СЦЕНАРИЙ НОД «Сравнение по массе» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ НОД «Сравнение по массе» («Познавательное развитие»)
в подготовительной к школе группе
Тема: Сравнение по массе.
Цель и задачи:
1) Уточнить представление о массе как свойстве предмета,
характеризующем его тяжесть;
2) Познакомить с новым способом сравнения предметов по массе – с
помощью чашечных весов;
3) Закрепить умение составлять по картинкам анализировать и решать
простейшие задачи на сравнение массы предметов, фиксировать
условия задачи с помощью схемы;
4) Сформировать опыт работы в паре, формулирования простейших
умозаключений, выполнения действий с комментированием,
самопроверки по образцу.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
Чашечные весы.
СМАРТ доска, ПК.
Раздаточный:
Коробки с разными наполнителями.
Рабочие тетради, карандаши цветные, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в
познавательную деятельность.
Собираю детей около себя.
— Любите ли вы свой детский сад?
— Что вам больше всего нравится в нашем садике?
Ребята, а вы знаете, что в районе, около озера, построили большой
современный сад «Газовичок» с бассейном, спортивным залом, живым
уголком.
Коллектив детского сада готовится к переезду. Все вещи — постельное
белье, игрушки, книги, посуду, инструменты — сложили в коробки для того,
чтобы перевезти на новое место. Заведующая просит нас помочь погрузить
коробки в машины.
— Хотите помочь?
2. Актуализация знаний.
Игра «Тяжелые ящики».
Дидактические задачи: уточнить понимание слов «тяжелый», «легкий»;
актуализировать умение выделять и называть свойства предметов;
сформировать опыт работы в паре.
Посмотрите на столы. на них — коробки с вещами.
— Чем различаются коробки? (Цветом.)
— Чем они похожи? (Формой и размером.)
Одна коробка легкая, а другая — тяжелая и каждый из вас понесет в машину
по одной коробке.
— Как вы думаете, какую коробку должен нести мальчик, а какую —
девочка? (Мальчик должен нести более тяжелую коробку, а девочка — более
легкую.)
Разбейтесь на пары, в которой будут мальчик и девочка, и подойдите к этому
столу.
— Выберите себе коробки.
Дети начинают манипулировать с коробками.
— Коробку какого цвета понесет мальчик (девочка)? (Например, мальчик
понесет зеленую, а девочка — красную коробку.)
— Почему? (Потому что зеленая коробка тяжелее, чем красная.) - Несите и складывайте в машину.
3. Затруднение в игровой ситуации
Игра «Кто тяжелее».
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для
формирования представлений о способе сравнения предметов по массе с
помощью весов; сформировать опыт под руководством воспитателя
фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Ребята, определите кто из вас тяжелее?
Возникает затруднение, т.к. известный детям способ не подходит.
— Смогли вы определить, кто из вас тяжелее? (Нет.)
— Почему не смогли? (Потому что не знаем способа.)
— Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать способ, с помощью которого
можно будет определить, какой предмет тяжелее, а какой — легче.)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи: уточнить представления о массе как свойстве
предмета, характеризующем его тяжесть; познакомить с новым способом
сравнения предметов по массе – с помощью чашечных весов; закрепить
способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю
себя по образцу».
— Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, спросить у того, кто
знает, придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.) - Попробуйте придумать самостоятельно.
Если никто из детей не предложит использовать весы, то задаю детям вопрос:
— Что есть на вашем участке в детском саду? (Горка, песочница.)
— А качели есть на вашем участке? Если нет, то как они выглядят?
Дети должны описать качели. После рассказа детей уточняю, что на участке
есть качели, на которых можно качаться только вдвоем.
— Удобно ли будет качаться, если на качели сядет ребенок и воспитатель?
(Неудобно.)
— Почему? (Потому что воспитатель все время будет перевешивать
ребенка.) - В этом случае говорят, что масса воспитателя больше массы ребенка.
— Как же можно узнать, какой предмет тяжелее, т.е. сравнить по массе два
предмета? (Можно положить их на качели, т.е. на весы, и посмотреть, какой
предмет перевешивает.)
Ставлю на стол весы. На одну чашу кладу зеленый коробок, на другую —
красный.
— Какой коробок имеет большую массу? (Зеленый, потому что он
перевесил.)
Воспитатель подводит итог: для того чтобы сравнить по массе два
предмета, надо один предмет положить на одну чашку весов, а другой — на
другую. Тот предмет, который перевешивает, имеет большую массу.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1 Игра «Где больше?»
Дидактические задачи: сформировать опыт сравнения предметов по массе
с помощью весов.
В детском саду встречаются поломки, и тогда бывает необходимо эти
поломки устранить. Вот шуруп, с помощью шурупа скрепляются разные
(металлические, деревянные, …) детали. Какие?
У меня две одинаковые коробки. В них находятся совершенно одинаковые
шурупы. В одной – 10, а в другой – 8. Открывать коробки нельзя. - Как определить, в какой коробке 10, а в какой – 8 шурупов?
Рассуждая, дети приходят к выводу, что надо положить коробки на весы.
Та коробка, которая перевесит, имеет большую массу. Значит, в ней
шурупов больше. - Давайте проверим. Выходят двое детей. Сравнивают по массе коробки –
взвешивают на весах. А затем пересчитывают шурупы.
5.2 Работа в учебнике-тетради № 2, с. 44.
«Обведи картинку под красной чертой, на которой весы находятся в
исправном состоянии».
Дидактические задачи: тренировать умение сравнения предметы по массе
с помощью весов; сформировать опыт рассуждения, формулирования
простейших умозаключений.
Дети садятся за столы и открывают тетрадь по закладке на странице 44. - Рассмотрите картинку. В новом детском саду есть живой уголок. В нем
живут черепаха и 2 мышки.
— Как вы думаете, кто тяжелее, черепаха или мышка?
Рассуждая, дети приходят к выводу, что черепаха тяжелее, потому что ее
уравновешивают 2 мышки. - Рассмотрите картинки, расположенные под красной чертой. В детском саду
было несколько весов. На каждые из них размещали черепаху и мышку, и все
весы вели себя по-разному. А надо найти те, которые исправны – показывают
верно.
— Рассмотрите первую картинку.
— Что показывают весы? (Что масса черепахи и мышки одинакова.)
— Правильные ли эти весы? (Нет.)
— Почему?
— Обведите картинку, на которой весы находятся в исправном состоянии.
— Какую картинку вы обвели? (Третью.)
— Почему?
Физминутка.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей. - Предлагаю совершить экскурсию по саду. Выходите ко мне.
В круг широкий, вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём. (2 раза)
5.3 Работа в учебнике-тетради № 3, с. 44.
«Составь задачи. «Одень» схемы и запиши решения.»
Дидактические задачи: уточнить представление о сравнении предметов по
массе; закрепить умение составлять по картинкам, анализировать и решать
простейшие задачи на сравнение масс предметов; фиксировать условия
задачи с помощью схемы; сформировать опыт выполнения действий с
комментированием, самопроверки по образцу.
Посмотрите Задание 3, рассмотрите картинки. Это фотографии, которые
были сделаны в новом детском саду. - Придумайте задачу по первой фотографии. Задача может звучать так: «На
одну чашу весов положили 5 яблок, на другую – 5 груш. Сколько всего
фруктов положили на весы?» - Давайте «оденем» схему. - Что в задаче известно? (Части, одна часть 5 и другая часть 5)
Дети печатают цифры под маленькими отрезками. - Что нужно узнать? (Целое)
Дети пишут знак вопроса над большим отрезком. - Как найти целое, если известны части? (Надо части сложить, те к 5
прибавить 5, получится 10.)
Дети печатают решение в клетках. - Почему весы находятся в равновесии. (Потому что масса яблок равна массе
груш)
Вторая задача может звучать так: «На качелях качались два мальчика и 3
девочки. Сколько всего детей качалось на этих качелях?»
Дети комментируют свои действия. - Сначала одеваем схему. В задаче известны части – это 2 и 3.Печатаем
цифры под маленькими отрезками. В задаче нужно найти целое. Пишем знак
вопроса над большим отрезком. Для того, чтобы найти целое, надо сложить
части, 2+3 =5
После выполнения задания всеми детьми воспитатель рисует на доске
образец.
2+3=5
6. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления
собственной деятельности, фиксации достижения запланированного
результата и условий, которые позволили его достичь.
Собираю детей около себя.
— У кого в гостях вы сегодня побывали?
— Что вам было наиболее интересно?
— Какие новые знания дали вам возможность погрузить вещи в машину,
определить, кто из зверушек тяжелее? (для того чтобы сравнить по массе
два предмета, надо один предмет положить на одну чашку весов, а другой
— на другую. Тот предмет, который перевешивает, имеет большую массу.)
В свободное время дети работают с весами, сравнивая по массе различные
предметы.
Пальчиковая гимнастика+алгоритмика
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
пальчиками обеих рук.
Шел неспешно, по привычке,
пальчиками обеих рук по столу.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
— Ох!
И ушел.
Газон засох.
Удары по столу пальчиками.
Левая
начинает с мизинца,
Правая - с большого пальца.
Беспорядочные удары по столу
«Шагают» средним и указательным
Ритмично ударяют то ладонями, то
кулачками, то по столу.
Часто и ритмично бьют в ладоши.
Один хлопок.
Ритмичные хлопки по столу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»
Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...

Сценарий открытого показа игры-викторины в подготовительной к школе группе " Мы - будущие ученики!"( в рамках преемственности для учителей начальной школы)
Сценарий открытого показа игры-викторины в подготовительной к школе группе " Мы - будущие ученики!"( в рамках преемственности для учителей начальной школы)...

Сценарий выпускного праздника «День непослушания» в подготовительной к школе группы «Солнышко» 2018г.. Школа 2075.
Сегодня волненье сдержать невозможно!Последний наш праздник в детском саду!На сердце моем и тепло и тревожно,Ведь выросли дети и в школу идут....

Методическая разработка сценария музыкально- спортивного досуга с детьми подготовительной к школе группы и педагогов группы «Взрослые и дети».
Сценарий включает в себя упражнения, игры,эстафеты для совместного проведения детей и взрослых на веселом музыкально-спортивном досуге "Взрослые и дети ". Праздник стал традиционным в конце ...

Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы «Школа молодого бойца» 2023 г.
Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы«Школа молодого бойца»...

Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы «Школа молодого бойца»
Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы«Школа молодого бойца»...

Технологическая карта занятия "Масса" в подготовительной к школе группе
Цель : Закрепление представлений о массе предметов (ракушек) путем сравнения их на чашечных весах, с помощью сериационного рядаЗадачи занятия:образовательные задачи:сравнивать предметы по массе и стро...
