Сообщение "Использование познавательно-исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Гаязова Любовь Викторовна

Сообщение "Использование познавательно-исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_mat_ekspword_3.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан

                                                                                         

Сообщение из опыта работы

для воспитателей

на тему: «Использование познавательно- исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.»

(с презентацией)

в рамках педагогического совета №3

 

                                   

           Подготовила:

             Гаязова Любовь Викторовна

             воспитатель

             высшей квалификационной категории

                                                                                           согласовано: старший воспитатель

                    __________А.Ф. Хисамиева

                    дата проведения:    0 3.2025г.

                       

                                                             

                                                                                                                   

                                                            2025 г

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть, как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития. Китайская мудрость гласит: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Детская память избирательна, они легко усваивают то, что им интересно, вызывает удивление, радость, и вряд ли запомнят что-то неинтересное. Поэтому обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему   способствует экспериментирование.

Дети, проводя эксперимент, не знают его результата. Они вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. Таким образом приобретают новые знания.

Я поставила цель и для её решения определила задачи, которые вы видите на экране

Цель: Формирование элементарных математических представлений с помощью познавательно исследовательской деятельности.

Задачи:

*Формировать первоначальные измерительные умения.

*Формировать представления о весе предметов и способах его измерения. *Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объёма предметов зависит от величины условной меры.

* Развивать умение самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения эксперимента.

* Развивать умения сравнивать, устанавливать взаимосвязи и закономерности, делать умозаключения.

*Закреплять умение делить предметы на 2-8 и более равных частей.

 *Поддерживать у детей сообразительность, самостоятельность при проведении эксперимента.

В своей работе я использовала следующую структуру проведения экспериментов:

• Постановка познавательной задачи;

• Поиск путей решения проблемы

• Проведение эксперимента;

• Обсуждение увиденных результатов;

• Формулирование выводов:

Формирование элементарных математических представлений включает такие понятия как количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.  Я затрону такие понятия как величина, ориентировка во времени, количество, форма,

Дети должны понять, для чего нужно измерение.

Измерение – сложная деятельность, поэтому в обучение детей этому умению нужна определенная последовательность. Например, измерение ленты условной меркой, линейкой. сантиметром.

 Я познакомила с порядком измерения длины:

начать измерять от самого края;

отметить конец мерки;

после того как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);

перенести мерку и продолжить измерение.

Учила измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Постановка познавательной задачи:

У нас есть вот такие красивые ленты, и нам надо из них сделать бантики, чтобы украсить корзину, но не знаю, сколько их получится, если бантики будут вот такой длины (показываю мерку).

Интересно, сколько бантиков получится?

Поиск путей решения проблемы:

Как узнать?

Выслушиваю ответы.

Покажите, пожалуйста, как надо измерять (один ребёнок показывает)

- и скажите, сколько бантиков получится у вас.

Практическая работа.

- Попробуйте измерить свои ленты.

Обсуждение увиденных результатов;

- Сколько бантиков получилось? Как узнали? (Пересчитали палочки.)

Формулирование выводов:

Нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату. Проводя данный вид измерения, дети узнали правила измерения, что такое мерка, а также единицы измерения длины.

При измерении длины предмета я использовала не только линейку, сантиметровую ленту. Предлагала поэкспериментировать с такой условной меркой как шаг, пядь.  

При измерении веса предмета использовала барическое чувство и весы.

Барическое чувство (чувство веса) формируется в процессе взвешивания различных предметов на ладонях

Задача: показать детям, что предметы имеют вес. Вес зависит от материала.

Материалы: кубики, одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, бумаги, пластмассы; емкость с водой; емкость с гречневой крупой; шарики (из дерева, пластмассы, пластилина) разного материала одинакового цвета, чудесный мешочек.

Описание: перед детьми находились различные предметы (кубики, шарики). Дети рассматривали их и определяли, чем они похожи и чем отличаются (похожи по размеру, отличаются по весу).

Брали предметы в руки, проверяли разницу в весе. Измеряли вес этих предметов с помощью весов. Делали вывод. Вес предмета одинакового размера зависит от материала, из которого он сделан.

Детям предлагала с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый (у тяжелого предмета звук от удара громче).

Также они определяли, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета (от тяжелого предмета всплеск сильнее). Затем бросали предметы в емкость с гречневой крупой и определяли вес предмета по оставшемуся после падения углублению в крупе (от тяжелого предмета углубление в крупе больше).

Делали вывод:

Вес предмета можно измерить с помощью весов. Единицей измерения веса является грамм, килограмм. Условной меркой может служить ложка, углубление в песке, звук падающего предмета в воду, на пол.

Массы сыпучих веществ

Постановка исследовательской задачи.

Я приготовила крупу, чтобы покормить птиц. Как вы думаете, сколько птиц   прилетит к каждой тарелке, если каждая съедает 1чайную ложку крупы?

Выполнение эксперимента.

- Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу).

- Чем мы будем измерять? (чайной ложкой)

(демонстрация приемов измерения крупы условной меркой)

- В качестве измерения мы будем использовать чайную ложку. Чайная ложка – это условная мерка.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, откладывали счётную палочку, чтобы не сбиться со счета.

- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения: мерка (чайная ложка) должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Приступаем к работе.

(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делали вывод.

Вывод: Объём сыпучих веществ можно измерить с помощью мерной ложки.

Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения.

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

Измерение объема воды.

Измерение объёма воды в кувшинах.

-Посмотрите на эти предметы с водой (разные по форме посуда с одинаковым количеством воды).

-Определите, в какой посуде воды больше? (дети высказывали своё мнение, опираясь на уровень воды, форму сосуда)

-Что мы можем сделать, чтобы узнать, где больше воды? (измерить ее).

-Давайте выберем мерку – стакан.

Обратите внимание, что воду надо измерять одинаковой меркой.

Затем измеряли мерной кружкой.

Сделайте выводы.

Дети делали вывод: Нельзя сказать, где больше воды, определив только высоту ее уровня. Мы с вами убедились, что сравнивать можно только те результаты, которые получаются при измерении одинаковой меркой. Что в какой бы сосуд узкий и высокий или широкий и низкий мы ни наливали бы воду, она примет его форму. Получается, что не всё что нас окружает, имеет определенную форму.

Потом каждый ребёнок измерял объём воды в стакане условной меркой.

Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, предложив детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить круг на 2, (4,8) равные части и какой формы получатся части.

Форма.

Очень интересно проходило моделирование геометрических фигур.

Я спрашивала: «Можно ли из 9 палочек сложить треугольник, состоящий только из треугольников». Как из пяти палочек сложить два треугольника? Дети искали пути решения задачи. Решение давалось не всем.

Давала разные по цвету геометрические фигуры и просила разделить их на две группы. Дети приходили к выводу: Одна группа не имеет углов, у другой есть углы.

Изучая раздел «Ориентировка во времени» развивала чувство времени.

С начало с помощью песочных часов познакомились с временными интервалами 1,2,3,4,5 минут. Азалия принесла песочные часы, но не знала его временной интервал. Дети поставили все песочные часы и смотрели какие закончат пересыпать песок одновременно. Таким образом установили их временной промежуток в 1 минуту.

Регулировали свою деятельность в соответствии со временем выполняя такие задания как:

*сколько раз можно присесть за одну минуту

*Можно ли одеться за три минуты на прогулку.

*за какое время можно собрать Колумбово яйцо?

*за какое время можно собрать из частей геометрические фигуры?

Количество:

Решение арифметических задач

*Жили-были 2 ежика. Однажды они увидели, что под яблоней лежат 5 яблок. Как вы думаете можно разделить 5 яблок на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3 (можно одно яблоко отдать белке, тогда получиться поровну - по 2 яблока).

*У девочки было 6 конфет. К ней пришла подружка. Как поделили конфеты девочки?

При решении задач:

• Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Бросить мяч вверх.)

Когда гусь стоит на одной ноге он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь , если встанет на две ноги?

•Шли три поросёнка. Один впереди двух. Один между двумя. А один позади двух. Как шли поросята?

Математические исследования можно проводить не только на занятиях по математике. Так, в пространственно-временные отношения и сравнения величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности, понятие ритма в узоре, составления узора из геометрических фигур.

Закрепив умение измерять различные предметы, я стала использовать их для решения различных задач. Для этого были созданы карточки с иллюстрированными задачами. Пополняла уголок экспериментирования материалами. На родительском собрании ознакомила с использованием исследовательской деятельности в формировании элементарных математических представлений.

Вывод:

Используя эксперименты, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое. В данном случае, главное - создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самостоятельно находить ответы.     

Математические знания и умения, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.

Подобные опыты позволяют воспитателю просто и интересно обучать детей математике, если экспериментирование организовано таким образом, что отвечает программным задачам ФЭМП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

«Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарныхматематических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Путешествие обезьянки в Африку».

Цель – создать условия, необходимее для развития познавательно–интеллектуальной активности детей; повысить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ...

Использование ЛЕГО-конструктора в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассказывается о значении использования конструктора лего в РЭМП, а также приведены примеры игр с лего математичесского содержания....