать целый квадрат; прикладывать пластинки друг к другу, совмещать по сторонам, конструировать по схеме и замыслу. Игра направлена на развитие творческих и сенсорных способностей, а также различных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также речи. Игра состоит из прозрачных пластинок с изображением различных геометрических фигур. Некоторые встречаются по 1 разу, другие - до 9 раз. Интересно, что на оборотной стороне тоже виден рисунок, только в зеркальном отображении. Развивающий компонент: • формирование пространственных представлений, • математических понятий (форма, количество, целое, часть), • развитие сенсорных способностей (размер, форма), • моторики руки,

Прозрачный квадрат - многовариативный конструктор.

В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок с нанесенными изображениями геометрических фигур. Имеется методическая сказка «Нетающие Льдинки озера Айс, или Сказка о Прозрачном Квадрате», альбом со схемами фигурок.

Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов

формы. Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомится с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких помогает понять ребенку-дошкольнику соотношение целого и части.

• Совершенствование интеллекта.

Сортировка прозрачных пластинок тренирует внимание. Конструирование различных фигур развивает мышление. В играх с «Прозрачным квадратом» совершенствуются память и воображение.

• Развитие творческих способностей.

• Развитие мелкой моторики рук.

Эта незамысловатая, на первый взгляд игра, на самом деле обладает множеством скрытых возможностей для развития детей!

В играх с «Прозрачным квадратом» необходимо соблюдать два правила:

1. При складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью.

2. При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных элементов. Примеры игровых заданий:

1. Игра «Найди лишнюю льдинку».

-Положите перед собой льдинку со средним треугольником, потом льдинку с большим треугольником, с маленьким квадратом, льдинку с маленьким треугольником. Сколько всего льдинок положили? (Всего четыре)

-Какая льдинка лишняя? Отложите её в сторону. (дети анализируют ряд и называют лишнюю пластинку-льдинка с квадратом.)

-Почему вы выбрали её? (на этой льдинке нарисован квадрат, а на остальных треугольники).

Ряды пластинок можно менять.

2. Игра «Найди общее».

-Составьте ряд из пластинок. Объясните, что объединяет пластинки? Назовите одним словом.

- В чем секрет этого ряда? Если догадаешься, положи рядом льдинку.

3. Игра «Продолжи ряд».

Выложи точно такой же ряд, найди закономерность и продолжи его. Чем отличаются пластинки друг от друга? Сделай из трех пластинок две.

4. Игра «Составь одинаковые фигуры».

Положи перед собой такие же пластинки. Какие из них нужно наложить друг на друга, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры?

5. «Сортировка пластинок».

-В одну группу надо собрать льдинки с треугольниками, во вторую-с четырехугольниками, в третью-с пятиугольниками и в четвертую-с шестиугольниками. Оставшуюся фигуру превратим в Ворона Метра.

- Разложи льдинки по размеру треугольников.

-Найди все треугольники и квадраты и разложи их в круги.

 6. Игра «Сложи квадрат из частей».

- Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат?

- Какую часть от целого она составляет?

-Придумайте и сложите свой квадрат из двух равных частей.

-Составьте из льдинок три квадрата: один-из больших треугольников, второй-из средних и третий из маленьких.

-Найдите пять льдинок со средними треугольниками, две льдинки с трапециями и четыре льдинки с маленькими квадратиками. Сложите из них три квадрата.

-Выберете льдинки с разными фигурами и добавьте их к прямоугольнику так, чтобы получился квадрат.

-Какие еще могут быть варианты? (дети предлагают различные способы решения задачи)

7. Игра «Что изменилось?»

Выложить в ряд пластинки от пяти до десяти. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет расположение льдинок. Что изменилось?

-Возьмите четыре льдинки с квадратами, одну с прямоугольником и одну со средним треугольником. Из этих льдинок составляем теремок.

-Из льдинок найти две абсолютно одинаковые, и одну льдинку с маленьким квадратом.

Сколько всего льдинок? Превратим отобранные льдинки сначала в елочку.

А теперь-в конфету! (дети самостоятельно придумывают силуэт конфеты).

-Составляем сюжетную картинку из всех льдинок и придумываем к ней рассказ. (картинку можно составлять небольшими подгруппами). Игра "Найди пару".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку".

В докладе раскрывается проблема усвоения математики у дошкольников, а через сказку математика становится интереснее и усваивается легче....

Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием различных игр-головоломок

Из этого материала можно узнать, как в игре можно развивать математические способности....

Творческий проект на тему «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игры В. Воскобовича»

Цель проекта. Повышение познавательного интереса у детей к математике через использование логико- математических игр, развитие у детей элементов логического мышления....

"Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические, музыкально-матиматические игры"

Дирижер Эрнест Ансерме:«Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм.И та, и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жи...