МАСТЕР-КЛАСС ««Использование подвижных математических игр в формировании логического мышления с использованием элементов УДЕ»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Лиджиева Эльза Дмитриевна

МАСТЕР-КЛАСС

««Использование подвижных математических игр в формировании логического мышления с использованием элементов УДЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx587.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

««Использование подвижных математических игр в формировании логического мышления с использованием элементов УДЕ» 

C:\Users\1\Desktop\для сайта\фоти игр с детьми\20210419_110732.jpg

Подготовила воспитатель

МКДОУ №28

Лиджиева Э.Д.

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.

Задачи мастер класса:

- конструирование перед участниками мастер - класса своей модели образовательного процесса с применением определенных технологий;
- обучение участников мастер - класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
- популяризация инновационных идей, находок;
- оказание помощи участникам мастер класса в определение задач их профессионального самосовершенствования.

Ход мастер-класса:

I. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Отгадайте загадку: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития дошкольника?» (ИГРА)

Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.

Играя, что мы можем развивать? (Ответы педагогов)

(Слайд с пирамидкой)

Все ваши ответы мы можем представить в виде пирамидки, на вершине которой находится понятие логическое мышление.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Одна из  наиболее оптимальной для качественного решения этих задач является технология УДЕ (Укрупнение дидактических единиц), автором которой является академик РАО доктор педагогических наук Пюрвя Мучкаевич Эрдниев.

У меня уже были разработанные математические подвижные игры, но заинтересовавшись технологией УДЕ я решила расширить свои математические подвижные игры, применив ее.

И тема моего выступления «Использование  подвижных математических игр в формировании логического мышления с использованием  принципа  УДЕ»

Используя  подвижные логико-математические и дидактические игры, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена цель.

Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Однако умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Для этого требуется специальное обучение детей с использованием различного игрового материала: пирамидки, кубики, матрешки и др. овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форма, цвет, величина и т.д.)

Существуют такие элементы технологии УДЕ как: 

Матричное оформление  материала, которое дает большие возможности для одновременного рассматривания широкого круга вопросов.

Логические упражнения,  сопровождающиеся рисунками. В этих упражнениях прослеживается своеобразное опережение в обогащении словаря и логических операций.

Условные суждения вида: «Если…, то…», так как они являются наиболее распространенными в последующем изучении математики.

Взаимообратные действия – сложение и вычитание.  Технология противопоставленных математических действий.

Прямой и обратный  счет.

Наиболее близкий элемент применив матрицу, я разработала подвижные математические игры «Геометрический твистер», «Сокровища Калмыкии», «Когда это бывает».

Сейчас я хочу остановиться на игре «Геометрический твистер». Вначале я использовала ее как матрицу.

Что вы видите на экране?

Как можно назвать одним словом?

Сколько их?

Сколько в верхнем ряду?

В нижнем?

Что стоит 1-й в верхнем ряду слева?

В нижнем ряду, что стоит 1-й справа?

Какие фигуры в столбце слева? (справа, посередине).  В этой игре мы можем закрепить основные понятия, используемые в УДЕ: столбец, строка, и др.

(переворачиваю панно)

Каждый знаком с игрой Твистер, немного креативности: наклейки с геометрическими фигурами и получился ««Геометрический твистер».

(фото детей)

Все вы видите, как дети с удовольствием играют в эту игру. Она развивает, закрепляет, обобщает, классифицирует и систематизирует знания о форме (геометрических фигурах), цвете, величине. Так же игра «Геометрический твистер» развивает кругозор, логическое мышление, ориентировку в пространстве, координацию движений и чувство равновесия.

Теперь я переворачиваю его и посмотрите, что на другой стороне. Игровое поле, разделенное на 4 части.

Скажите мне, пожалуйста, что бывает 4?

Правильно.

Эта игра называется «Когда это бывает?». 

С чем ассоциируются эти 4 цвета?

В этой игре мы закрепляем временные понятий: зима, весна, лето, осень. Подведение к обобщению, систематизации и классификации понятий о временных представлениях. Развитие памяти, координации движений, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Вначале я использовала ее как матрицу. А потом как подвижную математическую игру «Времена года». Предлагается вспомнить признаки каждого времени года, обращая внимание, на то, что дети должны внимательно слушать загадки, ответ не выкрикивать, а быстро встать на соответствующий сектор матрицы.

Сейчас я подробно хочу остановиться на математической подвижной игры  «Сокровища Калмыкии».

Цель игры: Создание дидактических и педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста, как основы познавательной активности.

Материал: Напольная матрица с 16ю секторами (2*2м, 50*50см каждый сектор). (слайд 13) Карты-символы со стрелочными изображениями (каждый шаг – один сектор) (слайд 14)

Правила игры: На полу раскладывается матрица. В начале игры дети получают карту-символ с определённой конфигурацией стрелок, соответствующих требуемым направлениям движения по конкретным секторам матрицы. Дети игроки, делятся на тех, кто проходит по секторам и тех, кто будет по карте-символу указывать направление. Если передвижения по стрелкам выполнялись правильно, то соответственно вся команда получает вознаграждение – «сокровище».

Ход игры:

Посмотрите, перед нами карта Калмыкии. Сегодня мы с вами узнаем «Сокровища Калмыкии». Детям предлагается разделиться на пары, взяв карты-схемы в руки. При этом они распределяются на тех, кто дает команду, а кто выполняет. Нужно строго следовать по карте-символу.

Например, первая пара выполняет задание

20210419_111030

(три шага вперед, один на право)

Если задание выполнено правильно, то они находят первое чудо Калмыкии. И это «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который находиться в сердце Калмыкии – городе Элиста.

Вторая пара находит путь ко второму чуду, прошу на старт.

20210419_111040

(два шага вперед, два в право, два вперед, один влево)

 Если задание выполнено правильно, то они находят второе чудо Калмыкии. Это «Эпос «Джангар», в Малодербетовском районе, на родине известного калмыцкого джангарчи Ээлян Овла.

Третья пара находит путь к третьему чуду, прошу на старт.

20210419_111049

(три шага вперед)

Если задание выполнено правильно, то они находят третье чудо Калмыкии. Это «Одинокий тополь», священное дерево для всех калмыков, расположен в Целинном районе.

Четвертая пара находит путь к четвертому чуду, прошу на старт.

20210419_111109

(один шаг вперед, два шага вправо, два вперед, один влево)

Если задание выполнено правильно, то они находят четвертое чудо Калмыкии. Это «Степные курганы», их очень много по всей Калмыкии.

Пятая пара находит путь к пятому чуду, прошу на старт.

20210419_111118

(один шаг вперед, три вправо, два вперед, один влево)

Если задание выполнено правильно, то они находят пятое чудо Калмыкии. Это «Хошеутовский хурул», расположенный в Астраханской области.

Шестая пара находит путь к шестому чуду, прошу на старт.

20210419_111130

(два шаг вперед, три влево)

Если задание выполнено правильно, то они находят шестое чудо Калмыкии. Это «Лотосы», которые располагаются в Лаганском районе, на берегу Каспийского моря.

И последняя пара находит путь к седьмому чуду, прошу на старт.

20210419_111137

(один вперед, два вправо, один вперед, один влево)

Если задание выполнено правильно, то они находят седьмое чудо Калмыкии. Это «Сити Чесс-Город Шахмат», расположенный в Элисте.

 Мы с вами выполнили все задания, и нашли все «Сокровища Калмыкии».

Таким образом, я могу сделать вывод, что в играх осуществляется комплексное знакомство и  приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к  природе родного  края, закрепили навыки порядкового счета в пределах 10, совершенствовали умение ориентироваться в пространстве, воспитывали любознательность, внимание, логическое мышление, развивали навыки умения работы в команде. Данные игры можно применять как в самостоятельной деятельности детей, и в процессе НОД.

Итак, я хочу закончить свое выступление словами

Математика – наука Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Мастер-класс для педагогов: Использование конструктора Полидрон в формировании логического мышления детей дошкольного возраста

(2 слайд) Цель: - показать возможности использования конструктора «Полидрон» в развитии логического мышления детей дошкольного возраста; - повышение педагогической компетентности педагогов...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые технологии в развитии логического мышления»

Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые технологии в развитии логического мышления»...

Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса для родителей «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"...