Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с  использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Цель: Формирование умения детей дошкольного возраста решать логические задачи на разбивания по свойствам.

Образовательные задачи:

-  упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;

-  уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;

-  закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.

Развивающие задачи:

-  развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать;

-  развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

-  развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию.

Воспитательные задачи:

-  воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;

- развивать самоконтроль выполненного задания и контроль задания, выполненного товарищем;

-  поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Предварительная работа:

-  дидактические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюзьнера, индивидуальная работа с детьми   по использованию кодовых карточек, морфотаблиц.

Оборудование:

- демонстрационный: блоки Дьенеша; конверт с содержанием: таблица с именем героя, письмо; магнитные буквы; иллюстрации героев; кодированные карточки блоков Дьенеша; 3 разноцветных обруча;

-  раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка); форма пирожного (круглая), морфотаблица для оформления пирожного; набор палочек Кюизнера; кодовые карточки; листы с таблицей для выполнения математического диктанта, простой карандаш на каждого ребенка.

Прогнозируемый результат:

Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики.

У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotova.docx316.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в сказочную страну»

Цель: Формирование умения детей дошкольного возраста решать логические задачи на разбивания по свойствам.

Образовательные задачи:

- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;

- уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;

- закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.

Развивающие задачи:

- развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать;

- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию.

Воспитательные задачи:

- воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;

- развивать самоконтроль выполненного задания и контроль задания, выполненного товарищем;

- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Предварительная работа:

- дидактические игры с блоками Дьенеша, палочками Кюзьнера, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек, морфотаблиц.

Оборудование:

- демонстрационный: блоки Дьенеша; конверт с содержанием: таблица с именем героя, письмо; магнитные буквы; иллюстрации героев; кодированные карточки блоков Дьенеша; 3 разноцветных обруча;

- раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка); форма пирожного (круглая), морфотаблица для оформления пирожного; набор палочек Кюизнера; кодовые карточки; листы с таблицей для выполнения математического диктанта, простой карандаш на каждого ребенка.

Прогнозируемый результат:

Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики.

У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.

Ход нод:

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Ребята, нам пришло письмо. На конверте написано - кому оно отправлено «Детям детского сада». Как называется наш детский сад? Какой у нас адрес? На конверте стоит печать, но на ней не разобрать даты прибытия. Назовите - какой сегодня день недели, число, месяц и время года (ответы детей).

Воспитатель: Ну что, давайте откроем и узнаем от кого же письмо. (достает из конверта письмо):

«Здравствуйте дорогие дети, вам пишет ваш друг Буратино. Карабас Барабас украл меня у папы Карло и запер в чулане. Я очень долго нахожусь у него и не знаю, сколько дней прошло и какое сегодня число. Но мне обязательно нужно выбраться отсюда, чтобы в сентябре пойти в школу. Помогите, спасите меня от Карабаса. Я нахожусь в сказочной стороне. Он коварный и злой человек и сделает всё, чтобы вы не смогли меня спасти. Он ключ сломал и раскидал по сказочной стране, если вы найдете все части, то сможете меня спасти. Я успел отправить свой волшебный кавер самолет, который доставит вас в сказочную страну». Ну что ребята поможем? (да)

Игра на внимание «Принеси нужный билет-блок» (Дети ищут нужный блок). Детям даются задания найти свой билет- блок по карточкам, где изображены символы свойств и символы отрицания (4 признака блоков).

Воспитатель: Для того, чтобы нам с вами отправится в волшебную страну, нужно найти свой билет- блок по карточкам, чтобы занимать свои места на ковре самолёте. Возьмите пожалуйста на столе карточки и определите какой блок изображён на карточке.

  • Дима, какой билет - блок ты принес? (Красный, толстый, большой квадрат).
  • А ты, Арина? Молодцы, ребята! Вы все принесли правильные билеты.

Воспитатель: Располагайтесь поудобней, мы отправляемся в полет. (звук самолёта). Для взлета мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова:

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Не пугай наших ребят,

Хорошо они сидят.

Ниже, ниже опускайся, тише, тише, приземляйся!

Воспитатель: Наш самолет совершил посадку. Вот мы и в сказочной стране. Встаем пожалуйста. Ребята это же друг Буратино, Пьеро. И записка какая-то. Давайте прочтем и узнаем, что в записке. «Дорогие дети если вы нашли эту записку значит вы уже в сказочной стране. Мой друга Пьеро решил построить домики для друзей. И просит вас ему в этом помочь». Ну что ребята поможем? (Да). Проходите в творческую мастерскую и поможем Пьеро.

ЗАДАНИЕ: постройте дом с помощью палочек Кьиюзнера.

Вам нужно построить стены. Подумайте, какие палочки вы возьмете, чтобы каждая досочка была равна 10. А пол из какой досочки вы построите? А еще нужно построить основу для крыши и крышу.

Ребята, правильно ли вы построили свои дома? Давайте расскажем, из каких досочек вы построили стены? (2-3 детей спросить).

Самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка

Молодцы, ребята! У вас получились красивые дома.

Воспитатель: Пьеро остался доволен вашими домами.

Воспитатель: Вы были очень внимательны. Давайте все аккуратно уберем на свои места. Смотрите ребята Пьеро оставил какой-то кусок бумаги. Д — это же часть ключа. Здорово, спасибо ему. Ребята у вас наверно глаза устали, давайте сделаем зарядку для глаз! (Комплекс упражнений по выбору педагога).

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Воспитатель: Молодцы. Ну что же продолжим наш путь. Ребята смотрите, письмо. Интересно от кого. Д это же от Мальвины. Она пишет, что ждет гостей, но не успевает приготовить пирожные к их приходу. Ей нужна наша помощь. Поможем? Проходите пожалуйста на кухню.

ЗАДАНИЕ: Воспитатель: Перед вами лежит тарелочка круглой формы, вам надо выложить заданные с помощью морфотаблицы блоки Дьенеша.

Морфотаблица Дети выполняют задание.

Красный, большой, толстый треугольник

Желтый, маленький, тонкий квадрат.

Желтый, маленький, тонкий круг.

Синий, большой, толстый прямоугольник.

Воспитатель: Молодцы! Какие замечательные пирожные у нас получились. Давайте все аккуратно уберем на свои места. Смотрите ребята я нашла еще одну часть ключа. Прежде чем продолжим наш путь давайте сделаем зарядку как Буратино и продолжим поиск остальных частей ключа. Выходите на ковер.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.

Воспитатель: Вижу еще одного сказочного героя мудрую черепаху Тортилла. Может она подскажет, где можно искать остальные части. Смотрите ребята записка. Давайте прочитаем. «Часть ключа я нашла и положила в сейф, но забыла код, если вы решите задание, то найдете номер кода в замке и откроеете». Пройдите пожалуйста за столы.

Игра с палочками Кьюзинера.

Задание: В этом задании вам нужно найти место для недостающих палочек и записать число.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Воспитатель: все выполнили? (да). Скажи пожалуйста Маша, какую полочку положила между числом 5 и 7? Почему? (спросить 2 детей.

Воспитатель: Молодцы. Вот еще одна часть ключа. Нам осталось найти еще одну часть ключа. Мы продолжаем наш путь. Смотрите это же дом Артемона. Давайте узнаем у него, может подскажет, где можно поискать последнюю часть ключа. Артемон любит цветы и выращивает их сам на клумбах. Смотрите на клумбе бумажка какая-то валяется. Д- это же последняя часть ключа. Ребята все части нашли теперь мы можем помочь Буратино. Но посмотрите клумба пустая, а давайте посадим цветы на клумбу. Думаю Артемону очень понравится.

ЗАДАНИЕ: разложить в три обруча блоки по свойствам.

(В каждый круг помещается карточка с обозначением признака объекта).

В синюю клумбу посадим цветы синего цвета. В зеленую клумбу цветы с толстым стебельком, а в красную клумбу посадим цветы круглой формы. Ребята а по центру клумбы какой цветок посадим? (синий толстый круглый цветок). Почему?

Дети, раскладывая блоки, одновременно объясняя свой выбор.

Например:

- Я кладу красный большой круг в красный обруч, потому что в нем лежат красные блоки.

- У меня синий толстый квадрат. Я кладу его в желтый круг, потому что он квадратной формы.

- Я кладу желтый толстый треугольник в зеленый круг, потому что здесь должны быть толстые блоки.

- Я кладу красный толстый круг на пересечение красного круга и зеленого, потому что блок относится к красным фигурам и толстым.

- У меня красный толстый квадрат. Он относится к красному кругу, так как он красный, к зеленому кругу, так как он толстый и к желтому кругу, так как он квадратной формы. Я ложу его на пересечение всех кругов.

- Я кладу желтый тонкий треугольник за круги, потому что он не красный, не квадратный, не толстый.

Воспитатель: Молодцы! Артемон очень рад.

Воспитатель: Ну что же давайте соберем ключ и спасем Буратино.

Нужно положить перед собой вертикально желтый прямоугольник. С верху желтого прямоугольника нужно положить красный прямоугольник. С верху красного прямоугольника положите желтый маленький, толстый квадрат, а над толстым квадратом положите красный маленький, толстый прямоугольник. С права и с лево от маленького толстого квадрата и маленького красного прямоугольника положите 2 больших тонких прямоугольника желтого цвета и красного цвета. С правой стороны внизу от желтого прямоугольника положите маленький тонкий прямоугольник синего цвета. Что получилось? (Ключ). Ну что же пойдемте поможем Буратино. (открываем дверь, а там Буратино. Буратино отблагодарил и угостил сладостями).

Воспитатель: А сейчас нам надо возвращаться обратно в детский сад. Занимаем свои места в нашем волшебном самолете. Садимся поудобней. Закрываем глаза и произносим волшебные слова:

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся,

Тише, тише, не качайся.

Не пугай наших ребят,

Хорошо они сидят.

Ниже, ниже опускайся, тише, тише, приземляйся!

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Наш самолет совершил посадку. Встаем пожалуйста. Ребята, вы молодцы! Помогли Буратино в сентябре он пойдет в школу и продолжать получать новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к Царю Единица» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: "Поможем другу из Африки познакомиться с зимой" с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера ,ИКТ

Закрепление у детей полученных знаний,при использовании развивающих игр,формировать умение радоваться ,достигая цели....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну пиццы"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну пиццы"...