Дополнительная образовательная программа интеллектуально-развивающей направленности для детей 5-6 лет "Юный гений"
рабочая программа (старшая группа)

Логико-математические игры являются многофункциональным математическим пособием. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря этим играм, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Незабудка»

Дополнительная

образовательная программа

интеллектуально-развивающей направленности

для детей 5-6 лет

«Юный гений»

Автор-составитель

воспитатель МАДОУ «ДС №7 «Незабудка»

Невзорова Юлия Викторовна

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик неискушенных взрослых.  

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей.

Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича, «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уголки» являются многофункциональным математическим пособием. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря этим играм, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Цель: развитие умственных способностей дошкольников в комфортной среде.

Задачи:

Обучающие: познакомить с принципом окраски палочек, с соотношениями цвет – длинна – число; продолжать учить детей «читать» схему, «кодировку» фигуры; учить детей работать с двумя «кругами Эйлера», выделять в обручах область пересечения; учить детей «кодировать» и «декодировать» фигуры.

Развивающие: развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение; познавательные процессы (восприятие, внимание, память,                          воображение); мелкую моторику рук и глазомер; творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

 Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм. Формировать стремление доводить дело до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

         - наглядность (наличие дидактических материалов);

         - демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);

          - научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);

          - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);

         Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

         В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

         Организационно-методическое обеспечение программы

         Программа рассчитана на 1 год по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут.

Численность детей одной подгруппы – 10 человек. Возраст детей от 5 до 6 лет.

         Формы и методы занятий

         Формы организации игровых занятий различные: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физкультурных пауз.

         В зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей детей используются следующие методы:

         - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

         - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

         - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);

         -исследовательский (самостоятельная творческая работа).

         В зависимости от формы организации деятельности используются методы:

         - фронтальный (одновременно со всей подгруппой);

         - индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

         - групповой (работа в парах);

         - индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

         Техническое оснащение занятий

         Для игровых занятий необходимо иметь:

         - «наборы палочек Кюизенера» -  1 коробка на 1 ребёнка;

         - «блоки Дьенеша»  - 1 коробка на 1 ребёнка;

         - «Сложи квадрат» -  по 1 комплекту на каждого ребенка;

         - «Уголки» - 1 коробка на 1 ребёнка;

         - «Сложи узор» - 1 коробка на 1 ребёнка;

         - кораблик «Брызг - брызг» - 1 кораблик на 1 ребёнка;

         - «Восьмёрка - 2» - 1 комплект на 1 ребёнка;

         - «Двухцветный квадрат» - 1 комплект на 1 ребёнка.

Учебный план работы интеллектуально-развивающего кружка «Юный гений» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ

Знакомство с дидактическим материалом и правилом его использования. Самостоятельное творчество. Наблюдение за развитием интереса к играм.

ОКТЯБРЬ

1

Знакомство с блоками Дьенеша. «Найди клад», (самостоятельные игры)

Развивать умения выявлять в предметах, абстрагировать и называть, цвет, форму, размер. Развивать творческое воображение, комбинаторные способности.

2

Знакомство с палочками Кюизенера.  «Строим лесенку» (самостоятельные игры)

Дать знания о соответствии цвета палочки - числу. Развивать творческое воображение, комбинаторные способности.

3

Блоки Дьенеша «Автотрасса», «Угадайка»

Развитие умения выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.  Продолжать знакомить с символами свойств геометрических фигур; учит читать знаки-символы.

4

Палочки Кюизенера «Выкладываем из палочек»

Учить работать со схемой, выкладывать палочки на изображение

НОЯБРЬ

1

Блоки Дьенеша «Найди пару», «Зарисуй свойства»

Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти. Учить кодировать (декодировать) фигуру.

2

Палочки Кюизенера «Улица разноцветных палочек», «Построй по порядку»

Знакомство с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношениями цвет – длин – число.  Закрепить знания детей о соответствии цвета палочки - числу, и порядковом счете.

3

Блоки Дьенеша Логические кубики «Садовники»

Знакомство с карточками отрицаниями свойств. Учить замещать, наглядно моделировать, кодировать и декодировать.

4

Палочки Кюизенера «Заселим числовые домики», «Цифры»

Продолжать закреплять умение знания детей о соответствии цвета палочки - числу. Учить выкладывать состав числа в пределе 10, используя счетные палочки. Развивать умение работать со схемой. Различные способы сравнения по длине («наложение», «приложение», «на глаз»)

ДЕКАБРЬ

1

Блоки Дьенеша «Угощение для медвежат», «Житейские истории №1»

Развивать умение сравнивать предметы по одному-четырём свойствам, подвести к пониманию отрицания свойства.  Закреплять умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов. Продолжать учить детей «читать» схему, «кодировку» фигур.

2

Палочки Кюизенера «Буквы», «Выкладываем слово»

Развивать умение работать со схемой. Различные способы сравнения по длине («наложение», «приложение», «на глаз»). Декодирование (по цифре найти цвет палочки). Выкладывание слов по схеме.

3

Блоки Дьенеша «Украсим ёлочку», «Житейские истории №2»

Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства; умение читать схему; закреплять навыки порядкового счёта.  Закреплять умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов. Продолжать учить детей «читать» схему, «кодировку» фигур.

4

Палочки Кюизенера «Расколдуй сказку»

Учить устанавливать связь между числом и цветом палочки. Освоение операции «декодирование».

ЯНВАРЬ

1

Блоки Дьенеша «Я загадаю, вместе отгадаем»

Закреплять умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) предметов. Продолжать учить детей «читать» схему, «кодировку» фигуры.

2

Палочки Кюизенера «Продолжи узор», «Выложи из палочек»

Учить видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней. Учить воспроизводить предмет по контуру. Развитие аналитических способностей.

3

Блоки Дьенеша «С какой ветки». Игра с двумя обручами.

Развитие логического мышления, умения рассуждать. Учить детей работать с «кругами Эйлера», развивать умения классифицировать и обобщать предметы по нескольким заданным свойствам, выделять закономерности. Учить выделять в обручах область пересечения.

4

Палочки Кюизенера «Сказочный город»

Закреплять умение работать со схемой, создавать свои сюжеты.

ФЕВРАЛЬ

1

Блоки Дьенеша «Транспорт к выезду готов»

Закреплять умение использования «кодировки» фигур. Продолжать учить детей «декодировать» фигуры.

2

Игры Воскобовича Знакомство с корабликом «Брызг - Брызг»

Определение высоты матч, сортировка по цвету, знакомство с условной меркой.

3

Блоки Дьенеша «Восстанавливаем разрушенный город»

Закреплять умение использования «кодировки» фигур. Продолжать учить детей «декодировать» фигуры.

4

Игры Воскобовича Кораблик «Брызг - Брызг» (радуга, тельняшка, лесенка)

Сортировка по цвету, определение пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ). Развитие мелкой моторики рук.

МАРТ

1

Игра «Сложи квадрат»

Закрепление названия фигур, из которых составлен квадрат, и их отличительных признаков. Учить различать цвета, их оттенки, развивать цветовое зрение. Развитие конструкторских навыков, мелкой моторики, координации движений, пространственного и аналитического мышления.

2

Игры Воскобовича Кораблик «Брызг - Брызг» (ветер срывает флажки)

Развивать умение решать логико-математические задачи

3

Двухцветный квадрат Воскобовича

Учить конструировать фигуры, работать со схемой.

4

Игра «Сложи узор»

Развитие пространственного воображения, сообразительности и логического мышления, цветоощущения, умения анализировать.

АПРЕЛЬ

1

Игра «Уголки»

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.

2

Двухцветный квадрат Воскобовича (продолжение)

Учить конструировать фигуры, работать со схемой.

3

Игры Воскобовича «Восьмёрка – 2»

Развитие словесно-логической памяти, умение составлять цифры и образные фигуры.

4

Двухцветный квадрат Воскобовича (продолжение)

Учить конструировать фигуры, работать со схемой.

МАЙ

1

Блоки Дьенеша «Мозайка цифр»

Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

2

Творческие упражнения: «Для вас, девчонки и мальчишки»

(Блоки Дьенеша + счетные палочки Кюизенера)

Развивать умение самостоятельно выкладывать изображение, создание сюжета, составление рассказов.

3

«Выбери, что хочешь»

Выявить, насколько интересны для детей подобранные дидактические материалы, чтобы спланировать работу на следующий учебный год.

4

Литература:

1.Воскообович В.В. «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата. – Серия «Золотые плоды». - ВОСКОБОВИЧ Вяч.В., 1997 г.

2. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем»: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами – ООО «Корвет», Санкт – Петербург.

3.Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. «Математика от трёх до семи»: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ «Детство - пресс», 2001. – 176 с.: Ил.

3.Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.

4.Новикова В.Н., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет).

5.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»: Методическое пособие / (Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1996. – 79с.: Ил.

6.Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце….»: Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. – ООО «Корвет»: СПб, 2003 г.

 

7.Финкельштейн Б.Б. «Спасатели приходят на помощь» (серия для старших 5-8 лет «Блоки Дьенеша»), ООО «Корвет»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"

Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются  системой  и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»

Дополнительная  образовательная программа спортивно-технической направленности  для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Шахматы»

Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте....

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...

Дополнительная образовательная программа конструктивно-модельной направленности для детей среднего дошкольного возраста «Город Лего-мастеров».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Зеленый светофор Здоровья»

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Зеленый светофор Здоровья»...