Доклад «Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры-раскраски»
учебно-методический материал по математике
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя развивающие игры, математические игры-раскраски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида
с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва»
Доклад
«Развитие элементарных математических представлений
через дидактические игры-раскраски»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:
Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна
Кызыл-Мажалык, 2022 г.
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя развивающие игры, математические игры-раскраски.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи
Формировать математические способности детей через дидактических и развивающих игр, игр-раскрасок.
Развивать и вырабатывать простейшие графические умения и мелкую моторику рук
Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимание.
Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное – это игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
А воспитатели детских садов, немного волшебники и это не секрет. Они могут из ничего сделать все! Эти прекрасные, творческие люди применяют в своей работе пособия, игры, сделанные своими руками. Это упрощает нам работу, делая занятия интересными и доступными, ведь все мы знаем, как много всего нужно для работы.
Непосредственно-образовательной деятельности с детьми по математическому развитию, можно использовать одно задание в виде дидактической игры раскраски, развивающие дидактические игры. Мне понравилась эти игры доступностью и простотой изготовления. А также у нее большая вариативность использования. И конечно то, что детям она очень нравится, раскрашивая картинку они очень любят увидеть волшебство рисунка. А воспитатель достигает ожидаемой цели и всех поставленных задач.
Эти игры, можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях.
Во время игр – раскрашиваний важно соблюдать несколько правил:
- спину держим прямо, не наклоняя в какую-нибудь сторону.
- раскраска должна лежать прямо перед ребенком, в одной руке – карандаш, а другой необходимо поддерживать лист альбома.
- кисть руки, держащая карандаш, не должна быть напряжена и не должна висеть в воздухе или над бумагой.
Прежде чем провести развивающие игры и дидактические игры-раскраски, я хочу вам предложить несколько игр, которые очень просты в изготовлении, и которые можно использовать с детьми разного возраста в закреплении математических представлений и для развития мелкой моторику рук.
В данной работе собран разнообразный занимательный материал: знакомство с цифрой, стихи про цифры; математический прямоугольник для игр с прищепками; найди число (на соотнесение количества предметов с цифрой) два вида: овощи и фрукты; математические пазлы и прописи-раскраски. При помощи развивающих раскрасок закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Игры с карточками не только развивают образное мышление и логику, но и тренируют память, внимание, мелкую моторику. Так же карточки помогут узнать и запомнить числа первого десятка, почувствовать интерес к математике.
Математический прямоугольник. Игры с прищепками.
Игры с прищепками — это не просто веселая и интересная игра, а еще также необыкновенно полезное развивающее занятие. Только тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.
Занятия с прищепками позволяют выработать хватательные навыки, укрепляется и развивается кисть.
В наборе три развивающих карточки (цифры, цвета, малинка), с помощью которых ребенок тренирует руку и выучит цифры от 1 до 9, научиться считать, закреплять основные цвета.
Цифры и число 10. Данная карточка используется для закрепления счета в пределах 10. После того, как ребенок познакомится с цифрой, воспитатель предлагает найти изучаемую цифру в математическом прямоугольнике и найти такую же цифру на прищепке и соединить их.
Цвета. После того как ребенок познакомился с изучаемой цифрой, нашел ее в математическом прямоугольнике «Цифры», предлагается найти данное количество цветных кружочков в математическом прямоугольнике «Цвета». Ребенку предлагается посчитать цветные кружочки, назвать все цвета кружочков, найти прищепку с такой цифрой и соединить их.
Количество и число. Игры с прищепками.
Данные карточки способствуют закреплению определения количества предмета с числом.
Игры с прищепками — это замечательное упражнение для развития мелкой моторики. При захвате, удержании, нажимании, разжимании прищепки — развиваются не только отделы мозга, отвечающие за координацию движений, но происходит и активизация соседних отделов коры головного мозга, отвечающих за речевой аппарат человека, активнее развивается речь ребенка.
В набор входят тематические комплекты «Овощи» и «Фрукты» - 20 карточек.
Для работы с этими карточками нам понадобятся разноцветные прищепки.
Сначала ребенок называет, что изображено на рисунке, считает количество предметов на карточке, находит нужное число в кружке и прицепляет на карточку прищепку. Затем можно переходить к работе со следующей карточкой.
Математические пазлы.
Математические пазлы предназначены для изучения счета первого десятка. Дети с удовольствием будут собирать пазлы, запомнят прямой и обратный числовой ряд в пределах 10.
Предлагается ребенку собрать изображение, назвать кто изображен на рисунке. Проверить правильность, посчитав от 1 до 10. Потом, можно поработать с числовым рядом: назвать соседей чисел (по выбору), продолжить счет от названой цифры (прямой или обратный).
Собирание таких пазлов — это отличный способ обучить ребенка основам математике в игре.
Игры – раскраски.
Игры раскраски помогут детям научится ориентироваться на листе бумаги в клеточку, задания разовьют зрительное восприятие, логическое мышление. Задания помогут развить мелкую моторику и координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребёнка.
Набор развивающих карточек — прописей предназначены для развития графических навыков, моторной памяти, тренировки руки.
В комплекте 10 карточек и рисунками для раскрашивания. Эти прописи подойдут для тренировки руки дошкольников в детском саду и для первоклассников.
Для тренировки письма рекомендуется листы за ламинировать и писать маркером на водной основе. Раскрашивать картинки тоже можно маркером, потом стирать влажной салфеткой. После тренировочного раскрашивания, можно предложить поработать цветными карандашами и маркерами.
Заниматься по настоящим прописям можно как индивидуально, так и в группе.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка».
- консультации «Работа с раскрасками», «Изготовление многоразовых раскрасок»
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
-совместное создание предметно-развивающей среды
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду - родители закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие математических способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Литература
1. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. Москва: «Просвещение», 1991.
2. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - Москва: Баласс, 2004.
3. Г. В. Глушкова, Т. И. Ерофеева, С. И. Мусиенко, Л. И. Павлова и другие. Дошкольник изучает математику. Как и где? - Москва: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
4. Л. А. Грищук Школа дошкольников. Занимательные уроки. - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007.
5. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"
доклад на тему развитие элементарных матем атических способностей у детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра "Математическая шкатулка" для формирования у дошкольников элементарных математических представлений
Игра рассчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Математическая шкатулка может быть полезна воспитателям, а так же родителям для группового и индивидуального обучения детей э...
«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»
Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду и школе. Игровая форма обучения является пре...
ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка» ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет«Дидактические игры математического содержан...
«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»
laquo;Дидактический комплект игрпо формированию элементарных математических представленийв условиях преемственности содержания математического образования»...
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...