«Количество и счет».
план-конспект занятия по математике
Конспект занятия по кружковой работе на тему: «Количество и счет».
Цель: систематизирование и закрепление математических представлений у детей подготовительной группы.
Задачи:
• совершенствовать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
• закреплять знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
• развивать умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;
• развивать смекалку, зрительную память, воображение;
• воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
• игровой
• наглядный
• словесный
• практический
• проблемно-поисковый
• поощрение.
Демонстрационный материал: цифры от 1 до 10, набор геометрических фигур, пирамидка, картина с изображением бабочек и цветов, картинки с изображением овощей, карточки с цифрами, математическая лесенка, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел.
Раздаточный материал: цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на каждого ребенка, карточки с предметами, на каждого ребенка.
Ход занятия
Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Топнем левою ногой,
Щелкнем правою рукой.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку.
Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ. (Карлсон)
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришёл Карлсон.
- Посмотрите, какой грустный Карлсон.
-Давайте спросим, что же с ним случилось?
- Он просит у нас помощи, и принёс задания, что бы мы ему помогли, поможем?
Дети: Да, поможем.
Задание№1 .“Математическая разминка”.
1. Вспомнить порядковый счет от 10 до 1
2. Назовите соседей чисел 3,5,7,9
3. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
4. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
5. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.
6. Сколько ушей у двух кошек(4)
7. Сколько дней в неделе? (7)
8. Сколько глаз у светофора? (3)
9. Сколько пальцев на одной руке? (5)
10. Сколько лап у двух собак? (8)
11. Сколько пальцев на двух руках? (10)
12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
13. Что длиннее неделя или месяц
14. Что длиннее 1 час или 60 минут
15. Сколько месяцев в году
16. Назовите сказки, где упоминается цифра 7.
17. Сколько всего частей в сутках, перечисли их
18. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?
19. Что длиннее 12 месяцев или год
20. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5)
Задание№ 2. За столами.
Работа с ножницами: Вырезать геометрические фигуры.
Ориентировка на листе бумаги.
1. В Середину листа приклеить жёлтый круг.
2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.
3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.
4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.
5. В левом верхнем углу синий квадрат.
Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с заданием, клей, салфетки.
Задание№ 3. Состав числа «8». Игра «Ромашка».
Воспитатель: Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 8.
Задание№4.«Веселые задачки».
Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.
1. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро смело!
Сколько всех их прилетело? (7)
2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:
3 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино.
Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.
3. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал. А теперь ответ найди. Сколько мишек впереди?
4. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)
5. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)
6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)
Структура задач.
Из каких частей состоит задача? Для этого соберем пирамидку
Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)
Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
Воспитатель: Ребята, послушайте задачу: «На столе лежало 2 огурца и 4 помидоры. Сколько всего овощей лежало на столе?».
Где в задачи условие? Условие, это то, что нам уже известно (на столе лежало 2 огурца и 4 помидоры).
Воспитатель: «Сколько всего овощей?»
Ответы детей: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.
Воспитатель: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?
Ответы детей: Нужно сложить, объединить,прибавить: 2 + 4 = 6
Воспитатель: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.
Ответы детей: Всего 6 овощей.
“Минутка для отдыха”
«Ходят стрелочки по кругу».
Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова.
Мы - часы, наш точен ход,
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
Дети останавливаются и садятся
с ближайшей карточкой рядом.
Воспитатель. Пять часов!
(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12) .
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну как вам наше занятие? (ответы детей)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
Месяц | Тема | Программное содержание | ОО интеграция | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Октябрь 1 | Мониторинг | Выявление уровня знаний детей по окончанию второй младшей группы. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Картинки, Цифры. | Беседа, игра. | «Лото», «домино» | «Что должен знать ребёнок к концу года». |
2 | «Число и цифра 1». | Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Сравнение предметов по кол-ву на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, закрепить цифру 1. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Карточка с мишкой,5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек; цифра 1; наборы геометрических фигур. | Игровое упражнение «Собери бусы», Физ. минутка «Мишутка» | Настольно печатные игры: «Разрезные картинки». | Рекомендации для родителей «Весёлая математика дома». |
3 | «Сравнение по величине. Порядковый счет». | Учить соотносить размеры предметов визуально и прикладыванием. Учить правильно употреблять названия порядковых числительных при счете. Учить находить предмет по указанному порядковому номеру. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | 5 банок с плотными крышками разного размера; мышка-игрушка; цифры 1-5; по 3 счетные палочки на каждого ребенка. | физ. минутка «Вышли мышки…» Игровое упражнение «Сделай как я» | Разучивание пальчиковой игры «1,2,3,4,5 будем пальчики считать». | Беседа с родителями «Весёлые занятия по ФЭМП дома». |
4 | «Части суток. Число и цифра 2». | Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь. Развивать умение ориентироваться в пространстве, память, внимание; закреплять представления чего у человека по 2, по1. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Картинки с разными частями суток; фишки; 2 слоненка, цифра 2; мяч, палочки, фланелеграф. | д\и «Когда это бывает?» Загадки и отгадки. физ. мин. «Два хлопка» | Игровое упражнение «Соедини правильно» | Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками. |
Ноябрь 1 | «Геометрические фигуры». | Формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знание количественных и порядковых числительных, формировать операцию сравнения. Закреплять умение сравнивать фигуры по различным признакам. Решение задач конструктивного рисования. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Фланелеграф, геометрические фигуры, рисунок для порядкового счета, образец – схема силуэта зайчика из геометрических фигур, листы бумаги, карандаши. | Игровое упражнение «Кто идет в гости». физ. мин. «Серые зайчата». д\и «Мозаика». | Игровое упражнение «Смотри, слушай, делай» | Папка- передвижка «Математические игры для всей семьи». |
2 | «Число и цифра 3». | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. Закреплять знание цифр, развивать внимание. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Карточка для сравнения, карточки игры «Стоп», цифры, 2-х полосные карточки, набор геометрических фигур. | д\и «Чем отличаются?» физкультминутка «Стоп». | Посчитай и обведи цифру. | Рекомендация для родителей: «Математические игры в домашних условиях» |
3 | «Сравнение по длине». | Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки, по представлению и путем приложения. Упражнять в количественном счете. Развивать зрительное внимание. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Фланелеграф, на него 2 домика, 2 дорожки, силуэт волка, условная мерка, 2 ленты по 1 метру и 1,5 метра с палочкой на конце, мяч, 5 игрушек, платок. | игр.упр. «Кто быстрее» д\и «Кто больше» д\и «Кто спрятался». | Разминка с мячом. | Тренинг для родителей «Математика вокруг нас». |
4 | «Треугольник». | Учить находить предметы названной геометрической формы, составлять предметы из 4 треугольников. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Чудесный мешочек, геометрические фигуры в него, «Логоквадрат», фланелеграф, не него 4 треугольника, карточки числовые и с цифрами, обручи, по 4 треугольника на каждого ребенка. | физ. мин. «Гаражи». игр.упр. «Поможем зайчику». | д\и «Найди фигуру». | Закрепить знания о треугольнике. |
5 | «Число и цифра 4». | Познакомить с образованием числа 4.Учить соотносить число с кол-вом предметов. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Карточка с цифрами, кубики; мяч; 2-хполосные карточки, геометрических фигур по количеству детей. | Физ. мин. «Считалка в башмачках» д\и «Угадай-ка». | д\и «Назови цифру». | Закрепить знания о цифре 4. |
Декабрь 1 | Понятие «предыдущее» и «последующее» число. | Уточнить представление о порядке следования чисел в ряду, познакомить с отношением «предшествовать» и «следовать за» в отношении ряда. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Упражнять в счете, развивать память, внимание. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Фланелеграф, на него цифры, карточки «4 лишний», карточки с цифрами, числовые карточки, счетные палочки. | П/и «Найди пару» . | д/и «Внимание». | Консультация для родителей «Зачем детям математика». |
2 | Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах 5. Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения. Закреплять знание г\ф. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Силуэты для сравнения по высоте; цветные обручи; счетные палочки, нитки по кол-ву детей. | игр. упр. «Матрешки» физ. мин. «Мы становимся все выше» Счетные палочки. | д\и «Обручи». | Развивать зрительное внимание. |
3 | Число и цифра 5. | Познакомить с образованием числа 5. Закреплять умение сравнивать по длине. Упражнять в количественном счете до 9 на слух; умение соотносить кол-во с цифрой. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Цифра 5, молоточек, карточки с цифрами, 2-хполосные карточки, по5 синих и красных квадрата. | Работа с карточкой. «Что бывает по 5?» физ. мин. « Посчитай» игр. упр. «Построй лесенку» | Игра «Закрась правильно». | Закреплять умение считать предметы в пределах 5. |
4 | Времена года. | Учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии, соотносить цифру с количеством. Продолжать знакомить детей с образованием числа 5 путем присчитывания. Закреплять знания о временах года, их последовательности. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Фланелеграф, цветы, цифры, картинки с временами года, круги разного цвета. | игр.упр. «Собери букет». физ. мин. «Один, два». игр.упр. «Бусы». | д\и «Когда это бывает». | Беседа «Веселы занятия дома». |
5 | «Сравнение предметов». | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Для воспитателя: пять зелёных шариков. Для детей: пять жёлтых шариков. | Дидактическая игра «Где, сколько» | Игра «Найди цифру». | |
Январь 2 | «Сравнение по весу». | Учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке. Учить пользоваться трафаретами. Развивать внимание. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Ленты разной длины; полотняные мешочки (в одном - мятая бумага, в другом-гвозди); кубики - большой картонный, меньший пластмас., маленький деревянный; листы бумаги, рамки, карандаши. | игр.упр. «Мешочки» игр.упр. «Самый легкий» физ. мин. «Стоп» . | д\и «Внимание». | |
3 | «Части суток». | Закреплять представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать порядковый и количественный счет? Развивать внимание и память. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Картинки с разными частями суток, иллюстрация к сказке, схемы, геометрические фигуры. | игр.упр. «Кого забыл нарисовать художник» Физ. мин. «Раз подняться, потянуться» игр.упр. «Внимание». | д\и «Когда это бывает». | Закрепить знания о частях суток. |
4 | «Порядковый счёт от 1 до 5». | Развивать глазомер, наблюдательность, мышление, представления о межчисловых отношениях. Упражнять в счёте в пределах 5; в сравнении предметов по величине. Продолжать учить различать количественный счёт и порядковый счёт. Воспитывать любознательность, стремление к хорошему результату. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | 3 вазы с цветами: в первой два жёлт. и два красн. цв., во втор. вазе два крас. и три жёлтых цветка, в третьей один жёлтый и два красн.; карт. с цифр. разного цвета, по одной пирамидке. | Беседа, Игры. | Дидактическое упражнение «Который по счёту». | Закрепить порядковый счёт. |
Февраль 1 | «Сравнение по ширине и толщине». | Формировать умение сравнивать предметы по ширине, толщине; производить операцию сериации по этим признакам. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4; сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р. | Фланелеграф, изображение 5 гномов разной толщины, 5 полосок разной ширины; 2 картинки для нахождения отличий, 2-хполосные карточки, по 4 кружочка на ребенка. | игр.упр. «Гномы» физ. мин. «Следопыты».
| д\и «Найди отличия» д\и «Угадай-ка». | Закрепление знаний о ширине и толщине. |
2 | «Один – много». | -закрепить умение сравнивать группы предметов, различать, где один, а где много; - формировать умение сравнивать предметы методом наложения и приложения; - закрепить понятия «большой» и «маленький», раскладывать в порядке возрастания, убывания; - считать предметы в пределах двух слева направо, согласовывая числительные с существительными в роде, числе и падеже; | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки с иллюстрацией. | Беседа, игры. | Д/игра «Будь внимательнее». | Соедини предметы, начиная с самого большого. |
3 | «Сказка о листе бумаги». | Познакомить с листом бумаги, формировать умение находить нужную сторону: правую, левую. верхнюю, нижнюю; формировать умение ориентироваться в пространстве, следуя указаниям: налево, вперёд, назад. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Ориентировка на листе бумаги. | Игры, физ. минутки. | Игра «Слушай и считай». | Ориентироваться на листе бумаги. |
4 | «Количественный и порядковый счёт». | -развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором месте стоит?»; -учить порядковому счёту (до 5); соотносить числительное с каждым из предметов; формировать умение раскладывать предметы правой рукой слева направо, считать слева направо; закрепить знание частей суток. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Цифры, картинки. | Дид. игра «Что вы делали утром (днём, …)» | Дид. игра «Волшебная радуга». | Нарисуй свою любимую часть суток. |
Март 1 | «Игры со счётными палочками». | Упражнять в умении строить из палочек. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Счётные палочки, образцы картинок. | Игры, физ. минутки. | Игра «Найди такую же». | Развивать зрительное внимание. |
2 | «Рисование фигур по точкам». | Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Фигуры с точками, карандаш простой. | Игры, физ. минутки. | Игра «Закрась правильно». | |
3 | «Задачи на смекалку». | Развивать внимание, воображение, наблюдательность. Развивать логику, находчивость, внимательность. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки. | Игры, беседы. | Игра «составь и реши задачу». | Ориентироваться на листе бумаги. |
4 | «Когда это бывает?» | Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки. | Логическиеигры, беседы. | Игра «Найди такую же». | |
5 | «Задачи - шутки». | Учить решать задачи- шутки с математическим содержанием. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки. | Логические игры, задачи – шутки. | «Отгадай загадки». | Решение «Весёлых задач». |
Апрель 1 | «Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки с цифрами. | Логические игры. | Игра «Пятый лишний». | Индивидуальная консультация «Логика и дети». |
2 | «Раньше. Позже». | Сформировать понимание того, что с течение времени происходит изменение внешнего вида предметов | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Дид. картинки. | Логическиеигры, беседы. | Разминка с мячом. | Анкетирование для родителей «Мы знаем математику». |
3 | «Вверху, внизу. Шире, уже». | Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Сформировать умение сравнивать предметы по ширине. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Дид. картинки. | Логические игры. | Дид/игра «Скажи наоборот». | Закрепить дома пройденный материал. |
4 | «Впереди. Сзади. Между». | Уточнить понимание слов «сзади», «между», их грамотное употребление в речи. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Дид. картинки. | Логические игры. | Игра «Телефонисты». | Консультация для родителей «Цвет, форма, величина». |
Май 2 | «Волшебные превращения геометрических фигур». | закрепить умение вырезать фигуры по контуру; формировать умение из квадрата делать круг; формировать умение сгибать пополам и разрезать, получая новые фигуры. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки с геометрическими фигурами. | Логическиеигры, беседы. | Игры по сказкам. | Нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры. |
3 | «Математические загадки». | Закрепить умение отгадывать математические загадки. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки. | Беседы, игры. | Игровое упражнение «Смотри, слушай, делай». | Папка – передвижка «Математические игры для всей семьи». |
4 | Мониторинг. | Выявление уровня знаний по окончанию средней группы. | Р.Р; П.Р; Х.Э.Р; Ф.Р | Картинки. | Устный счёт. | Игра «Дорисуй узор». | Закрепить пройденный материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать ф...

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательной деятельности Количество и счет. Счет в пределах 10.
Количество и счет. Счет в пределах 10....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20»
Воспитывание у детей стойкого интереса к математике, способствование формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Задач...
Тема:Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
Количество и счет: числа и цифры 1, 2, З; соотнесение количества предметов с цифрой.Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.Величина: большо...
