Главные вкладки

    ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
    проект по математике (младшая группа)

    Соловей Юлия Анатольевна

     

    МБДОУ Д/с №27 «Сказка»

     

     

     

     

     

    ПРОЕКТ

    по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет

    «Дидактические игры математического содержания»

    (2 младшая группа)

     

     

     

     

             

     

     

                                                                                         Воспитатель: Соловей Ю.А.

    Квалификационная категория –СЗД.

    Стаж работы – 5 лет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Г.о.г.Выкса 2018-2019гг.

     

                      Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………..стр.3

    Описание проекта ……………………………………………….стр.4

    Программное содержание……………………………………….стр.4

    Актуальность проекта……………………………………………стр.5

    Объект проекта…………………………………………………..стр.7

    Цель, задачи……………………………………………………….стр.7

    Предполагаемый продукт………………………………………..стр.9

    Литература………………………………………………………..стр.10

    Результат проекта………………………………………………..стр.12

    План реализации проекта……………………………………….стр.12-18

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

    Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем, требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться с самого раннего детства и непосредственно связано с системой образования.

    В работе с детьми четвёртого года жизни появляется новое – знакомство с элементарной математикой. Основой для него являются представления о свойствах окружающих предметов, которые он получил в раннем детстве, через накопление и совершенствование своего сенсорного опыта.

    Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.

    Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно - образного и наглядно-действенно- го мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, величины, длины т. д.).

    В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.

    Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему?». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результаты своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.

    Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, для развития ребенка, раскрытию творческого потенциала. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно - образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

    Интеллектуальное развитие старших дошкольников и сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста – центральная задача, воспитателей и родителей.

    Гипотеза: Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создает необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

    Описание проекта

    В основе проекта «Дидактические игры математического содержания» лежит увлекательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера - моделирование, аппликация.

    Проект направлен на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

    Работа в математическом проекте позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, развивать исследовательские и творческие способности дошкольника.

    Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения.

    Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме. Дидактические игры помогают осваивать и закреплять знания, направленны на игру, развитие воображения и творчества детей.

     

    Программное содержание

    Как педагогов, так и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие качества личности как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, правильно формироваться первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Данные требования прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования и активно реализуются в нашем дошкольном учреждении.

    Дошкольное образовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Деятельность ДОУ направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Огромную роль в умственном развитии и сенсорном восприятии играет математика.

    Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности

    Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению. 
     

    Актуальность проекта

    «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И.Маркушевич

    В рамках ФГОС прописано, что большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

    Задача воспитания и обучения в раннем возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

    В своей работе с детьми, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний, не у всех детей развито восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета, при проведении непосредственно- образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают учебный материал.  НОД по формированию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю, что является недостаточным для закрепления полученных знаний. А также в группе было отмечено малое количеством пособий, игр и наглядно-дидактического материала математического содержания, что является недостаточным для закрепления знаний по математическому развитию детей группы.

    Для того, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша мной была выбрана тема проекта «Дидактические игры математического содержания».

    Зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, я стала чаще использовать в своей работе разнообразные дидактические игры. Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников, упражняется в о л я , раскрываются природные способности. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, дидактических игр с математическим содержанием, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.

    Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.

    Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.

    В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

    1. образовательные (формировать или закреплять математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
    2. развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
    3. воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, умение играть в небольшой группе, умение договариваться, уступать, опрятность и аккуратность, бережное отношение к предметам и вещам и др.).

    Значение математического воспитания состоит в том, что оно:

    1. является основой для интеллектуального развития;
    2. развивает наблюдательность;
    3. является основой для развития воображения;
    4. развивает внимание;
    5. дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
    6. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
    7. влияет на расширение словарного запаса ребенка;
    8. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

     

    Объект проекта

    Детская игровая деятельность посредством дидактических игр математического содержания.

    В предлагаемом ребёнку дидактическом материале должен быть четко выделен признак, который становится предметом изучения (величина или количество, форма, пространственное расположение). Он должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.

    Непосредственную образовательную деятельность с детьми четвёртого года жизни рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры, игровых упражнений, ситуаций. Ребёнка привлекает игровая ситуация, играя он незаметно для себя учится применять знания, получает удовольствие от своей умелости.

    Игровая задача делает обучение более привлекательным и эмоциональным, повышается внимание и запоминание. Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознавать пошаговые действия, добиться ожидаемого результата.

     

    Предмет проекта

    Совокупность методов, приёмов и средств, направленных на сенсорное развитие детей 2 младшей группы, посредством дидактических игр математического содержания.

     

     

    Цель проекта

    Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей второй младшей группы, обеспечить успешное сенсорное развитие детей посредством дидактических игр математического содержания и занимательного материала. Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

     

     

    Задачи проекта

    • Ознакомиться с литературой по данной теме, подбор информации.
    • Разработать программу саморазвития педагога по теме «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми З. Дьенеша и печатными играми математического содержания».
    • Разработать перспективный план работы с родителями.
    • Провести мониторинг уровня развития детей по ФЭМП.
    • Провести анализ условий для создания дидактических игр математического содержания в группе, заинтересованность ими детьми
    • Провести занятия и мероприятия по теме.
    • Ознакомить детей с дидактическими играми по разным разделам.
    • Разработать консультацию и буклет для родителей с рекомендациями по «Возрастные особенности детей 3- 4 лет», «Развитие игровой деятельности детей», «Развитие сенсорных способностей детей посредством игр с блоками Дьенеша», «Игры с блоками Дьенеша», «Игровая деятельность детей дома»; буклет «Игры по дороге домой».
    • Подготовить совместными усилиями воспитателя и родителей наглядно-дидактический материал математического содержания, изготовление дидактических игр, приобретение игр математического содержания, настенного панно по сенсорике.
    • Провести заключительный мониторинг уровня развития детей по ФЭМП.
    • Итоговое создание Лепбука «Сенсорика»
    • Создание ИКТ презентации «Геометрические фигуры», «Фигуры из палочек»
    • Разработать дидактические игры «Собери кубики», «Собери бусы», «Сортировщик», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний» и другие.
    • Принять участие в смотре-конкурсе на уровне детского сада «Математический уголок группы».
    • Пополнить развивающую среду математического центра играми и пособиями, созданными совместно с родителями.
    • Развивать познавательную активность детей через дидактические игры.
    • Систематизировать материал по теме
    • Создать картотеки игр математического содержания и на развитие сенсорного восприятия.
    • Подбор художественной литературы по теме.
    • Подбор м/ф с математическим компонентом.
    • Провести заключительное собрание с родителями по Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми З. Дьенеша и печатными играми математического содержания».
    • Оформить обобщенный материал и представить его на итоговом педсовете ДОО.

     

    Сроки реализации проекта: долгосрочный в течении учебного года.

    Участники проекта: воспитатель Соловей Ю.А., дети, родители.

     

    Тип проекта: Смешанный: с открытой координацией, творческий, практико-ориентированный (создание дидактических игр, оформление математического уголка, приобретение игр и т.д)

    Игры: дидактические, развивающие, работа с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера.

    Образовательная область:

    • «Социально - коммуникативное»
    • «Речевое развитие»
    • «Художественно-эстетическое развитие»
    • «Познавательное развитие»
    • «Физическое развитие».

     

    Предполагаемые продукты проекта

    1. Пополнен центр математического развития
    2. Система занятий, развлечений, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений;
    3. Картотека дидактических игр по сенсорике для детей 3-4 года;
    4. Привлечение родителей к пополнению дидактических, настольных игр математического содержания
    5. Лепбук «Сенсорика»
    6. Альбом «Изучаем цвета»
    7. созданы ИКТ презентации «Геометрические фигуры», «Фигуры из палочек»
    8. подобрана художественная литература, мультфильмы математического содержания
    9. Игры по Сенсорике – настенное панно
    10. консультации и буклеты для родителей.
    11. Повышена педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания и развития детей.

     

     

     

     

     

     

    Литература

    1. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
    2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
    3. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
    4. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
    5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
    6. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» - СПб: Издательство «Союз», 2002. -336 с.
    7. Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. -160 с.
    8. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. - Ростов н / Д: Феникс, 2005. -192с.
    9. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста, - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
    10. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
    11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
    12. Логика и математика для дошкольниковМетодическое пособие/ Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997. – 79с.
    13. Е.А.Стребелева  «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007
    14.  Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988)
    15. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
    16. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.
    17. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "СанктПетербург". "Акцидент" 2000

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

    Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей  3-4 лет....

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет "Путешествие в весенний лес"

    Конспект НОД по ФЭМП у детей 3-4 лет "Путешествие в весенний лес" , интегрированная форма: игра-путешествие...

    План самообразования на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет"

    В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». Формирование элементарных математических представлений ...

    Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

    Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей  3-4 лет....

    Непосредственно - образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет

    Непосредственно - образовательная деятельность по формированию     элементарных математических представлений   у детей 3-4 лет...

    Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет

    Величина. Форма. Колличество. Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве....