Занимательная математика
методическая разработка по математике (старшая группа)

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» является программой познавательной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительногообразования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Устав МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» города Смоленска».

Актуальность программы:

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Педагогическая целесообразность:

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

Программа строится по принципу: от простого к сложному, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Педагогическая целесообразность программы заключается и в том, что в нее включены условия для повышения мотивации к познавательной деятельности. Программа способствует развитию интеллектуальных возможностей детей старшего дошкольного возраста, развитию умения логически мыслить.

Новизна программы:

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными математическими представлениями;

– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающиепедагогические технологии.

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: 9 часов.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: во второй половине дня, 2 занятия в месяц по 25 минут.

Формы организации учебного процесса: очная с применением образовательных технологий:

Традиционные

Практические

Игровые технологии.

Программа предусматривает использование наглядных форм обучения и показ мультимедийных материалов.

Виды занятий:

- Дидактические игры и упражнения;

- Математические игры и задачи;

- Математические развлечения (головоломки, ребусы, лабиринты).

Цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи

образовательные:

- закреплять счет в пределах 10;

- упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание;

- закреплять понимание отношений между числами\;

- закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах;

-обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.

развивающие:

- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

- развитие мыслительной активности, умения анализировать, делать выводы;

- развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

воспитательные:

- воспитание познавательной активности;

- воспитание чувства коллективизма.

Планируемые результаты

личностные:

- формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

метапредметные:

- овладение логическими действиями сравнения, классификации установления причинно-следственных связей;

- развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие, речь, мелкая моторика);

- развитие мыслительной деятельности;

- развитие детской активности, творческого подход в поиске способов решения занимательных, практических, игровых задач.

предметные

- сформированность представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

- сформированность представлений об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

- развитие практических действий сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации.

Условия реализации программы:

Рабочее место оснащено современными техническими средствами обучения (компьютер, телевизор). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. На занятиях используются безопасные материалы.

Для возможности полноценной реализации данной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

· Специально оборудованное помещение для работы.

· Соответствующая мебель, оборудование, письменные принадлежности.

Программа реализуется по следующим принципам: системности, наглядности, интеграции, креативности, индивидуальности. Работа с детьми строится поэтапно.

Виды и формы контроля

Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы, игры, педагогического наблюдения.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ.

Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: практическое задание, сюжетно- ролевая игра.

Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме мини- олимпиады.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Количество и счет»

2

1

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания

2.

«Геометрические фигуры»

2

1

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания

3.

«Определение величины»

1

0,5

0,5

Наблюдение, практическая работа, игровые задания

4.

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

2

1

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания

5.

«Решение логических задач»

2

1

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания

Итого:

9

4,5

4,5

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. «Количество и счет»

Теория: Счет в пределах 10.

Практика: Закрепление счета в пределах 10, формирование умения решать простые задачи на сложение и вычитание, закрепление понимания отношений между числами, развитие внимания, памяти.

Раздел 2. «Геометрические фигуры»

Теория: Представления о геометрических фигурах и их свойствах.

Практика: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие умения классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, развитие зрительно-пространственного восприятия, логического мышления.

Раздел 3. «Определение величины»

Теория: Знакомство с величиной. Измерение предметов.

Практика: Развитие умения сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Раздел 4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Теория: Знакомство с различными видами часов, днями неделями, частями суток.Установление последовательности событий. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Практика: Упражнение в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «под», «между» и т.д.; закрепление знаний о временных отношениях: неделя, месяц.Обучить определять время по часам, развитьумение определять время по часам.

Раздел 5. «Решение логических задач»

Теория: Логические задачки.

Практика: Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Учить составлять фигуры из разных геометрических фигур. Учить выделять часть и находить элемент предмета.Решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

1.

Сентябрь

«Количество и счет»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания: «Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1».

2.

Октябрь

«Количество и счет»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания:

«Путаница»

«Задумай число»

«Считай, не ошибись»

«Мозаика цифр»

«Веселые цифры»

«Подбери пару»

«Числовые домики».

3.

Ноябрь

«Геометрические фигуры»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания:

«Назови предметы заданной формы»

«Что общего и чем различаются фигуры»

«Найди предмет такой же формы».

4.

Декабрь

«Геометрические фигуры»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания: «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»

«Найди лишнюю фигуру»

«Пифагор».

5.

Январь

«Определение величины»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче - длиннее».

6.

Февраль

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания: «Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

7. .

Март

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания: «Что перепутал художник?»

«Что слева от тебя, что справа».

8.

Апрель

«Решение логических задач»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания:«Волшебный круг» «Танграм»

«Пифагор»

«Лабиринт»

Задачи в стихах, задачки - шутки

Логические задачи

9.

Май

«Решение логических задач»

Беседа с игровыми элементами

1

Наблюдение, практическая работа, игровые задания: Задания на поиск недостающих частей, предметов, отличий – «Найди нестандартную фигуру»

«Чем отличаются?»

«Чего не хватает?»

« Найди ошибку»

Решение проблемных ситуаций - «Кого больше?», «Что получится, если измерять разными мерками?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...