Консультация для воспитателей: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по математике (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей с примером математических дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Роль дидактических игр
в развитии элементарных математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вмещается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Для детей дошкольного возраста игра имеет
исключительное значение и является серьёзной формой воспитания:
- В игре ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки.
- Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
- Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей. Практические особенности дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и восприятия детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Детей в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Особенности игры дошкольника:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности дошкольного возраста.
2. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
4. Игра сопутствует формированию всесторонней личности ребёнка, приводит к значительным изменениям в его психики.
5. Игра – важное средство умственного развития ребёнка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на группы:
1. Игры с цифрами и числами: обучение детей счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с образованием всех чисел в пределах 10/20, путём сравнения равных и неравных групп предметов, сравниваются две группы предметов. Изучения количественных отношений процесс сложный, поэтому их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Следует подбирать игры в соответствии с программными требованиями при этом учитывать возможности участие детей в игре и интерес к ним. Примеры игр: «Чудесный мешочек», «Считай не ошибись», «Что бывает по два (три, четыре, пять?», «Какой игры не стало?», «Исправь ошибку», «Назови соседей», «Составь цифру», «Задумай число» и т. д.
2. Игры – путешествия во времени: так как у детей нет абстрактного мышления и для понимания таких понятий как неделя, месяц, время суток и т. д. имеет большое значение использования дидактических игр: «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Что мы делаем?», «По порядку стройся» и т. д.
3. Игры на ориентировку в пространстве: цель игр – научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях, определять своё место по заданному условию. Дети в этих игровых овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому и к себе. Примеры игр: «Художник», «Кто больше», «Где игрушка?».
4. Игры с геометрическими результатами: для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, квадрата и т. д., обследовать геометрическую форму предметов, упражняются в различении форм. Примеры игр: «Найти такой же», «Чудесный мешочек», «Какую геометрическую форму напоминает дно тарелки?» и т. д.
5. Игры на развитие логического мышления: в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Цель таких игр – учить детей приёмом самостоятельного поиска решений задач, не предлагая готовых способов, образов решения. В ходе игр дети осваивают игры на воссоздание образных фигур, сюжетных изображений. Примеры игр: «Как это можно использовать?», «Назови одним словом».
Важное условие эффективности обучение математике – это внимание детей. Поэтому большое значение следует уделять воспитанию произвольного внимание у дошкольников. Для того в занятие необходимо включать специальные упражнения и задания. Дидактические игры на занятии по ФЭМП благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у старших дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Вывод: Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Учение должно быть радостным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-320417-1386612871.jpg)
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790484-1463166715.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...
Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование...
«Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарныхматематических представлений детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1020581-1524391725.jpg)
Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1264001-1615788672.jpg)
Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215676-1580923872.jpg)
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...