Консультация для воспитателе": "Нетрадиционные технологии применения игр в работе по ФЭМП"
консультация по математике
Консультация для воспитателей "Нетрадициоонные технологии применения игр в работе по ФЭМП" . Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №98 «ИВУШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295043 г. Симферополь, ул. Железнодорожная, дом 9
ivushka.sad.98@mail.ru, http://ivushka-sad98.ru
тел. 66 – 38 – 41
Доклад на тему:
«Нетрадиционные технологии применения игр в работе по ФЭМП»
Выполнила Халитова Ш.Р.
2024/2025
Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Наиболее эффективными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называются еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала- абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Задачи, которые решают цветные палочки:
1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
( упражнять в сравнении предметов).
3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
4. Осваивать прямой и обратный счет.
5. Познакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел).
6. Усвоить отношения между числами (больше - меньше), пользоваться знаками сравнения >,<.
7. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
8. Научить делить целое на части и измерять объемы.
9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
10. Познакомить со свойствами геометрических фигур.
11. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.).
12. Развивать логическое мышление, внимание, память.
13.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Палочки Кюизенера - это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел :
• Класс белых чисел образует число 1. Он представлен белыми палочками;
• Класс красных чисел - числа, кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового(2), красного(4), вишневого (8) цветов;
• Класс синих чисел - числа, кратные трем (3,6,9). Он представлен палочками голубого (3), фиолетового(6), синего (9) цветов;
• Класс желтых чисел - числа, кратные пяти(5,10). Он представлен палочками желтого(5) и оранжевого(10) цвета;
• Класс черных чисел образует число 7. Это палочки черного цвета.
Между длинами палочек, окрашенных в родственные цвета, существует связь. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет.
Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала- цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. На это этапе можно проводить следующие игры:
«Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет». В ходе этих игр детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению т.е. формируют такие понятия
как «разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «левее», «правее», «между» и т.д.)
На втором этапе проводят игры, которые помогают детям освоить пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку.
Поможет ребенку установить соответствие между цветом, длиной и числом игра «Разноцветные вагончики». В первом варианте этой игры детям предлагается построить поезд из цветных палочек. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Как это узнать? Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка - это одно место. Выбранная мерка позволяет ответить на вопрос: « Сколько мест в каждом вагончике?». В результате этих манипуляций дети устанавливают, что у каждого цвета есть свое число.
Второй вариант игры, наоборот, помогает детям установить, что каждое число - это определенный цвет. Воспитатель строит вагончики из белых полосок, а дети определяют, палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик.
Когда дети начинают знакомиться с цифрами, они узнают, что каждый цвет можно обозначить своей цифрой. Детям раздается набор карточек с цифрами. Цифра на карточке обозначает длину карточки и соответствующей ей полоски. Цифры «ходили» гулять, а когда вернулись, забыли, где чей домик. Нужно помочь цифрам найти домики. Дети пристраивают цифровые карточки к соответствующим цветовым крышам - палочкам. Через игру дети устанавливают связь между числом и длиной. Чем больше число, тем длиннее палочка и наоборот.
Далее дети учатся с помощью палочек Кюизенера сравнивать числа и приходят к выводу, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. В этом им поможет игра «Разноцветные лесенки». Воспитатель предлагает детям расположить палочки в порядке возрастания так, чтобы каждое следующее число было больше предыдущего на один. Что получилось? Получаются разные цветные лесенки. Поднимаясь и спускаясь по ступенькам, дети сравнивают высоту ступеней и убеждаются, что красная выше голубой, но ниже желтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении.
Затем лесенка «читается» в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание), раскрываются свойства чисел, устанавливаются разные отношения между ними. Например: На лесенке стоят два человека. У одного из них туловище круглой формы, у другого- треугольной. Человечки стоят на соседних ступеньках. Обсуждается вопрос: какое число больше \ меньше и на сколько. Если человечек пойдет вниз, то к числу прибавляется единица, если вверх- вычитается. Так дети знакомятся с двумя способами образования числа (добавить \убавить 1).
Игра «Найди ошибку», когда воспитатель, строя числовую лесенку, пропускает 1-2 ступеньки, закрепляет знание детьми порядка расположения чисел.
Помогут палочки Кюизенера и в освоении детьми состава числа. Детям предлагается составить из белых палочек башенки разной высоты, а затем подобрать цветные палочки равные по высоте башенкам. Так дети узнают, что три - это 1 и 1 и 1, а четыре - это 1 и 1и 1 и 1 и т.д.
Затем детям предлагается принять участие в плетении разноцветных ковриков. Ребенок выбирает одну полоску для начала плетения. Следующий ряд должен сплести из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой. Последующие ряды должны быть разными. Заканчивается ковер бахромой из белых полосок. Когда ребенок заканчивает ковер, ему предлагается « прочитать» ковер цветами и числами. Например:
1 ряд - желтый 5 - это
2 ряд - белый и красный -1 и 4
3 ряд – красный и белый - 4 и 1
4 ряд – розовый и голубой - 2 и 3
5 ряд – 5 белых - 1 и 1 и 1 и 1 и 1
Осваивая состав числа, дети постепенно переходят к процессу сложения и вычитания. Воспитатель предлагает отыскать фиолетовую полоску, прибавить к ней розовую. Затем нужно найти палочку, равную по сумме фиолетовой и розовой. ( т.е. по двум слагаемым находят сумму). Но можно решить и обратную задачу, когда одну полоску необходимо заменить двумя другими, сохранив длину первой. (т.е. по сумме находят два слагаемых).
Так как дети уже установили связь между числом, цветом палочек и длиной, то их можно использовать для измерения длины разных предметов, приняв белую палочку за мерку. Сравнивая количество используемых палочек для измерения длины разных предметов, можно сравнить предметы по длине.
Дополнением к набору цветных палочек Кюизенера являются альбомы
«Волшебные дорожки», « На золотом крыльце…», в которых сформулированы задания для детей.
Логические блоки Дьенеша
-Это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам.
Комплект блоков Дьенеша состоит из геометрических фигур:
• Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
• Трех цветов (красный, желтый, синий);
• Двух размеров (большой и маленький);
• Двух видов толщины (толстый и тонкий).
Работа с блоками Дьенеша позволяет решать комплекс задач:
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами(сравнение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, толщиной, размером объектов.
4. Развивать пространственные представления.
5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя, и четырьмя свойствами.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. (Показать карточки). понадобятся также карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая карточки, можно описать блок по всем свойствам. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Карточки- свойства помогут детям перейти от наглядно- образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно- логическому мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал- игрушки- персонажи, обручи, веревочки и пр.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т.е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «Фигура», хотя вполне допустимо и использование слова « блок».
1 этап. Знакомство.
Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами. Отметить, что их много, они разноцветные. Предложить детям поиграть с ними. (! использование альбома «Блоки Дьенеша»).
Проводятся игры:
1. Найди такие же фигуры, как эта по цвету.( форме, размеру, );
2. Найди все синие фигуры (красные, желтые);
3. Найди большие фигуры.
4. Найди две одинаковые фигуры.
После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
2 этап.
Учим ребят оперировать и классифицировать по одному признаку( свойству).
1. Игра « Воздушные шары»;
2. Игра «Разложи по цвету» ( круги трех цветов);
3. Игра «Цветок» ( подбираются только круги –большой и маленькие);
4. Игра «Фабрика» ( преобразование фигур);
5. Игра «Дорожки», « Найди фигурам домики»;
6. Игра «Веселые обручи» ( в один обруч положить все синие фигуры, в другой- все красные);
7. Знакомство с карточками. Игры с карточками. ( Загадки – нахождение блока по карточке).
8. Игра « Подарим кукле бусы»
3 этап.
Учим ребят оперировать и классифицировать по двум признакам:
1. Пособие «Дружат- не дружат» ( сходство- отличие). Дети открывают для себя, что одни и те же фигуры «дружат» и «не дружат» одновременно.
2. Игры « Домики», «дорожки»
3. Игры «фабрика», «Подарим кукле бусы».
4. Игра « Веселые обручи»
5. Игра «Выложи узор»;
4 этап.
Классификация по трем и четырем признакам. Используются те же игры, но с усложнением.
Формы работы с блоками Дьенеша.
1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность ( дидактические игры, настольно- печатные игры, подвижные, сюжетно- ролевые игры). В подвижных играх- предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек. В сюжетно- ролевых играх- Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта- адрес на посылке, письме обозначается блоками, адрес на домиках обозначается кодовыми карточками.
3. Вне занятий, в развивающей среде группы(изо-деятельность, аппликация, предметные ориентиры).
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по- разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любом возрасте усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша позволяют педагогу решить задачу чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами. Важно, что бы педагог осуществлял творческий подход к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники изо деятельности в работе с дошкольниками».
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. В нем расскрывается понятие "нетрадиционное рисование". Приведены примеры различных нетрадициооных техник в рисовании....

Методическая разработка консультации для воспитателей "Квест-технология и ее применение в образовательном процессе ДОУ"
Одной из ииновационных педагогических технологий, используемых педагогами дошкольных учреждений, является квест-технология.Презентация знакомит воспитателей с основными принципами организаци...

Консультация «Использование нетрадиционных технологий в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дома»
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля ...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".
Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...

Консультация для воспитателей на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Консультация для воспитателей на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»....
Консультация для воспитателей "Нетрадиционная методика -литотерапия в коррекционной работе с детьми"
Литотерапия с успехом применяется не только в современной медицине и косметологии, но и в коррекционной педагогике (коррекция личностных нарушений, преодоление моторного недоразвития)....

Консультация для воспитателей Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрение кейс - методов в практику работы музыкального руководителя».
Консультация для воспитателей Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрение кейс - методов в практику работы музыкального...
