Консультация для воспитателе": "Нетрадиционные технологии применения игр в работе по ФЭМП"
консультация по математике

Халитова Шефика Ризаевна

Консультация для воспитателей "Нетрадициоонные технологии применения игр в работе по ФЭМП" . Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей27.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №98 «ИВУШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295043 г. Симферополь,  ул. Железнодорожная, дом 9

ivushka.sad.98@mail.ru, http://ivushka-sad98.ru

тел. 66 – 38 – 41

                        Доклад на тему:

«Нетрадиционные технологии применения игр в работе по ФЭМП»

                                                                         Выполнила Халитова Ш.Р.

                                  2024/2025

Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша

 

 Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

 Наиболее эффективными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

 Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называются еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

 Основные особенности этого дидактического материала- абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задачи, которые решают цветные палочки:

1.    Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины                

( упражнять в сравнении предметов).

3.    Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

4.    Осваивать прямой и обратный счет.

5.    Познакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел).

6.    Усвоить отношения между числами (больше - меньше), пользоваться знаками сравнения  >,<.

7.    Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.

8.    Научить делить целое на части и измерять объемы.

9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.

10.    Познакомить со свойствами геометрических фигур.

11.  Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.).

12.    Развивать логическое мышление, внимание, память.

13.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Палочки Кюизенера - это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел :

•    Класс белых чисел образует число 1. Он представлен белыми палочками;

•    Класс красных чисел - числа, кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового(2), красного(4), вишневого (8) цветов;

•    Класс синих чисел - числа, кратные трем (3,6,9). Он представлен палочками голубого (3), фиолетового(6), синего (9) цветов;

•    Класс желтых чисел - числа, кратные пяти(5,10). Он представлен палочками желтого(5) и оранжевого(10) цвета;

•    Класс черных чисел образует число 7. Это палочки черного цвета.

 Между длинами палочек, окрашенных в родственные цвета, существует связь. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же  цвет.

Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала- цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. На это этапе можно проводить следующие игры:

 «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет».  В ходе этих игр детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению   т.е. формируют такие понятия

как «разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «левее», «правее», «между» и т.д.)

На втором этапе проводят игры, которые помогают детям освоить пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку.

 Поможет ребенку установить соответствие между цветом, длиной и числом игра «Разноцветные вагончики». В первом варианте этой игры детям предлагается построить поезд из цветных палочек. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Как это узнать? Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка - это одно место. Выбранная мерка позволяет ответить на вопрос: « Сколько мест в каждом вагончике?». В результате этих манипуляций дети устанавливают, что у каждого цвета есть свое число.

 Второй вариант игры, наоборот, помогает детям установить, что каждое число - это определенный цвет. Воспитатель строит вагончики из белых полосок, а дети определяют,  палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик.

 Когда дети начинают знакомиться с цифрами, они узнают, что каждый цвет можно обозначить своей цифрой. Детям раздается набор карточек с цифрами. Цифра на карточке обозначает длину карточки и соответствующей ей полоски. Цифры «ходили» гулять, а когда вернулись, забыли, где чей домик. Нужно помочь цифрам найти домики. Дети пристраивают  цифровые карточки к соответствующим цветовым крышам - палочкам. Через игру дети устанавливают связь между числом и длиной. Чем больше число, тем длиннее палочка и наоборот.

 Далее дети учатся  с помощью палочек Кюизенера сравнивать числа и приходят к выводу, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. В этом им поможет игра «Разноцветные лесенки». Воспитатель предлагает детям расположить палочки в порядке возрастания так, чтобы каждое следующее число было больше предыдущего на один. Что получилось? Получаются разные цветные лесенки. Поднимаясь и спускаясь по ступенькам, дети сравнивают высоту ступеней и убеждаются, что красная выше голубой, но ниже желтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении.

 Затем лесенка «читается» в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание), раскрываются свойства чисел, устанавливаются разные отношения между ними. Например: На лесенке стоят два человека. У одного из них туловище круглой формы, у другого- треугольной. Человечки стоят на соседних ступеньках. Обсуждается вопрос: какое число больше \ меньше и на сколько. Если человечек пойдет вниз, то к числу прибавляется единица, если вверх- вычитается. Так дети знакомятся с двумя способами образования числа (добавить \убавить 1).

 Игра «Найди ошибку», когда воспитатель, строя числовую лесенку, пропускает 1-2 ступеньки, закрепляет знание детьми порядка расположения чисел.

 Помогут палочки Кюизенера и в освоении детьми состава числа. Детям предлагается составить из белых палочек башенки разной высоты, а затем подобрать цветные палочки равные по высоте башенкам. Так дети узнают, что три - это 1 и 1 и 1, а четыре - это 1 и 1и 1 и 1 и т.д.

 Затем детям предлагается принять участие в плетении разноцветных ковриков. Ребенок выбирает одну полоску для начала плетения. Следующий ряд должен сплести из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой. Последующие ряды должны быть разными. Заканчивается ковер бахромой из белых полосок.  Когда ребенок заканчивает ковер, ему предлагается « прочитать» ковер цветами и числами. Например:

1 ряд - желтый                        5 - это

2 ряд - белый и красный       -1 и 4

3 ряд – красный и белый      - 4 и 1

4 ряд – розовый и голубой   - 2 и 3

5 ряд – 5 белых                      - 1 и 1 и 1 и 1 и 1

 Осваивая состав числа, дети постепенно переходят к процессу сложения и вычитания. Воспитатель предлагает отыскать фиолетовую полоску, прибавить к ней розовую. Затем нужно найти палочку, равную по сумме фиолетовой и розовой. ( т.е. по двум слагаемым находят сумму). Но можно решить и обратную задачу, когда одну полоску необходимо заменить двумя другими, сохранив длину первой. (т.е. по сумме находят два слагаемых).

 Так как дети уже установили связь между числом, цветом палочек и длиной, то их можно использовать для измерения длины разных предметов, приняв белую палочку за мерку. Сравнивая количество используемых палочек для измерения длины разных предметов, можно сравнить предметы по длине.

 

Дополнением к набору цветных палочек Кюизенера являются альбомы

«Волшебные дорожки», « На золотом крыльце…», в которых сформулированы задания для детей.

Логические блоки Дьенеша

 -Это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.  Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам.

 Комплект блоков Дьенеша состоит из геометрических фигур:

•    Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);

•    Трех  цветов (красный, желтый, синий);

•    Двух размеров (большой и маленький);

•    Двух видов толщины (толстый и тонкий).

 Работа с блоками Дьенеша позволяет решать комплекс задач:

1.    Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами(сравнение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2.    Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3.    Познакомить с формой, цветом, толщиной, размером объектов.

4.    Развивать пространственные представления.

5.    Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

6.    Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

7.    Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

 Комплект логических  блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя, и четырьмя свойствами.

 

 Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.  (Показать карточки). понадобятся также карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая карточки, можно описать блок по всем свойствам. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Карточки- свойства помогут  детям перейти от наглядно- образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств,  становятся мостиком к словесно- логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал- игрушки- персонажи, обручи, веревочки и пр.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте возможность детям  самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т.е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «Фигура», хотя вполне допустимо и использование слова « блок».

1 этап. Знакомство.

 Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами. Отметить, что их много, они разноцветные. Предложить детям поиграть с ними. (! использование альбома «Блоки Дьенеша»).

Проводятся игры:

1.    Найди такие же фигуры, как эта по цвету.( форме, размеру, );

2.    Найди все синие фигуры (красные, желтые);

3.    Найди большие фигуры.

4.    Найди две одинаковые фигуры.

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

 2 этап.

 Учим ребят оперировать и классифицировать по одному признаку( свойству).

1.    Игра « Воздушные шары»;

2.    Игра «Разложи по цвету» ( круги трех цветов);

3.    Игра «Цветок» ( подбираются только круги –большой и маленькие);

4.    Игра «Фабрика» ( преобразование фигур);

5.    Игра «Дорожки», « Найди фигурам домики»;

6.    Игра «Веселые обручи» ( в один обруч положить все синие фигуры, в другой- все красные);

7.    Знакомство с карточками. Игры с карточками. ( Загадки – нахождение блока по карточке).

8.    Игра « Подарим кукле бусы»

 3 этап.

 Учим ребят оперировать и классифицировать по двум признакам:

1.    Пособие «Дружат- не дружат» ( сходство- отличие). Дети открывают для себя, что одни и те же фигуры «дружат» и «не дружат» одновременно.

2.    Игры « Домики», «дорожки»

3.    Игры «фабрика», «Подарим кукле бусы».

4.    Игра « Веселые обручи»

5.    Игра «Выложи узор»;

4 этап.

 Классификация по трем  и четырем признакам. Используются те же игры, но с усложнением.

Формы работы с блоками Дьенеша.

1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.  

2.    Совместная и самостоятельная игровая деятельность ( дидактические игры, настольно- печатные игры, подвижные, сюжетно- ролевые игры). В подвижных играх- предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек. В сюжетно- ролевых играх- Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта- адрес на посылке, письме обозначается блоками, адрес на домиках обозначается кодовыми карточками.

3.    Вне занятий, в развивающей среде группы(изо-деятельность, аппликация, предметные ориентиры).

 Особенности структуры игр и упражнений позволяют по- разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения.  Каждую игру можно использовать в любом возрасте усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

 Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша позволяют педагогу решить  задачу чрезвычайной важности:  развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами. Важно, что бы педагог осуществлял  творческий  подход  к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники изо деятельности в работе с дошкольниками».

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. В нем расскрывается понятие "нетрадиционное рисование". Приведены примеры различных нетрадициооных техник в рисовании....

Методическая разработка консультации для воспитателей "Квест-технология и ее применение в образовательном процессе ДОУ"

Одной из ииновационных педагогических технологий, используемых педагогами дошкольных учреждений, является квест-технология.Презентация знакомит воспитателей с основными принципами организаци...

Консультация «Использование нетрадиционных технологий в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дома»

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля ...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".

Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...

Консультация для воспитателей на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Консультация для воспитателей на тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционная методика -литотерапия в коррекционной работе с детьми"

Литотерапия с успехом применяется не только в современной медицине и косметологии, но и в коррекционной педагогике (коррекция личностных нарушений, преодоление моторного недоразвития)....

Консультация для воспитателей Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрение кейс - методов в практику работы музыкального руководителя».

Консультация для воспитателей Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрение кейс - методов в практику работы музыкального...