Знакомство детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами
консультация по математике (старшая группа)

Астанкова Юлия Сергеевна

Консультация для родителей. Знакомство детей с геометрическими фигурами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей старшего дошкольного

возраста с геометрическими фигурами

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста одним из важных направлений работы является ознакомление детей со свойствами объектов окружающего мира (форма, цвет, количество).

Познание геометрических фигур и их свойств позволяет им более точно воспринимать форму окружающих предметов. Это положительно отражается на продуктивной деятельности детей (рисовании, лепке, конструировании). Это еще раз подтверждает тот факт, что возникновение геометрии было обусловлено именно практическими потребностями людей.

К трехлетнему возрасту ребенок начинает отличать геометрическую фигуру от предмета, выделяя его форму. Он начинает воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны. Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путём, проводя рукой по контуру. В процессе обучения детей в образовательной деятельности каждая фигура познаётся в сравнении с другой. Ребёнок воспринимает фигуру, абстрагируясь от цвета и размера, выделяя лишь форму. Но зрительное восприятие остаётся беглым, в силу этого дети путают схожие фигуры: круг и овал, квадрат и прямоугольник. Вот почему так важно подбирать игры, направленные на закрепление полученных знаний, рефлексировать полученные знания на примерах из повседневной жизни.

Эталоны окончательно закрепляются лишь к 5 годам. В старшем дошкольном возрасте дети способны уже классифицировать, систематизировать, упорядочивать предметы по форме.

Большое значение в формировании геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию геометрических фигур. Например, из двух треугольников составить квадрат.

Организация игр с наборами геометрических фигур, разнообразным строительным материалом, геометрической мозаикой, помогает закрепить знания о разнообразных геометрических фигурах, выучить их правильное название.

При работе со строительным материалом дети знакомятся с названиями и свойствами объемных геометрических фигур шаром, кубом и цилиндром. Многократно называя эти фигуры в ходе конструирования и в повседневной жизни, дети постепенно привыкают к названиям этих фигур, запоминают название. Также закрепление полученных знаний об объемных фигурах проходит в продуктивной деятельности, а именно лепке из пластилина или глины.

Упражнения на группировку фигур по цвету и размеру, а также по форме, удобно проводить с «Логическими блоками Дьенеша».  Эта развивающая игра рассчитана на детей с 3 до 7 лет, то есть на весь дошкольный период. Диапазон использования блоков — от простого конструктора и мозаики, до решения интеллектуальных логико-математических задач. Каждый из 48 блоков уникален, обладая определенных наборов свойств, что позволяет его выделить среди других. К блокам есть красочные альбомы с заданиями. Альбомы для дошкольного возраста как раз способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах. Ребенок анализирует предлагаемое изображение, выбирает из набора необходимую по цвету, размеру и форме, фигуру и размещает её в альбоме. Хочу такой сайт

В закреплении представлений о геометрических фигурах и их свойствах также эффективны игры со счетными палочками. Ребёнку необходимо выложить из палочек геометрическую фигуру, забор, составить прямую. Также счетные палочки знакомят ребенка с понятием «отрезок».

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Необходимо развить у ребенка умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма предмета. Для начала учим ребенка называть форму предметов, окружающих его в повседневной жизни.

Важное условие – предлагаемые предметы должны иметь четко выраженную форму (блин, монета, пуговица – круглые; платок, салфетка, печенье – квадратные). Дети описывают форму предметов, выделяя основные признаки геометрической фигуры. В таких упражнениях мы подводим детей к логической операции – классификации предметов.

Следующий этап – это определение формы деталей, из которых состоит предмет. Ребенок зрительно расчленяет предмет на части, а потом воссоздает его из деталей. Например, у грузовика колеса круглые, кабина квадратная, а прицеп прямоугольный. Эти умения необходимы для конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности. С использованием ИКТ И ОЭР для детей старшего дошкольного возраста «Объемные геометрические фигуры».

Конспект занятия по ФЭМП для формирования представлений об объемных геометрических фигур. Закрепление навыков счета....

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами...

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Шахматные фигуры»

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Шахматные фигуры»...