Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - Музыкально-художественная деятельность в старшей группе на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с тувинскими народными инструментами»
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Хомушку Оюмаа Кужугетовна

Конспект НОД с национально-региональным компонентом в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» - Музыкально-художественная деятельность в старшей группе

на тему  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с тувинскими народными инструментами»

Цель:

Используя информационно – коммуникативные  технологии, познакомить детей с тувинскими музыкальными инструментами: игил и хомус  

Задача:

Образовательные:

- Учить детей по слуху зрительно различать тувинские народные инструменты-игил, хомус. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу. Активизируйте словарный запас детей.

Развивающие:

- Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей.

- Дать представление об основных особенностях строения тувинских народных инструментов: звукоизвлечение и приемы игры на инструменте.

Воспитательные:

- Воспитывать  у детей интерес к тувинским народным инструментам, бережного отношения к ним, культурному наследию тувинского народа, способствовать  развитию нравственных качеств характера. Воспитывать положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Методы:

Словесный – беседа;

Наглядный – презентация, звуковой плакат «Веселый оркестр», шумовые инструменты, тувинские народные инструменты – игил и хомус;

Практический -  игра на ложках, игра с бубном

Материал: баян, тувинские народные инструменты – игил и хомус, звуковой плакат «Веселый оркестр», электронная презентация, аудиозапись со звуками тувинских народных инструментов игила и хомуса, музыка М.Красева и И.Гуммеля, детские музыкальные инструменты: ложки, бубенчики, барабан, гитара, треугольник.

Ход занятия:

1.Музыкально – ритмическое упражнение

Дети входят в зал спокойным шагом под музыку М.Красева и выполняют упражнение: поднимают руки к плечам – вверх, разводят в стороны – к плечам, опустив вниз, размахивают руками.

На музыку И. Гуммеля дети выполняют бег, останавливаются на месте, покружившись, вновь продолжают бег. А потом спокойным шагом под музыку М.Красева дети встают полукругом.

Музрук: Ребята, давайте встанем полукругом. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся (дети здороваются).

Музыкальное приветствие.

Ознакомление с попевкой - приветствием «Здравствуйте ребята»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дети тоже поют приветствие «Здравствуйте»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коммуникативная игра «Здравствуйте» (повторяют за воспитателем)

Здравствуйте ладошки – хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте ножки – топ-топ-топ,

Здравствуйте глазки – миг-миг-миг,

Здравствуйте мой носик – пи-пи-пи.

Музрук: Ребята, сейчас я познакомлю вас с тувинской народной песней К.Бегзи «Кадарар мен». Для начала нам нужно сделать дыхательные упражнения, «Ветерок» чтобы хорошо дышалось во время пения и нам легко, четко произносились звуки. А теперь все подышим. К нам прилетел ветерок. Проводится упражнение на дыхание – вдох носом-медленный выдох, при этом произносят звук «хаа-хаа», а теперь ветерок стал холодным – дети вдыхают, на выдохе произносят звук «у-у-у».

2. Распевка.  Дети, а теперь потренируемся. Все вместе распеваем со  мной «а-а-а», «о-о-о».

3.Пение.

Музрук: Ребята, сейчас я познакомлю вас с тувинской народной песней К.Бегзи «Кадарар мен». (Педагог играет на баяне тувинскую народную песню К.Бегзи «Кадарар мен»).

Музрук: Охарактеризуйте песню? Расскажите о ее содержании и характере, отметьте четкий ритм, спокойный темп.

Педагог еще раз проигрывает песню и разучивают слова песни. При разучивании песни большое внимание уделяется дикции, умению голосом выделять акцентированные звуки.

 Дети исполняют  тувинские песни:

«Кадарар мен оой-ээй» сл: К.Бегзи и муз: народная

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           1.Кадар оъттуг ийни,

             Казып-казып оъттаар.

             Хоюм аккыр дуктуг,

             Хоюм чараш оой-ээй.

                      2. Авам аалга арткаш,

                         Анаа черле орбас.

                        Хураганнар аажап,

                        Хуузун чер-ле уттпас.

          3.Алызында баргаш,

            Авам ачам салгап.

            Кажаа сынмас хойну,

            Кадарар меной-ээй!

Музрук: Сегодня мы познакомимся с тувинскими народными инструментами игил и хомус. Для этого я сейчас вам прочитаю сказку «Игил и хомус».

Муз.рук. Давным - давно на берегу небольшой  реки стояла юрта. В одной из них жила маленькая девочка  Чинчи. Однажды она пошла в лес за ягодами. Она ушла далеко-далеко от своей  юрты. Вдруг Чинчи услышала волшебные звуки из пещеры и заглянула в нее.  Войдя в пещеру  девочка увидела как спорят между собой Игил и Хомус.

Игил: - «Я самый лучший, самый древний среди традиционных струнных музыкальных инструментов  занимаю особое место. Неразлучный спутник многих народных музыкантов, исполнителей хоомея и сыгыта. Про меня говорят в легендах, сказках, преданиях, песнях. Я имею две струны из конского волоса, кожаную деку, овальный корпус, переходящий в шейку, а заканчиваюсь резной головкой лошади. Изготавливали меня из лиственницы, она дает более мягкий тембр. Но реже используют ель, сосну и кедр».

Хомус - «Нет-нет! Я самый распространенный, как в прошлом так и в наше время. Я представляю собой железную развилку «чаактары» - щеки, со стальным языком посередине «дылы» - язычок. Имею форму корпуса дугообразную, ромбообразную. А футляр мой в форме национальной обуви «кадыг-идик», и ярко разукрашенный национальным  орнаментом. Он очень удобен, красив и надежно предохраняет хрупкий язычок хомуса от поломки. Я самый удобный, маленький. Особой популярностью пользуюсь  среди музыкантов, и даже  простых жителей аала».  

Вдруг хомус увидел, как вошла Чинчи. Девочка подошла к инструментам и спросила:

О чем вы так горячо спорите?  

Опередив хомуса, «запел» игил:

Девочка, рассуди нас, пожалуйста!

Мы спорим о том, кто лучше. Я или Хомус. Чинчи улыбнулась музыкальным инструментам и сказала:

Чинчи: - Вы оба хороши. Ваше звучание напоминает мне горные степи,журчание ручья и Родину. Игил, на тебе можно играть колыбельные, которые пела мне мама. Какие дивные звуки ты извлекаешь из себя!

Хомус, несмотря на маленькое твое строение, твой нежный голосок слышен издалека, удивляя многих поколений людей Сказав это, она помирила Игил и Хомус . С тех пор, стали эти музыкальные инструменты незаменимыми в ансамблях, в этнических группах.

4. Слушание.

Музрук: А теперь ребята, послушаем музыку. Звучание тувинских народных инструментов «Игил и хомус».

Музрук: Я вам сыграю на тувинском народном инструменте хомус, а вы внимательно слушайте ребята. А теперь, кто нам сыграет инструмент (ответ детей).

Музыкальная игра «Угадай, что звучит» (звуковой плакат «Веселый оркестр»)

Музрук: Ребята, посмотрите на столе лежат разные детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, гитара, треугольник), запомните их. А теперь,  закроем все глазки и внимательно послушаем, какой музыкальный инструмент звучит. Тот, кто отгадает звук инструмента, поднимает руку и показывает его.

(Музрук нажимает на любую кнопку картинки, где изображены различные музыкальные инструменты. По музыкальному отрывку дети определяют, какой инструмент звучит).

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

        Дети знакомятся  с тувинской народной мелодией «Декей-оо». Определяется ритмический рисунок мелодии, движение звука. Педагог исполняет мелодию еще раз, дети хлопками выделяют сильную долю каждого такта. Педагог раздает деревянные ложки и бубен, делит детей на две группы. Первая группа отбивает в ложку слабую долю такта, вторая группа отбивает сильную долю такта. Отрабатываются приемы игры на детских музыкальных инструментах.

Итог занятия:

1.С какой песней мы сегодня познакомились? (ответы детей).

2. Вам понравилась сказка про Игил и Хомус?  (ответы детей)
3. С какими тувинскими народными инструментами мы сегодня познакомились?  (ответы детей).

4. Вам понравилось звучание мелодий игила и хомуса?  (ответы детей).  

5. В какую музыкальную игру мы сегодня играли? (ответы детей)

Музрук: Молодцы, все очень хорошо занимались. А в благодарность от меня я хочу вам вручить смайликом за хорошую работу.

6. Заключительная часть занятия.

Заключительная попевка «До свидания»

Дети выходят из зала под музыку М. Красева.



Предварительный просмотр:

        Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - Музыкально-художественная деятельность в старшей группе

на тему  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с тувинскими народными инструментами»

        

        Данное занятие проводилось с детьми старшей группы.

Цель занятия: Используя информационно – коммуникативные  технологии, познакомить детей с тувинскими музыкальными инструментами: игил и хомус.

В ходе занятия решались следующие задачи:

Образовательные:

- Учить детей по слуху зрительно различать тувинские народные инструменты-игил, хомус. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу. Активизируйте словарный запас детей.

Развивающие:

- Развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей.

- Дать представление об основных особенностях строения тувинских народных инструментов: звукоизвлечение и приемы игры на инструменте.

Воспитательные:

- Воспитывать  у детей интерес к тувинским народным инструментам, бережного отношения к ним, культурному наследию тувинского народа, способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать положительные эмоции.

При подготовке к занятию были учтены требования программы.  Использована интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Соблюдались возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учет положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринужденной обстановки. Так как занятие требовало большой сосредоточенности, интерес детей поддерживался с помощью ИКТ.  

        Методы и приемы, используемые на определенных этапах образовательной деятельности, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей.

Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство, он позволяет объединить такие виды деятельности, как:

  • слушание-восприятие - (слушали мелодию тувинских народных инструментов игила и хомуса);
  • исполнительство (играли на детских музыкальных инструментах, создавая свой оркестр, где ребенок в музыке может искренне передать свое настроение и выразить свое собственное отношение к ней);
  • детское музыкальное творчество (играли в музыкальные игры и музицировали индивидуально и группой на детских музыкальных инструментах), что создает положительный настрой и способствует повышению результативности непосредственно-образовательной деятельности.

Для реализации образовательных задач и областей мною были использованы все группы методов:

  • словесный – рассказ детям сказки «Игил и хомус», беседа о тувинских музыкальных инструментах игила и хомуса, произведениях, рассказ о звуках, вопросы к детям;
  • наглядно-демонстрационный – показ презентации сказки на ЖК-телевизоре, звуковой плакат «Веселый оркестр», шумовые инструменты, тувинские народные инструменты – игил и хомус;
  • практический – игра детей на тувинском музыкальном инструменте хомус;
  • игровой – коммуникативная игра «Здравствуйте», музыкальная игра «Угадай, что звучит», игра на детских музыкальных инструментах;

и приемы – игровой, пояснение, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа. 

        Выполнению поставленных мной задач также помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания были просты и понятны детям. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал с учетом возрастных особенностей.

В ходе образовательной деятельности, для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала групповые и индивидуальные формы работы с детьми.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, создавала условия для диалога с детьми.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения здоровья, мною был использован элемент здоровеьсберегающей технологии - дыхательное упражнение «Ветерок», а также ИКТ, ТСО.

        Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта.

        Подводя итог занятия, я привлекла к этому детей, попросила ответить на вопросы – Какое у вас настроение после занятия? (показать на смайликах).

        Я считаю, что структура образовательной деятельности соответствует ее задачам. Я думаю, что мне полностью удалось реализовать поставленные задачи.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сказка « Игил и Хомус »

Слайд 3

Давным – давно, на берегу небольшой реки

Слайд 4

Стояла юрта

Слайд 6

В одной из них жила маленькая девочка Чинчи. Однажды она пошла в лес за ягодами. Она ушла далеко- далеко от своей юрты.

Слайд 7

Вдруг Чинчи услышала волшебные звуки из пещеры и заглянула в нее. Войдя в пещеру девочка увидела как спорят между собой Игил и Хомус .

Слайд 8

Игил Хомус

Слайд 9

«Я самый лучший, самый древний среди традиционных струнных музыкальных инструментов занимаю особое место. Неразлучный спутник многих народных музыкантов, исполнителей хоомея и сыгыта . Про меня говорят в легендах, сказках, преданиях, песнях.

Слайд 10

Я имею две струны из конского волоса, кожаную деку, овальный корпус, переходящий в шейку, а заканчиваюсь резной головкой лошади.

Слайд 11

Изготавливали меня из лиственницы, она дает более мягкий тембр. Но реже используют ель, сосну и кедр.

Слайд 12

- Нет-нет! Я самый распространенный, как в прошлом так и в наше время.

Слайд 13

Я представляю собой железную развилку « чаактары » - щеки, со стальным языком посередине « дылы » - язычок. Имею форму корпуса дугообразную, ромбообразную.

Слайд 14

А футляр мой в форме национальной обуви « кадыг-идик », и ярко разукрашенный национальным орнаментом. Он очень удобен, красив и надежно предохраняет хрупкий язычок хомуса от поломки. Я самый удобный, маленький.

Слайд 15

Особой популярностью пользуюсь среди музыкантов, и даже простых жителей аала .

Слайд 16

Вдруг хомус увидел, как вошла Чинчи.

Слайд 17

Девочка подошла к инструментам и спросила: О чем вы так горячо спорите? Опередив хомуса, «запел» игил: Девочка, рассуди нас, пожалуйста! Мы спорим о том, кто лучше. Я или хомус. Чинчи улыбнулась музыкальным инструментам и сказала:

Слайд 18

Вы оба хороши. Ваше звучание напоминает мне горные степи, журчание ручья и Родину. Игил , на тебе можно играть колыбельные, которые пела мне мама. Какие дивные звуки ты извлекаешь из себя! - Хомус , несмотря на маленькое твое строение, твой нежный голосок слышен издалека, удивляя многих поколений людей.

Слайд 19

Сказав это, она помирила Игила и Хомуса . С тех пор, стали эти музыкальные инструменты незаменимыми в ансамблях и этнических группах.

Слайд 22

З вучание тувинских народных инструментов игила и хомуса . Игил

Слайд 23

З вучание тувинских народных инструментов игила и хомуса . Хомус

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области Художественно-эстетическое развитие с детьми старшего дошкольного возраста «Кукла Масленица»

Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица». Создание поделки с детьми "Кукла Масленица"....

Конспект НОД в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) на тему: "Сказочный город" (по мотивам "Сказки о царе Салтане...")

Тема:   «Сказочный город…» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасно...

Конспект ООД по образовательной области « Художественно – эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста ( 5 -7 лет).

Конспект  ООД по образовательной области « Художественно – эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста ( 5 -7 лет). Составитель: Е.В.Бреева, в...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...