Методические рекомендации по проведению игр по развитию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков З. Дьенеша (Выступление на педсовете)
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)
Основой в работе с локами Дьеныша является методическое посоие Е.А. Носовой и Р.Л.Непомнящей " Логика и математика для дошкольноо вораста" где представлены четыри группы постепенно усложняющих игр и упражнений с логическими блоками:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению игр по развитию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков З. Дьенеша
(Выступление на педсовете)
Основой в работе с блоками Дьенеша является методическое пособие Е.А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками: — для развития умений выявлять и абстрагировать свойства — для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; — для развития действий классификации и обобщения; — для способности к логическим действиям и операциям. К набору блоков также прилагается методическое пособие «Давайте вместе поиграем» Авторы: Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, и демонстрационный материал, альбомы по возрастам: «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2»; «Лепим нелепицы», «Спасатели спешат на помощь», «В поисках затонувшего клада».
Систематическую работу с использованием логических блоков Дьенеша целесообразно начать с первой младшей группы. В этом возрасте в помощь к блокам используются альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети будут в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объѐмные. Прежде чем продолжить работу с детьми во второй младшей группе, необходимо установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Примерно ориентируясь на уровень развития ребенка предлагать ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагать предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – этосигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы.
Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих игр. Логические блоки являются незаменимым дидактическим материалом при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в индивидуальной и групповой работе. Логические блоки Дьенеша используются в различных видах деятельности: в образовательной деятельности, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях.
Работу с логическими блоками также можно проводить:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Так как формирование интеллектуально-творческих способностей идет через игру, то необходимо разнообразить приемы работы:
- приход сказочных героев, сюрпризность,
- разъяснение понятий и терминов,
- прием оживления или сопоставления с живым существом.
В организации совместной деятельности следует применять постановку проблемной ситуации, ставить обучающие и развивающие задачи. Проводя совместную деятельность, необходимо выступать равноправным партнером в общении с детьми.
Рассматривая возможности использования блоков Дьенеша в формировании представлений о геометрических фигурах, мы можем выделить следующие аспекты. Данное дидактическое пособие помогает закреплять представление детей о названиях фигур, способствует формированию умения выделять свойства фигур, сравнивать, обобщать, классифицировать опираясь на отличительные свойства фигур. Поскольку в логических блоках целенаправленно заложены разные свойства фигура, они позволяют формировать у детей умения оперировать сразу несколькими свойствами. Вариативность заданий, которые могут быть разработаны на основе данных блоков велика, в связи с чем работа по формированию представлений о геометрических фигурах с их использованием может быть интересной и продуктивной. Организация такой работы в условиях старшей группы дошкольного учреждения обуславливает необходимость выделения также педагогических условий, которые влияют на результативность данной работы.
Разрабатывая педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников в процессе использование логических блоков Дьенеша, мы выделили три основные направления, которые отражают организацию работы в современном дошкольном учреждении. Первое условие связано с организацией работы с детьми. Мы полагаем, что логические блоки Дьенеша будут способствовать формированию представлений у детей о геометрических фигурах если будет разработана система дидактических игр, заданий, непосредственной образовательной деятельности, направленной на формирование представлений о геометрических фигурах с использованием данных блоков. Все виды деятельности по формированию представлений о геометрических фигурах необходимо осуществлять в соответствии с календарным перспективным планированием, разработанным с учетом Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и особенностей данной возрастной группы.
Следующим условием является повышение уровня готовности педагогов к организации работы по формированию представлений о геометрических фигурах с помощью логических блоков Дьенеша. Формирование готовности педагогов включает в себя комплекс мероприятий обучающе-просветительского характера, в ходе которого у педагогов будут расширяться представления о методики ознакомления детей с геометрическими фигурами, формирование представлений о них, будут развиваться практически умения и навыки педагогов по использованию разных методов и приемов работы для формирования представлений о геометрических фигурах, будет осуществляться знакомство с дидактическим пособием Дьенеша и возможностями его использования для формирования представлений о геометрических фигурах.
Еще одним условием формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, позволяющей расширять и уточнять представления детей о геометрических фигурах, создавать возможность для самостоятельного изучения геометрических фигур, оперирования их свойствами в разных видах деятельности.
Работа по интеллектуально-творческому развитию будет в системе только при взаимодействии с семьей. Необходимо способствовать повышению педагогической грамотности родителей,помочь им овладеть необходимыми приемами работы блоками Дьенеша. Вначале необходимо провести родительское собрание, где представить презентацию по работе с блоками Дьенеша, оформить информативный материал по работе с логическими блоками. При необходимости провести индивидуальное консультирование родителей . Затем по мере перехода детей из одной возрастной группы в другую проводить совместную игровую деятельность, мастер-классы в соответствии с возрастными особенностями детей. Родители должны быть информированы, в какие игры с логическими блоками Дьенеша играет в настоящее время их ребенок. Это могут быть: «Практикум для родителей «Игры с блоками Дьенеша и их роль в интеллектуально-творческом развитии детей», мастер-класс «Город мечты» и т.п. В целях воспитания дружеских, партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса целесообразно проводить совместную деятельность. Например, совместная развивающая детско-взрослая игра «Путешествие в Сказочный лес» с использованием блоков Дьенеша.
Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуально-творческом развитии детей является актуальным, основанным на принципах поддержки разнообразия детства, личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия педагогов и детей, уважения личности ребенка, реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей дошкольного возраста. Благодаря интеграции обучающего материала в другие виды деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, двигательную, достигается возможность достигать целостности знаний, что позволяет совершенствовать образовательный процесс и оказывать комплексное воздействие на все направления развития ребенка.
Таким образом, мы установили, что логические блоки Дьенеша являются дидактическим материалов, помогающим эффективно формировать представления о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. Выделенные педагогические условия призваны обеспечить эффективность этого процесса.
Список литературы
- Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 5—6 лет./Н.И.Захарова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 272 с.
- Зивенко А.А. Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXI студ. междунар. заочной научно-практической конференции. – М.: «МЦНО». – 2016. – № 2 – С. 43–47.
- 3. Ильясова К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – № – С. 35–40.
- Игровой альбом « БлокиДьенеша для самых маленьких» ООО "Корвет, 2010- 14с.
- Лелявина Н.О. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша). Учебное пособие к логическим блокам Дьенеша для детей от 2 до 7 лет / Н.О. Лелявина, Б .Б. Филькенштейн.- Санкт-Петербург, 2013. – 46 с.
- Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии дошкольника дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – М.: Международный Образовательный Педагогический Колледж, 1995. – 144 с.
- Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизнера. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности"
В данной публикации представлен личный педагогический опыт по формированию геометрических представлений посредством продуктивной деятельности....

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно &ndash...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавлив...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень...
Проект "Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам использования блоков Дьенеша"
Проект направлен на развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»»
Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»Задачи:1. Способствовать развитию умения ориентироваться в пр...
