СЦЕНАРИЙ НОД «Сравнение по массе» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Галимзянова Резеда Иреговна

НОД по познавательному развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_po_masse.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

                     

СЦЕНАРИЙ НОД «Сравнение по массе» («Познавательное развитие»)

в подготовительной к школе группе

Тема: Сравнение по массе.

Цель и задачи:  

1) Уточнить представление о массе как свойстве предмета,

характеризующем его тяжесть;

2) Познакомить с новым способом сравнения предметов по массе – с

помощью чашечных весов;  

3) Закрепить умение составлять по картинкам анализировать и решать

простейшие задачи на сравнение массы предметов, фиксировать

условия задачи с помощью схемы;  

4) Сформировать опыт работы в паре, формулирования простейших

умозаключений, выполнения действий с комментированием,

самопроверки по образцу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

 Чашечные весы.

 СМАРТ доска, ПК.

Раздаточный:  

 Коробки с разными наполнителями.

 Рабочие тетради, карандаши цветные, простой карандаш.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в

познавательную деятельность.

Собираю детей около себя.

— Любите ли вы свой детский сад?

— Что вам больше всего нравится в нашем садике?

Ребята, а вы знаете, что в районе, около озера, построили большой

современный сад «Газовичок» с бассейном, спортивным залом, живым

уголком.

Коллектив детского сада готовится к переезду. Все вещи — постельное

белье, игрушки, книги, посуду, инструменты — сложили в коробки для того,

чтобы перевезти на новое место. Заведующая просит нас помочь погрузить

коробки в машины.

— Хотите помочь?

2. Актуализация знаний.

Игра «Тяжелые ящики».

Дидактические задачи: уточнить понимание слов «тяжелый», «легкий»;

актуализировать умение выделять и называть свойства предметов;

сформировать опыт работы в паре.

Посмотрите на столы. на них — коробки с вещами.

— Чем различаются коробки? (Цветом.)

— Чем они похожи? (Формой и размером.)

Одна коробка легкая, а другая — тяжелая и каждый из вас понесет в машину

по одной коробке.

— Как вы думаете, какую коробку должен нести мальчик, а какую —

девочка? (Мальчик должен нести более тяжелую коробку, а девочка — более

легкую.)

Разбейтесь на пары, в которой будут мальчик и девочка, и подойдите к этому

столу.

— Выберите себе коробки.

Дети начинают манипулировать с коробками.

— Коробку какого цвета понесет мальчик (девочка)? (Например, мальчик

понесет зеленую, а девочка — красную коробку.)

— Почему? (Потому что зеленая коробка тяжелее, чем красная.) - Несите и складывайте в машину.

3. Затруднение в игровой ситуации

Игра «Кто тяжелее».

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для

формирования представлений о способе сравнения предметов по массе с

помощью весов; сформировать опыт под руководством воспитателя

фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Ребята, определите кто из вас тяжелее?

Возникает затруднение, т.к. известный детям способ не подходит.

— Смогли вы определить, кто из вас тяжелее? (Нет.)

— Почему не смогли? (Потому что не знаем способа.)

— Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать способ, с помощью которого

можно будет определить, какой предмет тяжелее, а какой — легче.)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи: уточнить представления о массе как свойстве

предмета, характеризующем его тяжесть; познакомить с новым способом

сравнения предметов по массе – с помощью чашечных весов; закрепить

способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю

себя по образцу».

— Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, спросить у того, кто

знает, придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.) - Попробуйте придумать самостоятельно.  

Если никто из детей не предложит использовать весы, то задаю детям вопрос:

— Что есть на вашем участке в детском саду? (Горка, песочница.)

— А качели есть на вашем участке? Если нет, то как они выглядят?

Дети должны описать качели. После рассказа детей уточняю, что на участке

есть качели, на которых можно качаться только вдвоем.

— Удобно ли будет качаться, если на качели сядет ребенок и воспитатель?

(Неудобно.)

— Почему? (Потому что воспитатель все время будет перевешивать

ребенка.) - В этом случае говорят, что масса воспитателя больше массы ребенка.

— Как же можно узнать, какой предмет тяжелее, т.е. сравнить по массе два

предмета? (Можно положить их на качели, т.е. на весы, и посмотреть, какой

предмет перевешивает.)

Ставлю на стол весы. На одну чашу кладу зеленый коробок, на другую —

красный.

— Какой коробок имеет большую массу? (Зеленый, потому что он

перевесил.)

Воспитатель подводит итог: для того чтобы сравнить по массе два

предмета, надо один предмет положить на одну чашку весов, а другой — на

другую. Тот предмет, который перевешивает, имеет большую массу.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1 Игра «Где больше?»

Дидактические задачи: сформировать опыт сравнения предметов по массе

с помощью весов.

В детском саду встречаются поломки, и тогда бывает необходимо эти

поломки устранить. Вот шуруп, с помощью шурупа скрепляются разные

(металлические, деревянные, …) детали. Какие?

У меня две одинаковые коробки. В них находятся совершенно одинаковые

шурупы. В одной – 10, а в другой – 8. Открывать коробки нельзя. - Как определить, в какой коробке 10, а в какой – 8 шурупов?

Рассуждая, дети приходят к выводу, что надо положить коробки на весы.

Та коробка, которая перевесит, имеет большую массу. Значит, в ней

шурупов больше. - Давайте проверим. Выходят двое детей. Сравнивают по массе коробки –

взвешивают на весах.   А затем пересчитывают шурупы.

5.2 Работа в учебнике-тетради № 2, с. 44.  

«Обведи картинку под красной чертой, на которой весы находятся в

исправном состоянии».

Дидактические задачи: тренировать умение сравнения предметы по массе

с помощью весов; сформировать опыт рассуждения, формулирования

простейших умозаключений.  

Дети садятся за столы и открывают тетрадь по закладке на странице 44. - Рассмотрите картинку. В новом детском саду есть живой уголок. В нем

живут черепаха и 2 мышки.

— Как вы думаете, кто тяжелее, черепаха или мышка?

Рассуждая, дети приходят к выводу, что черепаха тяжелее, потому что ее

уравновешивают 2 мышки. - Рассмотрите картинки, расположенные под красной чертой. В детском саду

было несколько весов. На каждые из них размещали черепаху и мышку, и все

весы вели себя по-разному. А надо найти те, которые исправны – показывают

верно.

— Рассмотрите первую картинку.

— Что показывают весы? (Что масса черепахи и мышки одинакова.)

— Правильные ли эти весы? (Нет.)

— Почему?

— Обведите картинку, на которой весы находятся в исправном состоянии.

— Какую картинку вы обвели? (Третью.)

— Почему?

Физминутка.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей. - Предлагаю совершить экскурсию по саду. Выходите ко мне.

В круг широкий, вижу я.

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,  

В центре круга соберёмся,  

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И опять играть начнём. (2 раза)

5.3 Работа в учебнике-тетради № 3, с. 44.

«Составь задачи. «Одень» схемы и запиши решения.»

Дидактические задачи: уточнить представление о сравнении предметов по

массе; закрепить умение составлять по картинкам, анализировать и решать

простейшие задачи на сравнение масс предметов; фиксировать условия

задачи с помощью схемы; сформировать опыт выполнения действий с

комментированием, самопроверки по образцу.

Посмотрите Задание 3, рассмотрите картинки. Это фотографии, которые

были сделаны в новом детском саду. - Придумайте задачу по первой фотографии. Задача может звучать так: «На

одну чашу весов положили 5 яблок, на другую – 5 груш. Сколько всего

фруктов положили на весы?» - Давайте  «оденем» схему. - Что в задаче известно? (Части, одна часть 5 и другая часть 5)

Дети печатают цифры под маленькими отрезками. - Что нужно узнать? (Целое)

Дети пишут знак вопроса над большим отрезком. - Как найти целое, если известны части? (Надо части сложить, те к 5

прибавить 5, получится 10.)

Дети печатают решение в клетках. - Почему весы находятся в равновесии. (Потому что масса яблок равна массе

груш)

Вторая задача может звучать так: «На качелях качались два мальчика и 3

девочки. Сколько всего детей качалось на этих качелях?»

Дети комментируют свои действия. - Сначала одеваем схему. В задаче известны части – это 2 и 3.Печатаем

цифры под маленькими отрезками. В задаче нужно найти целое. Пишем знак

вопроса над большим отрезком. Для того, чтобы найти целое, надо сложить

части, 2+3 =5

После выполнения задания всеми детьми воспитатель рисует на доске

образец.

2+3=5

6. Осмысление (итог) занятия.

Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления

собственной деятельности, фиксации достижения запланированного

результата и условий, которые позволили его достичь.

Собираю детей около себя.

— У кого в гостях вы сегодня побывали?

— Что вам было наиболее интересно?

— Какие новые знания дали вам возможность погрузить вещи в машину,

определить, кто из зверушек тяжелее?  (для того чтобы сравнить по массе

два предмета, надо один предмет положить на одну чашку весов, а другой

— на другую. Тот предмет, который перевешивает, имеет большую массу.)

В свободное время дети работают с весами, сравнивая по массе различные

предметы.

Пальчиковая гимнастика+алгоритмика

Раз, два, три, четыре, пять,          

Вышел дождик погулять.                  

пальчиками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,              

пальчиками  обеих рук по столу.

А куда ему спешить?                                        

Вдруг читает на табличке:                

«По газону не ходить!»                        

Дождь вздохнул тихонько:                  

— Ох!                                                      

И ушел.                                                    

Газон засох.

Удары по столу пальчиками.  

Левая    

начинает с мизинца,  

Правая -   с большого пальца.

Беспорядочные удары по столу        

«Шагают» средним и указательным

Ритмично ударяют то ладонями, то

кулачками, то по столу.

Часто и ритмично бьют в ладоши.

Один хлопок.

Ритмичные хлопки по столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»

Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...

Сценарий открытого показа игры-викторины в подготовительной к школе группе " Мы - будущие ученики!"( в рамках преемственности для учителей начальной школы)

Сценарий открытого показа игры-викторины в подготовительной к школе группе  " Мы - будущие ученики!"( в рамках преемственности для учителей  начальной школы)...

Сценарий выпускного праздника «День непослушания» в подготовительной к школе группы «Солнышко» 2018г.. Школа 2075.

Сегодня волненье сдержать невозможно!Последний наш праздник в детском саду!На сердце моем и тепло и тревожно,Ведь выросли дети и в школу идут....

Методическая разработка сценария музыкально- спортивного досуга с детьми подготовительной к школе группы и педагогов группы «Взрослые и дети».

Сценарий включает в себя упражнения, игры,эстафеты для совместного проведения детей и взрослых на веселом музыкально-спортивном досуге "Взрослые и дети ". Праздник стал традиционным в конце ...

Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы «Школа молодого бойца» 2023 г.

Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы«Школа молодого бойца»...

Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы «Школа молодого бойца»

Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы«Школа молодого бойца»...

Технологическая карта занятия "Масса" в подготовительной к школе группе

Цель : Закрепление представлений о массе предметов (ракушек) путем сравнения их на чашечных весах, с помощью сериационного рядаЗадачи занятия:образовательные задачи:сравнивать предметы по массе и стро...