ПРОЕКТ по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет «Дидактические игры математического содержания» (2 младшая группа)
проект по математике (младшая группа)
МБДОУ Д/с №27 «Сказка»
ПРОЕКТ
по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет
«Дидактические игры математического содержания»
(2 младшая группа)
Воспитатель: Соловей Ю.А.
Квалификационная категория –СЗД.
Стаж работы – 5 лет.
Г.о.г.Выкса 2018-2019гг.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………..стр.3
Описание проекта ……………………………………………….стр.4
Программное содержание……………………………………….стр.4
Актуальность проекта……………………………………………стр.5
Объект проекта…………………………………………………..стр.7
Цель, задачи……………………………………………………….стр.7
Предполагаемый продукт………………………………………..стр.9
Литература………………………………………………………..стр.10
Результат проекта………………………………………………..стр.12
План реализации проекта……………………………………….стр.12-18
Пояснительная записка
Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем, требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться с самого раннего детства и непосредственно связано с системой образования.
В работе с детьми четвёртого года жизни появляется новое – знакомство с элементарной математикой. Основой для него являются представления о свойствах окружающих предметов, которые он получил в раннем детстве, через накопление и совершенствование своего сенсорного опыта.
Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.
Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно - образного и наглядно-действенно- го мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, величины, длины т. д.).
В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.
Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему?». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результаты своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, для развития ребенка, раскрытию творческого потенциала. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно - образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Интеллектуальное развитие старших дошкольников и сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста – центральная задача, воспитателей и родителей.
Гипотеза: Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создает необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.
Описание проекта
В основе проекта «Дидактические игры математического содержания» лежит увлекательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера - моделирование, аппликация.
Проект направлен на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.
Работа в математическом проекте позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, развивать исследовательские и творческие способности дошкольника.
Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения.
Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме. Дидактические игры помогают осваивать и закреплять знания, направленны на игру, развитие воображения и творчества детей.
Программное содержание
Как педагогов, так и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие качества личности как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, правильно формироваться первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Данные требования прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования и активно реализуются в нашем дошкольном учреждении.
Дошкольное образовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Деятельность ДОУ направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Огромную роль в умственном развитии и сенсорном восприятии играет математика.
Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности
Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Актуальность проекта
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И.Маркушевич
В рамках ФГОС прописано, что большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Задача воспитания и обучения в раннем возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
В своей работе с детьми, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний, не у всех детей развито восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета, при проведении непосредственно- образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. НОД по формированию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю, что является недостаточным для закрепления полученных знаний. А также в группе было отмечено малое количеством пособий, игр и наглядно-дидактического материала математического содержания, что является недостаточным для закрепления знаний по математическому развитию детей группы.
Для того, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша мной была выбрана тема проекта «Дидактические игры математического содержания».
Зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, я стала чаще использовать в своей работе разнообразные дидактические игры. Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников, упражняется в о л я , раскрываются природные способности. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, дидактических игр с математическим содержанием, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.
Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В дидактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их.
Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.
В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:
- образовательные (формировать или закреплять математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
- развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
- воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, умение играть в небольшой группе, умение договариваться, уступать, опрятность и аккуратность, бережное отношение к предметам и вещам и др.).
Значение математического воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Объект проекта
Детская игровая деятельность посредством дидактических игр математического содержания.
В предлагаемом ребёнку дидактическом материале должен быть четко выделен признак, который становится предметом изучения (величина или количество, форма, пространственное расположение). Он должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.
Непосредственную образовательную деятельность с детьми четвёртого года жизни рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры, игровых упражнений, ситуаций. Ребёнка привлекает игровая ситуация, играя он незаметно для себя учится применять знания, получает удовольствие от своей умелости.
Игровая задача делает обучение более привлекательным и эмоциональным, повышается внимание и запоминание. Упражнение в игре обеспечивает прочность усвоенного материала, помогает осознавать пошаговые действия, добиться ожидаемого результата.
Предмет проекта
Совокупность методов, приёмов и средств, направленных на сенсорное развитие детей 2 младшей группы, посредством дидактических игр математического содержания.
Цель проекта
Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей второй младшей группы, обеспечить успешное сенсорное развитие детей посредством дидактических игр математического содержания и занимательного материала. Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи проекта
- Ознакомиться с литературой по данной теме, подбор информации.
- Разработать программу саморазвития педагога по теме «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми З. Дьенеша и печатными играми математического содержания».
- Разработать перспективный план работы с родителями.
- Провести мониторинг уровня развития детей по ФЭМП.
- Провести анализ условий для создания дидактических игр математического содержания в группе, заинтересованность ими детьми
- Провести занятия и мероприятия по теме.
- Ознакомить детей с дидактическими играми по разным разделам.
- Разработать консультацию и буклет для родителей с рекомендациями по «Возрастные особенности детей 3- 4 лет», «Развитие игровой деятельности детей», «Развитие сенсорных способностей детей посредством игр с блоками Дьенеша», «Игры с блоками Дьенеша», «Игровая деятельность детей дома»; буклет «Игры по дороге домой».
- Подготовить совместными усилиями воспитателя и родителей наглядно-дидактический материал математического содержания, изготовление дидактических игр, приобретение игр математического содержания, настенного панно по сенсорике.
- Провести заключительный мониторинг уровня развития детей по ФЭМП.
- Итоговое создание Лепбука «Сенсорика»
- Создание ИКТ презентации «Геометрические фигуры», «Фигуры из палочек»
- Разработать дидактические игры «Собери кубики», «Собери бусы», «Сортировщик», «Геометрическое лото», «Четвертый лишний» и другие.
- Принять участие в смотре-конкурсе на уровне детского сада «Математический уголок группы».
- Пополнить развивающую среду математического центра играми и пособиями, созданными совместно с родителями.
- Развивать познавательную активность детей через дидактические игры.
- Систематизировать материал по теме
- Создать картотеки игр математического содержания и на развитие сенсорного восприятия.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Подбор м/ф с математическим компонентом.
- Провести заключительное собрание с родителями по Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми З. Дьенеша и печатными играми математического содержания».
- Оформить обобщенный материал и представить его на итоговом педсовете ДОО.
Сроки реализации проекта: долгосрочный в течении учебного года.
Участники проекта: воспитатель Соловей Ю.А., дети, родители.
Тип проекта: Смешанный: с открытой координацией, творческий, практико-ориентированный (создание дидактических игр, оформление математического уголка, приобретение игр и т.д)
Игры: дидактические, развивающие, работа с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера.
Образовательная область:
- «Социально - коммуникативное»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Физическое развитие».
Предполагаемые продукты проекта
- Пополнен центр математического развития
- Система занятий, развлечений, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений;
- Картотека дидактических игр по сенсорике для детей 3-4 года;
- Привлечение родителей к пополнению дидактических, настольных игр математического содержания
- Лепбук «Сенсорика»
- Альбом «Изучаем цвета»
- созданы ИКТ презентации «Геометрические фигуры», «Фигуры из палочек»
- подобрана художественная литература, мультфильмы математического содержания
- Игры по Сенсорике – настенное панно
- консультации и буклеты для родителей.
- Повышена педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Литература
- Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
- Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
- Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
- Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» - СПб: Издательство «Союз», 2002. -336 с.
- Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. -160 с.
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. - Ростов н / Д: Феникс, 2005. -192с.
- Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста, - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
- Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997. – 79с.
- Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988)
- М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
- Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.
- "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "СанктПетербург". "Акцидент" 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и...

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"
Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.
консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...

Дидактические игры экологического содержания в младшей группе
Дидактические игры экологического содержания в младшей группе...