Консультация для воспитателей: «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по математике (подготовительная группа)

Перепечко Оксана Владимировна

Консультация для воспитателей с примером математических дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_did_igr_v_razvitii_matematicheskih_predstavleniy.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Роль дидактических игр

в развитии элементарных математических представлений

у детей старшего дошкольного возраста».

    «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра –      

     это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вмещается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,    

   зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Для детей дошкольного возраста игра имеет

исключительное значение и является серьёзной формой воспитания:

  • В игре ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки.
  • Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
  • Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей. Практические особенности дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и восприятия детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Детей в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Особенности игры дошкольника:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности дошкольного возраста.

2. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра сопутствует формированию всесторонней личности ребёнка, приводит к значительным изменениям в его психики.

5. Игра – важное средство умственного развития ребёнка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений условно делятся на группы:

1. Игры с цифрами и числами: обучение детей счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с образованием всех чисел в пределах 10/20, путём сравнения равных и неравных групп предметов, сравниваются две группы предметов. Изучения количественных отношений процесс сложный, поэтому их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Следует подбирать игры в соответствии с программными требованиями при этом учитывать возможности участие детей в игре и интерес к ним. Примеры игр: «Чудесный мешочек», «Считай не ошибись», «Что бывает по два (три, четыре, пять?», «Какой игры не стало?», «Исправь ошибку», «Назови соседей», «Составь цифру», «Задумай число» и т. д.

2. Игры – путешествия во времени: так как у детей нет абстрактного мышления и для понимания таких понятий как неделя, месяц, время суток и т. д. имеет большое значение использования дидактических игр: «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Что мы делаем?», «По порядку стройся» и т. д.

3. Игры на ориентировку в пространстве: цель игр – научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях, определять своё место по заданному условию. Дети в этих игровых овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому и к себе. Примеры игр: «Художник», «Кто больше», «Где игрушка?».

4. Игры с геометрическими результатами: для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, квадрата и т. д., обследовать геометрическую форму предметов, упражняются в различении форм. Примеры игр: «Найти такой же», «Чудесный мешочек», «Какую геометрическую форму напоминает дно тарелки?» и т. д.

5. Игры на развитие логического мышления: в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Цель таких игр – учить детей приёмом самостоятельного поиска решений задач, не предлагая готовых способов, образов решения. В ходе игр дети осваивают игры на воссоздание образных фигур, сюжетных изображений. Примеры игр: «Как это можно использовать?», «Назови одним словом».

Важное условие эффективности обучение математике – это внимание детей. Поэтому большое значение следует уделять воспитанию произвольного внимание у дошкольников. Для того в занятие необходимо включать специальные упражнения и задания. Дидактические игры на занятии по ФЭМП благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у старших дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

    Вывод: Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

«Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарныхматематических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Путешествие обезьянки в Африку».

Цель – создать условия, необходимее для развития познавательно–интеллектуальной активности детей; повысить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ...

Использование ЛЕГО-конструктора в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассказывается о значении использования конструктора лего в РЭМП, а также приведены примеры игр с лего математичесского содержания....