«Количество и счет».
план-конспект занятия по математике

Конспект занятия по кружковой работе на тему: «Количество и счет».

Цель: систематизирование и закрепление математических представлений у детей подготовительной группы.

Задачи:

• совершенствовать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

• закреплять знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;

• развивать умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач;

• развивать смекалку, зрительную память, воображение;

• воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приемы:

• игровой

• наглядный

• словесный

• практический

• проблемно-поисковый

• поощрение.

Демонстрационный материал: цифры от 1 до 10, набор геометрических фигур, пирамидка, картина с изображением бабочек и цветов, картинки с изображением овощей, карточки с цифрами, математическая лесенка, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел.

Раздаточный материал: цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на каждого ребенка, карточки с предметами, на каждого ребенка.

Ход занятия

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку.

Он всегда, как день варенья,

Отмечает день рожденья,

На штанишках кнопку тиснет,

Чтоб отправиться в полёт,          

Под пропеллером повиснет

И летит, как вертолёт.

Парень он «в расцвете лет».

Кто он? Дайте-ка ответ. (Карлсон)

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришёл Карлсон.

- Посмотрите, какой грустный Карлсон.

-Давайте спросим, что же с ним случилось?

- Он просит у нас помощи, и принёс задания, что бы мы ему помогли, поможем?

Дети: Да, поможем.

Задание№1 .“Математическая разминка”.

1. Вспомнить порядковый счет от 10 до 1

2. Назовите соседей чисел 3,5,7,9

3. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3

4. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8

5. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.

6. Сколько ушей у двух кошек(4)

7. Сколько дней в неделе? (7)

8. Сколько глаз у светофора? (3)

9. Сколько пальцев на одной руке? (5)

10. Сколько лап у двух собак? (8)

11. Сколько пальцев на двух руках? (10)

12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

13. Что длиннее неделя или месяц

14. Что длиннее 1 час или 60 минут

15. Сколько месяцев в году

16. Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

17. Сколько всего частей в сутках, перечисли их

18. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

19. Что длиннее 12 месяцев или год

20. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»(5)

Задание№ 2. За столами.

Работа с ножницами: Вырезать геометрические фигуры.

Ориентировка на листе бумаги.

1. В Середину листа приклеить жёлтый круг.

2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.

3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.

4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.

5. В левом верхнем углу синий квадрат.

Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с заданием, клей, салфетки.

Задание№ 3. Состав числа «8». Игра «Ромашка».

Воспитатель: Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 8.

Задание№4.«Веселые задачки».

Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.

1. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

3 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.

3. Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал. А теперь ответ найди. Сколько мишек впереди?

4. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)

5. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)

6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)

Структура задач.

Из каких частей состоит задача? Для этого соберем пирамидку

Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)

Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)

Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить)

Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)

Воспитатель: Ребята, послушайте задачу: «На столе лежало 2 огурца и 4 помидоры. Сколько всего овощей лежало на столе?».

Где в задачи условие? Условие, это то, что нам уже известно (на столе лежало 2 огурца и 4 помидоры).

Воспитатель«Сколько всего овощей?»

Ответы детей: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.

Воспитатель: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?

Ответы детей: Нужно сложить, объединить,прибавить: 2 + 4 = 6

Воспитатель: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.

Ответы детей: Всего 6 овощей.

“Минутка для отдыха”

«Ходят стрелочки по кругу».

Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова.

Мы - часы, наш точен ход,

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Дети останавливаются и садятся

с ближайшей карточкой рядом.

Воспитатель. Пять часов!

(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12) .

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну как вам наше занятие(ответы детей)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план

Месяц

Тема

Программное

содержание

ОО интеграция

Материалы и оборудование

Методы и приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Октябрь

1

Мониторинг

Выявление уровня знаний детей по окончанию второй младшей группы.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Картинки,

Цифры.

Беседа, игра.

«Лото»,

«домино»

«Что должен знать ребёнок к концу года».

2

«Число и цифра 1».

Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур.

Сравнение предметов по кол-ву на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, закрепить цифру 1.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Карточка с мишкой,5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек; цифра 1; наборы геометрических фигур.

Игровое  упражнение «Собери бусы»,

Физ. минутка «Мишутка»

Настольно печатные игры: «Разрезные картинки».

Рекомендации для родителей «Весёлая математика дома».

3

«Сравнение по величине. Порядковый счет».

Учить соотносить размеры предметов визуально и прикладыванием. Учить правильно употреблять названия порядковых числительных при счете. Учить находить предмет по указанному порядковому номеру.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

5 банок с плотными крышками разного размера; мышка-игрушка; цифры 1-5; по 3 счетные палочки на каждого ребенка.

физ. минутка «Вышли мышки…»

Игровое упражнение «Сделай как я»

Разучивание пальчиковой игры «1,2,3,4,5 будем пальчики считать».

Беседа с родителями «Весёлые занятия по ФЭМП дома».

4

«Части суток.

Число и цифра 2».

Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь. Развивать умение ориентироваться в пространстве, память, внимание; закреплять представления чего у человека по 2, по1.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Картинки с разными частями суток; фишки; 2 слоненка, цифра 2; мяч, палочки, фланелеграф.

д\и «Когда это бывает?» Загадки и отгадки.

 физ. мин. «Два хлопка»

Игровое упражнение

«Соедини правильно»

Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками.

Ноябрь

1

«Геометрические фигуры».

Формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знание количественных и порядковых числительных, формировать операцию сравнения. Закреплять умение сравнивать фигуры по различным признакам. Решение задач конструктивного рисования.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Фланелеграф, геометрические фигуры, рисунок для порядкового счета, образец – схема силуэта зайчика из геометрических фигур, листы бумаги, карандаши.

 Игровое упражнение «Кто идет в гости».

 физ. мин. «Серые зайчата».

 д\и «Мозаика».

Игровое упражнение

«Смотри,

слушай,

делай»

Папка- передвижка «Математические игры для всей семьи».

2

«Число и цифра 3».

Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. Закреплять знание цифр, развивать внимание.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Карточка для сравнения, карточки игры «Стоп», цифры, 2-х полосные карточки, набор геометрических фигур.

д\и «Чем отличаются?»

физкультминутка «Стоп».

Посчитай и обведи цифру.

Рекомендация для родителей: «Математические игры в домашних условиях»

3

«Сравнение по длине».

Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки, по представлению  и путем приложения. Упражнять в количественном счете. Развивать зрительное внимание.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Фланелеграф, на него 2 домика, 2 дорожки, силуэт волка, условная мерка, 2 ленты по 1 метру и 1,5 метра с палочкой на конце, мяч, 5 игрушек, платок.

игр.упр.  «Кто быстрее»

 д\и «Кто больше»

 д\и «Кто спрятался».

Разминка с  мячом.

Тренинг для родителей «Математика вокруг нас».

4

«Треугольник».

Учить находить предметы названной  геометрической формы, составлять предметы из 4 треугольников. Закрепить названия геометрических фигур.  Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Чудесный мешочек, геометрические фигуры в него, «Логоквадрат», фланелеграф, не него 4 треугольника,  карточки числовые и с цифрами, обручи, по 4 треугольника на каждого ребенка.

физ. мин. «Гаражи».

  игр.упр. «Поможем зайчику».

д\и «Найди фигуру».

Закрепить знания о треугольнике.

5

«Число и цифра 4».

Познакомить с образованием числа 4.Учить соотносить число с кол-вом предметов.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Карточка с цифрами,

кубики; мяч; 2-хполосные карточки, геометрических фигур по количеству детей.

 Физ. мин. «Считалка в башмачках»

д\и «Угадай-ка».

д\и «Назови цифру».

Закрепить знания о цифре 4.

Декабрь

1

Понятие «предыдущее» и «последующее» число.

Уточнить представление о порядке следования чисел в ряду, познакомить с отношением «предшествовать» и «следовать за» в отношении ряда. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Упражнять в счете, развивать память, внимание.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Фланелеграф, на него цифры, карточки «4 лишний», карточки с цифрами, числовые карточки, счетные палочки.

П/и «Найди пару»

 .

д/и «Внимание».

Консультация для родителей «Зачем детям математика».

2

Сравнение по высоте.

Упражнять в счете в пределах 5. Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения. Закреплять знание г\ф.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Силуэты для сравнения по высоте; цветные обручи; счетные палочки, нитки по кол-ву детей.

 игр. упр. «Матрешки»

 физ. мин. «Мы становимся все выше»

 Счетные палочки.

д\и  «Обручи».

Развивать зрительное внимание.

3

Число и цифра 5.

Познакомить с образованием числа 5. Закреплять умение сравнивать по длине.  Упражнять в количественном счете до 9 на слух; умение соотносить кол-во с цифрой.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Цифра 5, молоточек, карточки с цифрами, 2-хполосные карточки, по5 синих и красных квадрата.

Работа с карточкой.

 «Что бывает по 5?»

 физ. мин.  « Посчитай»

игр. упр. «Построй лесенку»

Игра «Закрась правильно».

Закреплять умение считать предметы в пределах 5.

4

Времена года.

Учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии, соотносить цифру с количеством. Продолжать знакомить детей с образованием числа 5 путем присчитывания. Закреплять знания о временах года, их последовательности.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Фланелеграф, цветы, цифры, картинки с временами года, круги разного цвета.

игр.упр. «Собери букет».

физ. мин.  «Один, два».

игр.упр. «Бусы».

д\и «Когда это бывает».

Беседа «Веселы занятия дома».

5

«Сравнение предметов».

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

 Учить сравнивать две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Для воспитателя: пять зелёных шариков.

 Для детей: пять жёлтых шариков.

Дидактическая игра

«Где, сколько»

Игра «Найди цифру».

Январь

2

«Сравнение по весу».

Учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке.  Учить пользоваться трафаретами. Развивать внимание.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Ленты разной длины; полотняные мешочки (в одном - мятая бумага, в другом-гвозди);  кубики - большой картонный, меньший пластмас., маленький деревянный;  листы бумаги, рамки, карандаши.

игр.упр. «Мешочки»

игр.упр. «Самый легкий» физ. мин. «Стоп» .

д\и «Внимание».

3

«Части суток».

Закреплять представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать порядковый и количественный счет? Развивать внимание и память.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Картинки с разными частями суток, иллюстрация к сказке, схемы, геометрические фигуры.

 игр.упр. «Кого забыл нарисовать художник»

 Физ. мин. «Раз подняться, потянуться»

игр.упр. «Внимание».

д\и «Когда это бывает».

Закрепить знания о частях суток.

4

«Порядковый счёт от 1 до 5».

Развивать глазомер, наблюдательность, мышление, представления о межчисловых отношениях.

 Упражнять в счёте в пределах 5; в сравнении предметов по величине.

 Продолжать учить различать количественный счёт и порядковый счёт.

 Воспитывать любознательность, стремление к хорошему результату.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

 3 вазы с цветами: в первой два жёлт. и два красн. цв., во втор. вазе два крас. и три жёлтых цветка, в третьей один жёлтый и два красн.;

 карт. с цифр. разного цвета, по одной пирамидке.

Беседа,

Игры.

Дидактическое упражнение

«Который по счёту».

Закрепить порядковый счёт.

Февраль

1

«Сравнение по ширине и толщине».

Формировать умение сравнивать предметы по ширине, толщине; производить операцию сериации по этим признакам. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4; сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р.

Фланелеграф, изображение 5 гномов разной толщины, 5 полосок разной ширины; 2 картинки для нахождения отличий, 2-хполосные карточки, по 4 кружочка на ребенка.

 игр.упр. «Гномы»

 физ. мин. «Следопыты».

 

д\и «Найди отличия»

 д\и «Угадай-ка».

Закрепление знаний о ширине и толщине.

2

«Один – много».

    -закрепить умение сравнивать группы предметов, различать, где один, а где много;    

-   формировать умение сравнивать предметы методом наложения и приложения;

-  закрепить понятия «большой» и «маленький», раскладывать в порядке возрастания, убывания;

    - считать предметы в пределах двух слева направо, согласовывая числительные с существительными в роде, числе и падеже;

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки с иллюстрацией.

Беседа, игры.

Д/игра «Будь внимательнее».

Соедини предметы, начиная с самого большого.

3

«Сказка о листе бумаги».

 Познакомить с листом бумаги, формировать умение находить нужную сторону: правую, левую. верхнюю, нижнюю;

   формировать умение ориентироваться в пространстве, следуя указаниям: налево, вперёд, назад.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Ориентировка на листе бумаги.

Игры, физ. минутки.

Игра «Слушай и считай».

Ориентироваться на листе бумаги.

4

«Количественный и порядковый счёт».

-развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором месте стоит?»;

-учить порядковому счёту (до 5); соотносить числительное с каждым из предметов;

 формировать умение раскладывать предметы правой рукой слева направо, считать слева направо;

  закрепить знание частей суток.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Цифры, картинки.

Дид. игра «Что вы делали утром (днём, …)»

Дид. игра «Волшебная радуга».

Нарисуй свою любимую часть суток.

Март

1

«Игры со счётными палочками».

Упражнять в умении строить из палочек.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Счётные палочки, образцы картинок.

Игры, физ. минутки.

Игра «Найди такую же».

Развивать зрительное внимание.

2

«Рисование фигур по точкам».

Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Фигуры с точками, карандаш простой.

Игры, физ. минутки.

Игра «Закрась правильно».

3

«Задачи на смекалку».

Развивать

внимание, воображение, наблюдательность.

Развивать логику, находчивость, внимательность.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки.

Игры, беседы.

Игра  «составь и реши задачу».

Ориентироваться на листе бумаги.

4

«Когда это бывает?»

Закреплять знания детей о времени суток, порядке его наступления; днями недели, их порядком и названием каждого дня.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки.

 Логическиеигры, беседы.

Игра «Найди такую же».

5

«Задачи - шутки».

Учить решать задачи- шутки с математическим содержанием.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки.

Логические игры, задачи – шутки.

«Отгадай загадки».

Решение «Весёлых задач».

Апрель

1

«Расставь числа по порядку»

Развивать умение расставлять числа по порядку.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки с цифрами.

Логические игры.

Игра «Пятый лишний».

Индивидуальная консультация «Логика и дети».

2

«Раньше. Позже».

Сформировать понимание того, что с течение времени происходит изменение внешнего вида предметов

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Дид. картинки.

Логическиеигры, беседы.

Разминка с мячом.

Анкетирование для родителей «Мы знаем математику».

3

«Вверху, внизу. Шире, уже».

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Сформировать умение сравнивать предметы по ширине.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Дид. картинки.

Логические игры.

Дид/игра «Скажи наоборот».

Закрепить дома пройденный материал.

4

«Впереди. Сзади. Между».

Уточнить понимание слов «сзади», «между», их грамотное употребление в речи.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Дид. картинки.

Логические игры.

Игра «Телефонисты».

Консультация для родителей «Цвет, форма, величина».

Май

2

«Волшебные превращения геометрических фигур».

закрепить умение вырезать фигуры по контуру;

формировать умение из квадрата делать круг;

формировать умение сгибать пополам и разрезать, получая новые фигуры.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки с геометрическими фигурами.

Логическиеигры, беседы.

Игры по сказкам.

Нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры.

3

«Математические загадки».

Закрепить умение отгадывать математические загадки.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки.

Беседы, игры.

Игровое упражнение

 «Смотри, слушай, делай».

Папка – передвижка «Математические игры для всей семьи».

4

Мониторинг.

Выявление уровня знаний по окончанию средней группы.

Р.Р;

П.Р;

Х.Э.Р;

Ф.Р

Картинки.

Устный счёт.

Игра «Дорисуй узор».

Закрепить пройденный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать ф...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20»

Воспитывание у детей стойкого интереса к математике, способствование формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»

Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Задач...

Тема:Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Количество и счет: числа и цифры 1, 2, З; соотнесение количества предметов с цифрой.Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.Величина: большо...