Методические рекомендации по использованию развивающей игры "Чудесные пуговицы"
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа)

Конькова Елена Валентиновна

 Развивающая игра  «Чудесные пуговицы»  проста в обращении, ее можно создать из подручного материала – пуговиц. Игра приятна на ощупь для детей и не требует материальных затрат. Развивающую  игру «Чудесные пуговицы» можно модифицировать в формат  диагностического пособия. Диагностика может проводиться как с подгруппой детей, так и индивидуально. Эта игра универсальна, ее  можно использовать,  решая задачи разных образовательных областей ФГОС ДО- ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно –эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnye_pugovitsy_1.docx361 КБ

Предварительный просмотр:

Город: Верещагино Пермский край

ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верещагинский образовательный комплекс»

СП Детский сад №3

                                                                             

Конькова Елена Валентиновна, воспитатель

Методические рекомендации

по использованию развивающей игры «Чудесные пуговицы»

Цель развивающей игры: Развитие у детей раннего дошкольного возраста  сенсорных эталонов.

Задачи:

- Обучать подбору  предметов по цвету, форме, величине.

- Развивать сенсорные эталоны  - красный, зеленый, желтый, синий; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат; внимание, зрительное и   слуховое  восприятие, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.

-Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки.

Новизна:

 Развивающая игра  «Чудесные пуговицы»  проста в обращении, ее можно создать из подручного материала – пуговиц. Игра приятна на ощупь для детей и не требует материальных затрат. Развивающую  игру «Чудесные пуговицы» можно модифицировать в формат  диагностического пособия. Цель пособия - выявление уровня сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Диагностика может проводиться как с подгруппой детей, так и индивидуально. Эта игра универсальна, ее  можно использовать,  решая задачи разных образовательных областей ФГОС ДО- ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно –эстетическое развитие».

Актуальность.

Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника. Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с   прогрессивными,  качественными  и количественными изменения таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление. Процесс развития познавательной сферы  детей  младшего дошкольного возраста имеет особую актуальность, т.к. именно в дошкольном возрасте  познавательный  потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций. Важнейшим  условием   развития всех сфер психики ребенка     является  развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Учитывая это, при проектировании  психолого-педагогического процесса  необходимо соотнести требования Стандарта и способности ребенка.  Для решения этой задачи мы  используем  развивающую игру «Чудесные пуговицы» для детей раннего возраста. Дети в  младшем возрасте любят перебирать предметы, у них развито  наглядно-образное мышление,  игра  способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, сенсорных эталонов. Игра содержит дидактические упражнения, направленные на развитие представлений детей о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина), понятий «много», «мало», «один», ориентировку в пространстве и сравнение предметов.

В конце года, проведя мониторинг по ОО «Познавательное развитие» дети показали высокие показатели- с 23% до 86% повысился достаточный уровень освоения программы по ОО «Познавательное развитие».

Описание технологии производства игры:

Для игры необходимо приобрести контейнер с 12  ячейками,  в которых будут  лежать пуговицы разные по величине- большие, маленькие; форме- квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник; цвет -красные, синие, зеленые, желтые. Внутри контейнера находятся условные обозначения (маркеры) цвета, формы, величины.

Создать образцы с изображениями геометрических фигур   и элементарных предметов:

Выпустить на цветном принтере образцы и заламинировать их.

В  развивающую игру «Чудесные пуговицы»   могут играть от 1 до 4 человек совместно с педагогом. Ввиду того, что   некоторые пуговицы имеют маленький размер, игра    всегда используется  в совместной деятельности.

Способы использования развивающей игры:

«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: Упражнять детей группировать пуговицы по форме: круг, квадрат, треугольник, овал, звезда.

Атрибуты: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

Результат игры: Ребёнок слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, раскладывает пуговицы по форме.

«Чередование пуговиц по заданию»

Задачи: Формировать умение составлять ряд, чередуя пуговицы по заданному образцу

Атрибуты: пуговицы двух цветов.

Игровые правила: Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

Результат игры: Ребёнок слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, выкладывает логические цепочки из пуговиц.

«Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: формировать умение подбирать пары пуговиц по указанному взрослым признаку.

Атрибуты:  пуговицы.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц: по цвету, по форме, по величине.

Результат игры: Слышит инструкцию воспитателя, выполняет правила игры, подбирает пары одинаковых пуговиц.

«Мозаика»

Задачи: Упражнять детей в составлении геометрических фигур, предметов из пуговиц по заданному образцу.

Атрибуты: пуговицы, образцы для составления фигур и предметов.

Игровые правила: Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц геометрические фигуры и несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали.

Результат игры: Дети по образцу выполняют задание воспитателя.

Образец игрыC:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20181213_072443.jpg

Список литературы:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Бабаева Т.П., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования., СПб., 2014
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста,  М. Просвещение, 2013
  • Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников, М. Просвещение, 2013
  • Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Ярославль, Академия развития, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".

          Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Методические рекомендации по использованию развивающих кубиков Б.П. Никитина в детском саду

В методических рекомендациях представлен опыт работы педагогического коллектива МБДОУ д/с № 18 г. Зеленогорска Красноярского края по использованию развивающих кубиков Б.П. Никитина с детьми дошкольног...

Методические рекомендации по использованию развивающего дидактического пособия «Сенсорный Короб».

Актуальность.В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помо...

Методические рекомендации по использованию наглядного пособия «Развивающая игра «Мозаика»

Дидактическая игра "Мозаика" своими руками  - это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, голо...

Методические рекомендации по использованию развивающего пособия «Кубики-помощники» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Актуальность развивающего пособия определяется тем, что в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые со...