Формирование элементарных математических представлений на основе занимательного материала в средней группе
методическая разработка по математике (средняя группа)

Гаджиева Карина Вадимовна

Формирование элементарных математических представлений занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_femp.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1,2

Формирование элементарных математических представлений на основе занимательного материала в средней группе

Формирование элементарных математических представлений занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

На занятиях по ФЭМП используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.

В обучении математике дошкольников используются занимательные игры, задачи, развлечения. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Применяется занимательный материал для того, чтобы активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлечь и развлечь детей, развить ум, расширить, углубить математические представления, закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

Слайд3

Классификация занимательного математического материала выделяет три основные группы:

– развлечения;

– математические игры и задачи;

– развивающие игры и упражнения.

Математические развлечения - головоломки, ребусы, лабиринты - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения.

Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников.

Развивающие игры и упражнения направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множество предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Решение занимательных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию развития общих умственных способностей, интереса к изучению математики у детей в дальнейшем, смекалки, сообразительности.

Слайд 4 Подробная характеристика видов занимательного математического материала.

Первый вид занимательного математического материала – это развлечения. В процессе развлечения дети закрепляют ранее приобретённые знания, умения и навыки. Но все это происходит в обстановке, которая отличается от еженедельных занятий по развитию элементарных математических представлений. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения группы, музыки, песен. Это доставляет детям радость. В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты. Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями. Лучше всего этим требования отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты». Здесь, как и в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видели в окружающей жизни и деятельности взрослых. Можно проводить развлечения в виде соревнования.

Слайд 5

Второй вид занимательного математического материала – это математические игры и задачи. Упражнения с блоками и кубиками.

Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи. 1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами. 2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции. 3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

Слайд 6

Третий вид занимательного математического материала – это развивающие игры и упражнения. Основное назначение их - обеспечить упражнения детей в различении, выделении, назывании многих предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов. Методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это. «Логические блоки Дьенеша», палочки «Кюизенера», игры «Воскобовича», «Колумбово яйцо», «Танграм» др. Счётные палочки, логические задачи, словесные игры. Загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте активности к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Слайд 7

Так же дидактические игры с занимательным материалом для детей средней группы условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры на величину

3. Игры- ориентировка во времени

4. Игры на ориентирование в пространстве

5. Игры с геометрическими фигурами

Слайд 8

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", «Найди пару», «Автомобили и гаражи», "Сделай столько же движений", «Дорисуй», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5 и сопровождать словами свои действия.

Слайд 9

Вторая группа игр это игры на величину.

Необходимо совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Используются такие дидактические игры: «Новогодние елочки», «Мячики», «Соберем фрукты», «Веселые матрешки», «Заборчик», «Кто скорее свернет ленту» и тд.

Слайд 10.

Третья группа математических игр (игры – ориентировка во времени)

Детям в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, изменять время. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Используются дидактические игры :«Что наступило», «Что за чем?», «Когда это бывает», «Назови все части суток»,

« Разложи по порядку».

Слайд 11

В четвертую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

Задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: Где чей домик? Внизу – вверху. Куда пойдешь и что найдешь? Кто из детей стоит близко, а кто далеко? «Где звенит?» "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Слайд 12

И пятая группа: Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предметов.

Для детей среднего дошкольного возраста в основном используется три группы дидактических игр и упражнений:

-на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;

-сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу»

-анализ сложной формы: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Склеим посуду », «Составь целое из частей».

Слайд 13

Занимательный математический материал и игры с ним применяем в определённой системе. Основной принцип его использования от простого сложному, постепенно игры усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия с партнёром. Для того чтобы были реализованы задачи развития познавательной активности детей средствами занимательного математического материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Слайд 14

Итак: занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта по теме "Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала"

Презентация опыта по теме "Обучение детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала"...

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обуч...

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

Актуальность использования занимательного материалаЦели, задачи,формы и методы предоставления занимательного материалаСредства реализацииПринципы организации образовательного процессаСоздание педагоги...

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.Цель настоящей разработки – способствовать созданию педагогических ус...

Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».

Консультация для педагогов.«Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала»....

Развитие функциональной грамотности дошкольника на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...