Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников
картотека по математике (старшая группа)
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Дидактические игры представляют собой разновидность игр с правилами, которые специально включаются в образовательный процесс с целью обучения и воспитания детей. Направленность дидактических игр определяется конкретной задачей, но вместе с тем они оказывают положительное влияние на воспитательный процесс и общее развитие детей.
Главная роль в обучающем воздействии отводится дидактическому материалу, игровым действиям, которые помогают организовать учебный процесс, управляя активностью детей и увлекая их.
Дидактическая игра имеет определенные отличия от игр в целом, а также от игровых форм занятий. Главное отличие дидактической игры от обычных игр заключается в обязательном участии в дидактической игре всех детей. Методика проведения дидактических игр, их содержание и правила построены таким образом, чтобы вызывать интерес к обучению у детей, у которых изначально такого интереса не было.
Структура дидактической игры сводится к следующему:
дидактическая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Дидактическая задача зависит от цели обучения. Ее формирование возложено на педагога и определяется им в соответствии с его обучающей деятельностью. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Реализуется дидактическая задача через игровые действия, которые составляют основу игры.
Чем больше разнообразия игровых действий представлено в игре, тем увлекательнее для детей процесс и тем большего успеха достигает педагог в решении дидактической задачи. Игровые действия отличаются между собой направленностью и отношением к участникам игры. В качестве примера можно привести ролевые действия, разгадывание загадок.
Дидактические игры условно можно разделить на несколько групп:
игры с цифрами и числами – обучение детей счету в прямом и обратном порядке с использованием карточек, решение математических задач через сказочные сюжеты;
игры, направленные на ориентирование в пространстве – расположение предметов в одной плоскости, в разных плоскостях, в разных положениях относительно друг друга, относительно стола. Эти игры позволяют наглядно продемонстрировать детям положение предметов в пространстве, способствует развитию пространственного мышления, помогают разобраться с такими понятиями, как слева, справа, сверху, снизу, впереди, сзади, далеко, близко.
игры с использованием геометрических фигур позволяют закрепить знания об их форме. В таких играх детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Также с использованием карточек по типу лото можно предлагать детям после демонстрации одной из карточек находить указанные геометрические фигуры на других карточках.
игры-путешествия – способствуют расширению детского кругозора, оказывают положительное воздействие на речевые и моторные навыки, учат счету (игры - ходилки);
игры, задействующие логическое мышление – игры, направленные на развитие нестандартного мышления детей. Пример: Найди лишний предмет, найди пропущенную фигуру, продолжи ряд, найти отличия [4].
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что математика выступает эффективным средством развития детей. Занятия математикой способствуют улучшению таких навыков, как память, речь, мышление, воображение. Развитие у детей дошкольного возраста математических способностей неразрывно связано с использованием дидактических игр. Они оказывают положительное воздействие на усвоение детьми учебного материала и облегчают процесс обучения.
Заключение
Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Список литературы
Белошистая А.В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. 320 с.
Бурханов К.Т. Практические занятия по формированию элементарных математических представлений в дошкольном учреждении // Вестник педагогического университета. Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2020. № 4 (4). С. 138-142.
Викторова Ю.А. Развитие вычислительной деятельности средствами математических игр детей старшего дошкольного возраста // The Scientific Heritage. 2020. № 55-4 (55). С. 12-15.
Коваленко Л.И. Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру // Вестник науки. 2020. № 5 (26). С. 24-27.
Метлина Л. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2023. 256 с.
Новикова В.П. Математика в детском саду: Сценарии занятий с детьми 6-7 лет ФГОС. М.: Мозаика-Синтез. 2022. 176 с.
Эргашева Г.Б. Дидактические требования к занятиям математикой в дошкольных учреждениях // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). С. 55-57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений старших дошкольников
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память...

План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Гузаеровой Флёры Талгатовны на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания нов...

Презентация «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности....

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...
