«Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через инновационные технологии»
консультация по математике (старшая группа)

Плинер Элеонора Владимировна

Рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей по использованию инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 230.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через инновационные технологии»

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя»

Э. Хаббард

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, интеллектуальное, познавательное развитие, чему ФОП, ФГОС ДО уделяет большое внимание.

Так как сейчас дети живут в быстро меняющейся эпохе информационного общества, использование инновационных технологий в дошкольном возрасте дает высокую результативность. В современных реалиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению Особую ценность играет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть приёмами эффективной переработки информации.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Моя многолетняя практика работы в системе дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач-шуток я стараюсь закреплять представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровыми ситуациями с использованием яркой наглядности мотивирую детей и направляю их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Используя занимательную математику, пытаюсь предоставить воспитанникам условия поиска, пробудить интерес к победе, побудить их к стремлению быть быстрыми, находчивым

Принципы занимательности - это неожиданность, новизна, несоответствие прежним представлениям о предмете, событии. Обостряются эмоционально-мыслительные процессы ребёнка, он начинает пристальнее всматриваться в предмет, вспоминать, догадываться, искать объяснения, сравнивать.

В своей работе я использую инновационные технологии, являющиеся универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей и развивающими их интеллектуально - творческие способности. А именно: Блоки Дьенеша, круги Луллия, палочки Кюизенера.

Применение данных технологий помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу и обеспечивают интеграцию образовательных областей:

Социально-коммуникативное: Развитие общительности, дружелюбия, сотрудничества.

Познавательное развитие: Развитие способности использовать аналитические способы познания.

Речевое развитие: Обогащение словаря за счет слов, обозначающих названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов. Закрепление умения обобщать предметы, объединять их в группы по существенным признакам.

Художественно-эстетическое развитие: Развитие эмоционального отклика на собственную творческую работу, поддержание личностного проявления детей, самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

Физическое развитие: Развитие координации, мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Приведу несколько примеров:

Дидактическая игра «Разложи фигуры» (Блоки Дьенеша)

Цель: Развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой и находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, З тарелочки, 3 игрушки (животные по выбору ребёнка).

Ход игры: Предложить ребёнку разложить фигуры по тарелочкам (угощение для животных). На первую положить все синие, но не круглые, на вторую – все жёлтые, но не квадратные, на третью – все красные, но не треугольные.

N:\Рабочий стол Вин10\Садик\ДАЯН.jpg

Дидактическая игра «Сушим полотенца» (Палочки Кюизенера)

Цель: Учить сравнивать предметы по длине, находить сходство между предметами, классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее - короче, равные по длине).

Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных.

Ход игры: На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания:

-Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше?

(Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета).

— Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько-сколько, поровну.) — Положите коричневую палочку перед собой. Это — веревочка. Палочки желтого и красного цвета- «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать полотенце? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое... Вопросы

— Сколько желтых «полотенец»? (Много.)

— Сколько красных «полотенец»? (Много.)

— Какого цвета полотенец больше (меньше)? (Поровну, одинаково, столько - сколько длинных, сколько коротких; сколько желтых, столько и красных.)

N:\Рабочий стол Вин10\Садик\АЗАЛИЯ.jpg

Дидактическая игра «Подбери цифре количество предметов» (Круги Луллия)

Цель: Упражнять в соотношении цифры и количества предметов в пределах 10

Материал: Пособие из двух кругов, свободно вращающихся на стержнях.

Ход игры: Предложить ребёнку поочерёдно называть цифры и совмещать их с картинками, на которых изображено нужное количество предметов.

N:\Рабочий стол Вин10\Садик\КрЛу.jpg

Список используемой литературы:

Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015. – 144с., ил. – (Библиотека программы «Детство»)

Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2015.

Сидорчук, Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллиля. – М.: «Аркти», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию  мышления и...

Доклад (обобщение опыта) «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста»

Направить ребенка в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. ...

Доклад "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

доклад на тему развитие элементарных матем атических способностей у детей дошкольного возраста...

Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

план по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

план по самообразованию «Развитие  элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»...

План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...