Конспект занятия по познавательному развитию "Пароль для Феи Математики".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Коханчук Тамара Николаевна

Закрепление пройденного матерала : счет, ориентировка в пространстве и на плоскости, знание геометрических фигур, решение логических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_parol_dlya_fei_matematiki.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

Занятия по познавательному развитию

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

«Пароль для Феи Математики».

                                                                                                                 Воспитатель                                                                                                                                                      Коханчук Тамара Николаевна

Санкт-Петербург,

2025 г.

Цель: закрепление знаний детей в прямом, обратном, порядковом счёте, знаний геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве, умения решать простые задачи.

Задачи:
- выявить полученные знания, представления и умения у детей подготовительной группы в счёте, знании геометрических фигур;
- совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
- закрепить умение соотносить цифру с числом;
- решать задачи на сложение и вычитание;
- закрепить названия дней недели, частей суток;
-закреплять умение ориентироваться в пространстве;
- развивать мыслительные операции: память, мышление, внимание;
- развивать социальные навыки умения работать в группе, в парах;
- содействовать формированию положительных взаимоотношений старших дошкольников в процессе общих дел;
- воспитывать у детей чувства сопереживания.

Оборудование: мольберт с нарисованным замком; яблони с яблоками, 2 корзинки; набор геометрических фигур на каждого ребёнка (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); мяч; красные и жёлтые смайлики; «тучки» и «солнышки»; набор цифр от 1 до 10; листы бумаги прямоугольной формы; письмо от Феи Математики, картинка с зашифрованными цифрами; карточки с паролем; ТСО (интерактивная доска, презентация).

Используемые технологии:

-Технология ИКТ: использование интерактивной доски, мультимедийная презентация;
-Здоровьесберегающая технология: смена двигательной активности;
-Личностно-ориентированные технологии: педагогическая поддержка, осуществление возможностей выбора, дающего ребёнку возможность проявить свою активность;
-Технология сотрудничества: работа в группе;
-Игровые технологии: игры, использование сюрпризных моментов.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам; отгадывание загадок; решение простых арифметических задач; графический диктант; игры с геометрическими фигурами.

Ход занятия.

Организационный момент.
Воспитатель с детьми заходят в зал.
На доске
слайд «Пароль для феи Математики».

В.: -Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Первым делом гоним лень.
На занятиях не скучать,
А работать и считать!
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Сюрпризный момент.

Слайд «Фея Математики».

В.: – Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям подготовительной группы. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам Фея Математика. В математическом Королевстве случилась беда. Злой волшебник закрыл меня в своём замке, а всех жителей королевства заколдовал – все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена, и все жители разучились считать.
Помогите нам, пожалуйста! Спасите меня и жителей моего королевства!
                                                                                         Фея Математики.»

Слайд «Злой волшебник и Королевство Математики».

В.: – Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Ответы детей.
Воспитатель показывает на мольберт, где висит большой замок.

В.: – Ребята, злой волшебник на двери замка повесил огромный замок. И чтобы его открыть, нам надо отправить Фее Математике пароль. Он очень сложный, он состоит из букв, их нам разрешат открыть феи леса после выполненных заданий. И только прочитав слово на замке, мы сможем побороть чары злого волшебника. Вы готовы к испытаниям?
Ответы детей.
В.: -Тогда в путь! Закройте глаза, повернитесь вокруг себя.
«Раз, два, три в волшебный лес ты попади».
Дети закрывают глаза, оборачиваются один раз вокруг себя, открывают глаза.

Слайд: Фея Противоположностей.

В.: -Ребята, мы попали на Лужайку, где живут Феи Противоположностей. И мы сможете продолжить свой путь, если выполним их задания.
Первое задание: надо назвать противоположные по значению слова.
Слайды с картинками.
•        Река широкая, а ручей…
•        Слон большой, а мышка…
•        Подушка мягкая, а камень…
•        Дерево высокое, а трава…
•        Лед холодный, а огонь…
•        Пол внизу, а потолок…
•        Было пасмурно, а стало…
•        Было темно, стало…
•        Было грустно, стало…
В.: -Второе задание:
«Ничего не говори, лишь руками покажи»:
-Высоко!
-Низко!
-Слева!
-Справа!
-Далеко!
-Близко!
-Широко!
-Узко!
В.:
 - Молодцы, ребята! Справились с заданием. Теперь мы сможем открыть первый знак для пароля.
Воспитатель на замке на мольберте открывает первый знак.
В.: -Дальше в путь! Закройте глаза, повернитесь вокруг себя.
«Раз, два, три, к другой Фее попади».
Дети закрывают глаза, оборачиваются один раз вокруг себя, открывают глаза.
Слайд: Феи Игры.
В.: -Ребята, мы попали к Фее Игр. Она нам предлагает нам поиграть с мячом и ответить на вопросы.
Воспитатель с детьми становится в круг.
 Игра с мячом «Не зевай, быстро отвечай».
-Какой сегодня день недели?
-Какой день недели был вчера?
-Какой день недели будет завтра?
-Сколько всего дней в неделе?
-Какой день идёт после четверга?
-Какой день идёт перед средой?
-Как называется пятый день недели?
-Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
-Как называются «выходные» дни недели?
     – Какое сейчас время суток: утро или день?
     – Какое время суток наступает после вечера?
– Какой сейчас месяц?
– Какой месяц в году самый короткий?
-Сколько дней в феврале?
       – Прямой счёт от1 до 5.
       - Обратный прямой счёт от 10 до 5.
       - Порядковый счёт от 1 до 5.
       - Обратный порядковый счёт от 10 до 5.    
       – Какое число при счёте стоит между числами 7 и 9?
       – Какое число при счёте, следует за числом 9?
       – «Соседи» числа 6?
       – Какое число надо прибавить к 4, чтобы получилось 5?
В.: -Молодцы, но нам надо выполнить еще одно задание Феи, только тогда мы сможем открыть следующий знак у пароля. Сядьте, пожалуйста, за столы.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5 –
Начинаем мы играть.
1, 2, 3, 4, 5 –
Мы закончили играть.
Игра с карандашами.
В.: -Перед вами лежат цветные карандаши. Положите перед собой синий карандаш, справа от него зелёный; слева от синего - фиолетовый; справа от зелёного – желтый, слева от фиолетового- коричневый, справа от жёлтого- красный.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
Слайд «Карандаши».
В.: -Положите карандаши в корзинки в центре стола.
Молодцы, ребята! Теперь мы можем открыть ещё один знак в пароль!
Воспитатель на замке на мольберт открывает второй знак.
В.: -Дальше в путь! Закройте глаза, и вместе скажем
«Раз, два, три, к другой Фее попади».

Дети закрывают глаза, открывают глаза.
Слайд: Фея Геометрических фигур.

В.: -Ребята, мы с вами попали к Фее Геометрических фигур, и теперь должны выполнить её задания.
Слайд «Геометрические фигуры».
Задание «Найдите лишнюю геометрическую фигуру».
В.: – Ребята, какие геометрические фигуры вы видите?
        - Как вы считаете, какая фигура лишняя и почему?
        - Сравните остальные фигуры, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
        -Каким словом мы можем назвать эти фигуры?
Ответы детей.
Слайды «5 геометрических фигур», «4 геометрические фигуры», «Овал».
Задание «Какая фигура спряталась?»
Дети смотрят на экран и по слайдам определяют, какая фигура «спряталась».
В.: -Ребята, перед следующим заданием мы поможем нашим глазкам. Слушайте внимательно и повторяйте движения глазами за мной.
Гимнастика для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторять ты не ленись!
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу!
В.: -Ребята, перед вами лежат листы бумаги и геометрические фигуры. Давайте назовем их (круги, квадраты, треугольник).
Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги.
Графический диктант:

В.:  -В центре листа расположите красный круг,
       В правом нижнем углу-
жёлтый квадрат,
       В левом верхнем углу-
синий квадрат,
       В правом верхнем углу-
коричневый круг,
       В левом нижнем углу-
красный треугольник.
       Между синим квадратом и красным треугольником-
зелёный круг,
       Над желтым квадратом-
красный квадрат.
Воспитатель обращается к 2-3 детям с вопросами:
-Где ты расположил красный круг?
-Какая фигура находится над жёлтым квадратом?
-Какая фигура расположена под синим квадратом?
В.: -Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.
Слайд с геометрическими фигурами.
В.: -Кто допустил ошибку, исправьте ее самостоятельно.
А теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Если вы правильно выполнили задание, поднимите веселый смайлик. Если допустили ошибку, грустный.
Дети поднимают смайлики.
В.: -Молодцы, ребята! Теперь мы можем открыть ещё один знак в пароле!
Воспитатель на замке на мольберт открывает третий знак.
Физкультминутка.

К феям в гости мы пришли,
З
амок мы с замком нашли.
Справа заглянули,
Слева заглянули,
И присели, и привстали,
И зайчонком поскакали,
Ручки наши разомнём,
И замочки отопрём.
В.: -Закройте глаза, повернитесь вокруг себя.
«Раз, два, три, к другой Фее попади».
Дети закрывают глаза, оборачиваются один раз вокруг себя, открывают глаза.
Слайд: Фея Цифр.
В.: -Ребята, мы в лесу попали к Фее Цифр. Смотрите, яблони. На их веточках много яблочек весит, тяжело им стоять. Ребята, поможем яблоням?
Ответы детей.
В.: -Рядом с яблонями стоят корзинки с цифрами. Сейчас (называю имена двоих детей) должны сорвать яблочки и разложить в корзинки так, чтобы количество яблок соответствовало цифре на корзинке.
Дети срывают яблоки и складывают в корзинки с цифрами 5 и 7. Воспитатель и дети пересчитывают количество яблок в каждой корзине.
В.: -Молодцы, ребята! Теперь мы можем открыть еще один знак в пароле!
Воспитатель на замке на мольберт открывает четвёртый знак.
В.: -Дальше в путь! Закройте глаза, повернитесь вокруг себя.
«Раз, два, три, к другой Фее попади».
Дети закрывают глаза, оборачиваются один раз вокруг себя, открывают глаза.
Слайд: Фея Задач.

В.: - Ребята, мы попали к Фее Задач, и чтобы она разрешила нам открыть следующий знак, мы должны решить её задачи.
Слайды с задачами (в стихах).
Дети смотрят на слайды и решают задачи.
Слайд «Вопросы».
Устные задачи на слух без картинок.
1.Пять цветочков у Наташи
  И еще два дал ей Саша.
  Кто тут сможет посчитать,
  Сколько будет два и пять? (7).

2.Два пирожка лежало в миске.
  Один пирожок взяла Лариска,
  Еще один стащила киска.
  А сколько же осталось в миске? (0)

3.У нашей кошки пять котят,
  В лукошке рядышком сидят.
 А у соседской кошки - два!
 Помогите сосчитать,
 Сколько будет пять и два? (7)

4.Пять синиц на ветку сели,
  Одна ещё к ним прилетела.
  Отвечайте быстро, смело,
  Сколько всех их прилетело? (6)

В.: -Молодцы, ребята! Фея задач разрешает открыть еще один знак в пароле!
Воспитатель на замке на мольберт открывает пятый знак.
В.: – Ребята, вот мы и узнали пароль замка. Теперь Фея Математики сможет освободиться и расколдовать Математическое Королевство, а злого Волшебника она превратит в Доброго Волшебника. Давайте прочитаем пароль.
Дети читают.
Слайд «Королевство Математики».

В.: - Ребята, вот и закончилось наше путешествие.

Слайд «Возвращение в детский сад».
 Рефлексия деятельности.
        -Чем мы сегодня занимались на занятии?
        -Кого мы встретили в нашем путешествии?
        -Что вам больше всего понравилось?

Слайд «Солнышки и тучки».
 «Наше настроение».
В.: -Ребята, если вам понравилось наше путешествие, возьмите, пожалуйста, солнышки, если было трудно выполнять задания и было скучно- тучки.
Дети берут со столика «солнышки» либо «тучки».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности (математике) в форме игры «Буратино и его друзья»

Занятие по познавательной деятельности разработано для организации образовательной деятельности детей подготовительного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «В гости к Математике»

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: "В гости к Математике"...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Страна математика"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Страна математика"...

Конспект занятия по познавательному развитию логика и математика .«Длиннее – короче , геометрические фигуры. Пространственное отношение : справа – слева .»

Направление развития: Познавательное. Логика и математика . «Длиннее  – короче , геометрические фигуры. Пространственное отношение : справа – слев...

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в средней группе "Царица математики"

Задачи:- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счета в пределах 5;- формировать представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь;- закрепить ...

Конспект занятия по познавательному развитию "Письма королевы математики"

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы...

Конспект занятия по познавательному развитию "Письмо королевы математики"

Итоговое занятие по математике в старшей группе (5-6 лет)...