Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений.
материал по математике

Боровинская Наталья Андреевна

    Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Педагог должен заботиться о развитии у детей интереса к математическим занятиям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалке и сообразительности умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств проверки правильности решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situftsii_po_matematike.docx570.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

 детский сад №41 «Росинка»

Картотека

проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений

https://fhd.multiurok.ru/gallery/2018/08/30/28852/3b608a9feb8eabe21537b9e6f8369d0e.jpg

Г. Нижневартовск

Картотека

проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЧЁТУ

Проблемная ситуация «Прием гостей».

Цель: упражнять в счете предметов.

Сюжет. Для приема гостей приготовили угощение (малину - мед, молоко и хлебную корочку), посуду и мебель разных размеров.

Вопрос: Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет.

Проблемная ситуация «Посчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов.

Сюжет: У матери шесть сыновей. У каждого сына есть родная сестра.

Вопрос: Сколько детей в семье?

Сюжет: Две матери, две дочери да бабушка с внучкой.

Вопрос: Сколько всего человек?

Проблемная ситуация. «Как Белоснежка считала гномов»

Цель: Показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены и от направления счета: справа налево или слева направо.

Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/28/s_5fc23b88e90f1/1579095_1.jpeg


Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число?

Варианты ответов.

  1. Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь.
  2. Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число.

Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают, первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки.

Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число.

Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета.

Проблемная ситуация. «Который гномик будет вратарем?»

Цель: закрепить количественный и порядковый счет, их отличия. Определить, что порядковый номер предмета зависит от того, с какой стороны начинается счет.

Сюжет. Гномики захотели участвовать в футбольном матче. Чтобы выбрать вратаря, они встали в ряд. Все решили, что вратарем будет гномик в темном колпачке.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/28/s_5fc23b88e90f1/1579095_2.jpeg


Белоснежка. Вратарем будет гномик, который стоит на шестом месте.

Гном. Но я стою на втором месте.

Вопросы. Кто прав? На каком по порядку месте стоит гномик в темном колпачке?

Варианты ответов.

  1. Гномик в темном колпачке стоит на шестом месте.
  2. Гномик в темном колпачке стоит на втором месте.

Решение проблемы. Большинство детей утверждает, что гномик в темном колпачке стоит на шестом месте. Они пересчитывают гномиков слева направо и убеждаются в том, что верным является первый вариант ответа. (При счете дети используют порядковые числительные.)

Кто-то из ребят считает, что гномик в темном колпачке стоит на втором месте. Многие говорят, что это не так. Дети с помощью педагога находят место гномика, считая слева направо и справа налево. Оказывается, гномик стоит и на шестом, и на втором месте одновременно. Так дети начинают понимать, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.

Вывод. Когда предметы расположены в ряд (линейно упорядочены), номер предмета зависит от направления счета.

Проблемная ситуация «Как лягушонок научился считать».

Цель. Закрепить особенности порядкового счета: порядковый номер предмета зависит от того, как считать - слева направо или справа налево.

Сюжет. На озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка-домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/28/s_5fc23b88e90f1/1579095_3.jpeg

Вопросы. Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?

Варианты ответов.

  1. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать слева направо.
  2. Лягушонок живет на любой кочке, где не живет цапля.
  3. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево.

Решение проблемы. Сначала все дети сразу находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что цапля и лягушонок не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой).

Второй вариант тоже отклоняется, так как по условию задачи лягушонок живет на пятой кочке. Дети приходят к выводу, что правильный - третий вариант ответа. Дети находят пятую кочку, считая справа, - там домик лягушонка. Они убеждаются в том, что при определении места предмета нужно всегда указывать, с какой стороны считать.

Вывод. Место предмета зависит от порядка и направления счета.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ЦВЕТОВ

Проблемная ситуация №1

Задание: Нарисуй пять квадратов разного цвета так, чтобы четвёртый квадрат был синего цвета, а средний - самый маленький.

Задание: Нарисуй пять треугольников разного цвета и размера так, чтобы второй треугольник был жёлтого цвета, а средний – самый большой.

Задание: Нарисуй пять овалов разного цвета и размера так, чтобы четвёртый овал был зелёного цвета, а предпоследний – самый высокий.

Проблемная ситуация №2.

Задание: У мальчика был пятиугольник. Он отрезал ножницами один угол. Какая фигура у него получилась?

Проблемная ситуация №3.

Задание: Составьте два равных треугольника из пяти счетных палочек, два равных квадрата из семи палочек.

Проблемная ситуация №4.

Задание: в стране Геометрии можно встретить много самых разных фигур. Но все они живут в двух разных домах. К домикам подошёл овал. Он тоже хотел жить в доме вместе с другими фигурами. После этого перед детьми ставился проблемный вопрос: «В каком домике будет жить овал? Почему?».

Проблемная ситуация №5.

Задание: Составьте из геометрических фигур новые фигуры.

Проблемная ситуация №6.

Задание: На какую фигуру похож предмет? Соедини линией предмет и соответствующую геометрическую фигуру.

Проблемная ситуация №7.

Задание: Раскрась самую большую фигуру из каждых трех фигур одинаковой формы красным цветом, среднюю по размеру фигуру – зелёным цветом, а самую маленькую по размеру фигуру – синим цветом.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/28/s_5fc23b88e90f1/1579095_4.jpeg

Проблемная ситуация №8.

Задание: Детям предлагают два обруча. Накладываем друг на друга немного. В один обруч выложить все красные фигуры, во второй - все круглые. Какие фигуры будут на пересечении двух обручей?


ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ

Проблемная ситуация №1.

Задание: Что тяжелее, 1 кг ваты или полкилограмма железа?

Проблемная ситуация №2.

Задание: Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько кг будет весить, если станет на две ноги?

Проблемная ситуация №3.

Задание: Слон тяжелее лошади, лошадь тяжелее собаки. Кто легче?

Проблемная ситуация №4.

Задание: Оля выше Светы, Света выше Иры. Кто выше всех?

Проблемная ситуация №5.

Задание: Как определить равенство сторон квадрата?

Проблемная ситуация №6.

Задание: Помогите мне сделать перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить, поместится ли он там?

Проблемная ситуация №7.

Задание: Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Что делать? Как узнать объём жидкости?

Проблемная ситуация №8. «Измерение длины»

Задание: Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая коротка. Как её помочь?

Проблемная ситуация №9.

Задание: Надо определить количество яблок, которые белочка сможет запасти себе на зиму и закрасить их – проблема в том, что не все яблоки смогут пройти в дупло – надо зрительно соотнести размер яблок и размер в хода в дупло.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Проблемная ситуация №1.

Задание: Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка, к каждой мешке по коту. Сколько всего человек шло в Москву?

Проблемная ситуация №2.

Задание: Раскрасьте кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.

Проблемная ситуация №3.

Задание: Отгадайте загадки.

***

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

 И на санках прокатила (Зима)

***

Она приходит с лаской

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

***

Птицы распевают,

Дети загорают,

Солнце ярко светит

И цветут цветы. (Лето)    

***    

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Проблемная ситуация №4.

Задание: На столе расположены карточки с цифрами от 1 до 7 в перевернутом виде. Под музыку дети ходят вокруг стола. Когда музыка останавливается, дети берут карточку, выстраиваются по номерам, согласно очередности дней недели. Дети называют свой день недели согласно номеру «Я первый номер, значит я понедельник, так как понедельник – это первый день недели и т.п.» Создаем проблемную ситуацию, ставим 1 после 3 и спрашиваем: «Может среда наступить за понедельником» у детей эта ситуация вызывает веселье и понимание того, что этого быть не может, т.к. все идет по порядку, в том числе и смена времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

Проблемная ситуация №5.

Задание: Назовите время суток?

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/28/s_5fc23b88e90f1/1579095_5.jpeg


Проблемная ситуация №6.

Задание: Внимательно рассмотрите картинки. Что можно сделать за пять минут, за полчаса, за два часа?

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/28/s_5fc23b88e90f1/1579095_6.jpeg

Проблемная ситуация №7.

Задание: Подбери к часам подходящие картинки.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/28/s_5fc23b88e90f1/1579095_7.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию элементарных математических представлений в группе кратковременного пребывания детей 2-3 лет

Картотека содержит дидактические игры  по разным  матеметическим  характеристикам предметов , пространства,времени....

Партнёрская деятельность. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя".

Партнёрская деятельность воспитателя с детьми. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя"...

Картотека дидактических игр по развитию элементарных математических представлений

Картотека дидактических игр по развитию элементарных математических представленийСкажи наоборотЦель. Учить детей называть предметы, противоположного качества по размеру и количеству.Воспитатель показы...

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста...

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста...