Интегрированное занятие в средней группе Тема: «Геометрические фигуры».
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Киселева Елена Михайловна

Задачи:

Обучающие

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их названиях;

- Учить называть и определять форму предметов;

- Учить употреблять в речи обобщающее наименование «геометрические фигуры»;

- Формировать лексико-грамматический строй речи (согласование существительных, прилагательных, числительных);

Развивающие

- Развивать мыслительные операции (анализ свойств объектов, распределение предметов в группы по форме), внимание (произвольное), память (слуховую и зрительную), речь (устную диалогическую);

- Развивать артикуляционный аппарат;

- Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные

- Вызвать интерес к профессии строителя;                                                                   

- Развивать способности детей к общению, закреплять правила поведения в коллективной игре;                                                                                                          

- Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

 

Материалы к занятию:

 

демонстрационный:

 

  • конверт с сообщением;
  • коробка «Заказ»
  • фланелеграф, с изображенным на нем города из геометрических фигур (120х60см);  
  • картинки - «жители города геометрических фигур»:
  • круг (диаметр 17 см),
  • прямоугольник (14х21см), овал (21х14см),
  • треугольник (18х20х18см),
  • квадрат (18см),                                                                                                                                 игрушечный телефон.

 

раздаточный:

 

  • карточки-схемы с различным  изображением домов (20х30см);
  • геометрический материал (картонные круги(23 шт.), квадраты(18 шт.), овалы(6 шт.), треугольники15 шт.), прямоугольники(24 шт.) красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, коричневого цвета);
  • предметные картинки для игры «Магазин» (10-20 шт.,7х7см), с изображением предметов круглой, овальной, треугольной, квадратной, прямоугольной форм: яблоко, яйцо, шарик, мячик, часы квадратной формы, конфета, буханка хлеба, треугольная косынка, салфетка, платочек и т д. 
  • индивидуальные тарелочки для геометрического материала;
  • листы картона для выкладывания индивидуального задания (20х30см).

 

 

 

Предварительная работа:

 

Раннее изученные темы: «Фрукты», «Овощи», «Части тела», «Игрушки»; знание названий цвета, размера (большой-маленький), количества предметов

 

 

 

 

Ход занятия:

 

  1. Введение в игровую ситуацию:

В. -Ребята, где мы с вами живем?

Д. –В России, в Ярославле.

В. -Ярославль-это город или деревня?

Д. –Ярославль - город.

В. -Чем деревня отличается от города?

Д. –В городе дома многоэтажные, а в деревне – одно- и двухэтажные.

     -В городе людей больше, чем в деревне.

     -Улицы в деревне узкие, их немного. В городе - широкие, их много.

      -В городе много разных машин.

      -В городе много магазинов, школ, детских садов, есть театры и кинотеатры.

В.  -В Ярославле строят новые дома?

Д. –Строят.

В. -Из чего их строят?

Д. - Из кирпичей, плит, дерева, глины.

В. - Кто строит дома?

Д. – Строители.

В. - Хотите побывать сегодня строителями?

Тогда, я предлагаю вам посетить загадочный город геометрических фигур. Готовы?

Д. –Да!

В. - Закрывайте глазки. А, я, скажу волшебное заклинание: «вокруг себя повернись, в городе волшебном очутись!»

Открывайте глазки (воспитатель подводит детей к фланелеграфу, на котором изображён город из геометрических фигур).

 

  1. Актуализация в данной ситуации:

В. - Рассмотрите внимательно город, Что вы видите?

Д. – Дома, деревья, солнышко, машину.

В. - Из чего построены предметы этого необычного города?

Д. – Из треугольников, кругов, овалов, прямоугольников, квадратов.

В.- Покажите на картине города треугольники, овалы, круги, квадраты, прямоугольники.

Как можно назвать двумя словами  треугольники, овалы, круги, квадраты, прямоугольники?

Д. - Геометрические фигуры.

В. - Ребята, а вы знаете, кто является самым главным человеком в городе?

Д. – Нет!

В. – Главный человек-это мэр города. Он отвечает за порядок в городе, следит за тем, чтобы людям жилось хорошо и спокойно. В городе геометрических фигур, куда мы с вами попали, тоже есть самый главный из всех фигур. Это - мэр города «Круг». Посмотрите на него (воспитатель показывает картинку).

Мэр «Круг» прислал срочное сообщение (воспитатель показывает конверт с сообщением), в котором обращается к вам с просьбой построить ещё несколько домов для города, а то, некоторым жителям негде жить. Он просит вас построить дома и предлагает карточки-схемы. Поможем?

Д. - Да!

В. – Садитесь за столы. Перед вами лежит карточка-схема и стоит тарелочка с геометрическими фигурками для постройки.

 

(примерные варианты карточек)

 

В. - Но, чтобы, наши пальчики, умело строили дома, надо их приготовить для работы,

 

(Выполняется пальчиковая гимнастика.)

 

«Помощники».

Вот помощники мои,                                              А другой давненько спит,                                           Их, как хочешь, поверни.                                        Кто у нас ещё шумит?

1,2,3,4,5.                                                                  Тише, тише, не шумите,

Не сидится им опять.                                             Пальчики не разбудите,  

Постучали, повертели                                            Утро ясное придёт.

И работать расхотели.                                           Солнце красное взойдет.

Этот пальчик хочет спать,                                     Станут птички распевать.

Этот пальчик прыг в кровать,                                Станут пальчики вставать.              

Этот рядом прикорнул,                                          Просыпайся, детвора,

Этот пальчик уж заснул,                                        За работу нам пора!                               

В. -Теперь, мы можем приниматься за строительство.

 

( Дети по карточкам-схемам строят дома, используя, индивидуальный геометрический материал. Деталей не хватает. Дети про это говорят.)

 

 

  1. Открытие детьми нового знания.

В. - Что случилось?

Д. -Не хватает фигур.

В. - Что же нам делать? Жители города геометрических фигур не смогут жить в таких домах. Давайте подумаем, ребята!

Д. – Можно купить детали.

В. –У нас нет денег.

Д. – Вырезать детали из бумаги.

В. – Но, у нас закончилась цветная бумага. А, новую мы ещё не приобрели.

Д. – Поменять детали местами и построить новые дома.

В. – Менять детали местами нельзя. Строить дома надо по схемам.

 

( После ответов детей, воспитатель предлагает свой вариант.)

 

В. - Когда на стройке заканчивается строительный материал, то делают заказ.

Мы звоним на базу геометрических фигур и делаем свой заказ.

Если мы сможем объяснить словами, что нам нужно, тогда привезут

необходимый материал, постройка получиться.   

 

(Воспитатель берёт телефон, эмитирует звонок.)

 

-Здравствуйте! Это база геометрических фигур? (Да!) У нас в детском саду №144 в группе «Гномик» закончились геометрические фигуры для постройки домов. Можно Вам сделать заказ? (Да!)

 

(Происходит передача трубки телефона от ребёнка к ребёнку. Каждый сообщает, что ему необходимо для постройки.)

Ответы детей:

-Мне нужен 1 жёлтый большой треугольник  и 1 красный маленький круг.

-Мне нужен 1 зелёный маленький квадрат и 1 синий маленький треугольник.

-Мне нужны 2 жёлтых больших круга и 1 зелёный маленький прямоугольник. И т.д.       

     

         (Раздаётся стук в дверь. Привезли коробку с фигурами.)

В. – Кто-то стучится к нам в дверь. Ребята, это привезли какую-то коробку!? Вы знаете, что в ней? Давайте, заглянем в неё. (Открывают коробку).

Д. – В ней лежат фигуры, которые мы просили нам привезти.

В. – Верно! Берите, кто что заказывал и заканчивайте свою постройку

 

Дети подходят к столу, проговаривают, что им надо, берут подходящие фигуры и заканчивают постройку.)

                                                                                                     

В. –Ну вот, дома готовы и мы можем подарить их жителям геометрического города. Но в гости чаще всего ходят с подарками или с сюрпризами. Я вам предлагаю посетить магазин и выбрать небольшие подарки для жителей города геометрических фигур.

Подойдите, ребята, к столу, посмотрите ,какие картинки здесь разложены (из серии «Магазин»).Выберите по одному -два предмета.

(На  столе, стоящем  рядом  с  фланелеграфом,где  изображён  город  геометрических  фигур, дети  раскладывают  получившиеся  дома  и  дарят жителям города свои подарки.

Д.- Круг любит все любит  круглое… Ему можно подарить яблоко, шарик… и т.д.

    -Треугольник любит … Ему можно подарить……

    -Квадрат любит… Ему можно подарить…

    -Овал любит… Ему можно подарить….

    -Прямоугольник любит… Ему можно подарить…

 

4.Воспроизведение типовой ситуации и включение в систему знаний:

 

В.- Ребята, а бы с вами могли жить в городе геометрических фигур?

Д.- Да!

В.- Найдите на нашем теле те части тела, которые похожи на геометрические фигуры.

Д. –Круглая голова, овальное туловище, треугольный нос, овальные уши.

 

В.- Наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в группу. Скажем вместе волшебные слова: «1,2,3, вокруг себя повернись и в группе нашей  очутись!

    -Мы снова находимся в нашей группе. Ребята, а нашу группу можно назвать городом геометрических фигур? Посмотрите вокруг. Какие по форме предметы вас окружают?

Д.- Мячи круглые, кубики квадратные, полка прямоугольная и т.д.

 

5.Итог занятия:   

В.- Где вы сегодня побывали?

Д.- Мы побывали в городе геометрических фигур.

В.- Вы там не заблудились и не растерялись, смогли выполнить все сложные задания. Как вы думаете, что помогло вам справиться со всеми трудностями?

Д.- Мы знаем названия геометрических фигур. Мы можем назвать форму предметов.

В.- Еще вы смогли построить дома для жителей города геометрических фигур, смогли выбрать и подарить им нужные подарки. Знаете, почему вам удалось выполнить все задания?

     Вам удалось все выполнить, потому что вы знаете названия геометрических фигур, умеете называть и определять форму предметов, смогли заказать для стройки необходимый материал и построить дома. Молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_geometricheskie_figuri.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в средней группе

Тема: «Геометрические фигуры».

Задачи:

Обучающие 

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их названиях;

- Учить называть и определять форму предметов;

- Учить употреблять в речи обобщающее наименование «геометрические фигуры»;

- Формировать лексико-грамматический строй речи (согласование существительных, прилагательных, числительных);

Развивающие

- Развивать мыслительные операции (анализ свойств объектов, распределение предметов в группы по форме), внимание (произвольное), память (слуховую и зрительную), речь (устную диалогическую);

- Развивать артикуляционный аппарат;

- Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные

- Вызвать интерес к профессии строителя;                                                                  

- Развивать способности детей к общению, закреплять правила поведения в коллективной игре;                                                                                                          

- Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

Материалы к занятию:

демонстрационный:

  • конверт с сообщением;
  • коробка «Заказ»
  • фланелеграф, с изображенным на нем города из геометрических фигур (120х60см);  
  • картинки - «жители города геометрических фигур»:
  • круг (диаметр 17 см),
  • прямоугольник (14х21см), овал (21х14см),
  • треугольник (18х20х18см),
  • квадрат (18см),                                                                                                                                 игрушечный телефон.

раздаточный:

  • карточки-схемы с различным  изображением домов (20х30см);
  • геометрический материал (картонные круги(23 шт.), квадраты(18 шт.), овалы(6 шт.), треугольники15 шт.), прямоугольники(24 шт.) красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, коричневого цвета);
  • предметные картинки для игры «Магазин» (10-20 шт.,7х7см), с изображением предметов круглой, овальной, треугольной, квадратной, прямоугольной форм: яблоко, яйцо, шарик, мячик, часы квадратной формы, конфета, буханка хлеба, треугольная косынка, салфетка, платочек и т д.  
  • индивидуальные тарелочки для геометрического материала;
  • листы картона для выкладывания индивидуального задания (20х30см).

Предварительная работа: 

Раннее изученные темы: «Фрукты», «Овощи», «Части тела», «Игрушки»; знание названий цвета, размера (большой-маленький), количества предметов

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию:

В. -Ребята, где мы с вами живем?

Д. –В России, в Ярославле.

В. -Ярославль-это город или деревня?

Д. –Ярославль - город.

В. -Чем деревня отличается от города?

Д. –В городе дома многоэтажные, а в деревне – одно- и двухэтажные.

     -В городе людей больше, чем в деревне.

     -Улицы в деревне узкие, их немного. В городе - широкие, их много.

      -В городе много разных машин.

      -В городе много магазинов, школ, детских садов, есть театры и кинотеатры.

В.  -В Ярославле строят новые дома?

Д. –Строят.

В. -Из чего их строят?

Д. - Из кирпичей, плит, дерева, глины.

В. - Кто строит дома?

Д. – Строители.

В. - Хотите побывать сегодня строителями?

Тогда, я предлагаю вам посетить загадочный город геометрических фигур. Готовы?

Д. –Да!

В. - Закрывайте глазки. А, я, скажу волшебное заклинание: «вокруг себя повернись, в городе волшебном очутись!»

Открывайте глазки (воспитатель подводит детей к фланелеграфу, на котором изображён город из геометрических фигур).

  1. Актуализация в данной ситуации:

В. - Рассмотрите внимательно город, Что вы видите?

Д. – Дома, деревья, солнышко, машину.

В. - Из чего построены предметы этого необычного города?

Д. – Из треугольников, кругов, овалов, прямоугольников, квадратов.

В.- Покажите на картине города треугольники, овалы, круги, квадраты, прямоугольники.

Как можно назвать двумя словами  треугольники, овалы, круги, квадраты, прямоугольники?

Д. - Геометрические фигуры.

В. - Ребята, а вы знаете, кто является самым главным человеком в городе?

Д. – Нет!

В. – Главный человек-это мэр города. Он отвечает за порядок в городе, следит за тем, чтобы людям жилось хорошо и спокойно. В городе геометрических фигур, куда мы с вами попали, тоже есть самый главный из всех фигур. Это - мэр города «Круг». Посмотрите на него (воспитатель показывает картинку).

Мэр «Круг» прислал срочное сообщение (воспитатель показывает конверт с сообщением), в котором обращается к вам с просьбой построить ещё несколько домов для города, а то, некоторым жителям негде жить. Он просит вас построить дома и предлагает карточки-схемы. Поможем?

Д. - Да!

В. – Садитесь за столы. Перед вами лежит карточка-схема и стоит тарелочка с геометрическими фигурками для постройки.

(примерные варианты карточек)

В. - Но, чтобы, наши пальчики, умело строили дома, надо их приготовить для работы,

(Выполняется пальчиковая гимнастика.)

«Помощники».

Вот помощники мои,                                              А другой давненько спит,                                           Их, как хочешь, поверни.                                        Кто у нас ещё шумит?

1,2,3,4,5.                                                                  Тише, тише, не шумите,

Не сидится им опять.                                             Пальчики не разбудите,  

Постучали, повертели                                            Утро ясное придёт.

И работать расхотели.                                           Солнце красное взойдет.

Этот пальчик хочет спать,                                     Станут птички распевать.

Этот пальчик прыг в кровать,                                Станут пальчики вставать.              

Этот рядом прикорнул,                                          Просыпайся, детвора,

Этот пальчик уж заснул,                                        За работу нам пора!                                

В. -Теперь, мы можем приниматься за строительство.

( Дети по карточкам-схемам строят дома, используя, индивидуальный геометрический материал. Деталей не хватает. Дети про это говорят.)

  1. Открытие детьми нового знания.

В. - Что случилось?

Д. -Не хватает фигур.

В. - Что же нам делать? Жители города геометрических фигур не смогут жить в таких домах. Давайте подумаем, ребята!

Д. – Можно купить детали.

В. –У нас нет денег.

Д. – Вырезать детали из бумаги.

В. – Но, у нас закончилась цветная бумага. А, новую мы ещё не приобрели.

Д. – Поменять детали местами и построить новые дома.

В. – Менять детали местами нельзя. Строить дома надо по схемам.

( После ответов детей, воспитатель предлагает свой вариант.)

В. - Когда на стройке заканчивается строительный материал, то делают заказ.

Мы звоним на базу геометрических фигур и делаем свой заказ.

Если мы сможем объяснить словами, что нам нужно, тогда привезут

необходимый материал, постройка получиться.  

 

(Воспитатель берёт телефон, эмитирует звонок.)

-Здравствуйте! Это база геометрических фигур? (Да!) У нас в детском саду №144 в группе «Гномик» закончились геометрические фигуры для постройки домов. Можно Вам сделать заказ? (Да!)

(Происходит передача трубки телефона от ребёнка к ребёнку. Каждый сообщает, что ему необходимо для постройки.)

Ответы детей:

-Мне нужен 1 жёлтый большой треугольник  и 1 красный маленький круг.

-Мне нужен 1 зелёный маленький квадрат и 1 синий маленький треугольник.

-Мне нужны 2 жёлтых больших круга и 1 зелёный маленький прямоугольник. И т.д.        

     

         (Раздаётся стук в дверь. Привезли коробку с фигурами.)

В. – Кто-то стучится к нам в дверь. Ребята, это привезли какую-то коробку!? Вы знаете, что в ней? Давайте, заглянем в неё. (Открывают коробку).

Д. – В ней лежат фигуры, которые мы просили нам привезти.

В. – Верно! Берите, кто что заказывал и заканчивайте свою постройку

Дети подходят к столу, проговаривают, что им надо, берут подходящие фигуры и заканчивают постройку.)

                                                                                                     

В. –Ну вот, дома готовы и мы можем подарить их жителям геометрического города. Но в гости чаще всего ходят с подарками или с сюрпризами. Я вам предлагаю посетить магазин и выбрать небольшие подарки для жителей города геометрических фигур.

Подойдите, ребята, к столу, посмотрите ,какие картинки здесь разложены (из серии «Магазин»).Выберите по одному -два предмета.

(На  столе, стоящем  рядом  с  фланелеграфом,где  изображён  город  геометрических  фигур, дети  раскладывают  получившиеся  дома  и  дарят жителям города свои подарки.

Д.- Круг любит все любит  круглое… Ему можно подарить яблоко, шарик… и т.д.

    -Треугольник любит … Ему можно подарить……

    -Квадрат любит… Ему можно подарить…

    -Овал любит… Ему можно подарить….

    -Прямоугольник любит… Ему можно подарить…

4.Воспроизведение типовой ситуации и включение в систему знаний:

В.- Ребята, а бы с вами могли жить в городе геометрических фигур?

Д.- Да!

В.- Найдите на нашем теле те части тела, которые похожи на геометрические фигуры.

Д. –Круглая голова, овальное туловище, треугольный нос, овальные уши.

В.- Наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в группу. Скажем вместе волшебные слова: «1,2,3, вокруг себя повернись и в группе нашей  очутись!

    -Мы снова находимся в нашей группе. Ребята, а нашу группу можно назвать городом геометрических фигур? Посмотрите вокруг. Какие по форме предметы вас окружают?

Д.- Мячи круглые, кубики квадратные, полка прямоугольная и т.д.

5.Итог занятия:    

В.- Где вы сегодня побывали?

Д.- Мы побывали в городе геометрических фигур.

В.- Вы там не заблудились и не растерялись, смогли выполнить все сложные задания. Как вы думаете, что помогло вам справиться со всеми трудностями?

Д.- Мы знаем названия геометрических фигур. Мы можем назвать форму предметов.

В.- Еще вы смогли построить дома для жителей города геометрических фигур, смогли выбрать и подарить им нужные подарки. Знаете, почему вам удалось выполнить все задания?

     Вам удалось все выполнить, потому что вы знаете названия геометрических фигур, умеете называть и определять форму предметов, смогли заказать для стройки необходимый материал и построить дома. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.

Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: «Геометрические фигуры».

Занятие по закреплению геометрических фигур и классификации их по различным признакам....

Занятие по математике в средней группе. Тема: «Геометрические фигуры»

Занятие по математике в средней группе.Тема: «Геометрические фигуры» Цели:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение с...

Занятие по ФЭМП в средней группе. Тема: «Геометрические фигуры. Закрепление»

МДОУ ЦРР детский сад № 4  «Золотой ключик»г.Константиновск, Ростовской области.Конспект НОД  по ФЭМП в средней группе.автор: Крюкова Светлана ЮрьевнаВоспитатель I квал...

План-конспект открытого занятия ФЭМП (средняя группа) Тема: "Геометрические фигуры. Счет до 5".

Интегрированное занятие.направлнное на формирование элементарных математических представлений...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Тема: «Геометрическая фигура цилиндр. Сравнение предметов по ширине»

Задачи:  учить сравнивать предметы по ширине, познакомить с геометрической фигурой цилиндром,  упражнять в счете до 5....