Главные вкладки

    Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкально-ритмическая деятельность) «Путешествие в музей чувашских народных музыкальных инструментов»
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Варенникова Татьяна Федоровна

    Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №1 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

    пгт Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики

    Конспект

    занятия по образовательной области

    «Художественно-эстетическое развитие»

    (музыкально-творческая  деятельность)

    «Путешествие в музей чувашских народных  музыкальных инструментов»

                                                              Автор разработки

     Музыкальный руководитель

                                                                        Варенникова Т.Ф.

                                                                               

                                               пгт Вурнары 2017 г.

    Вид: музыкально-творческая деятельность

    Тип: сюжетное

    Форма проведения: обучающее, игра-путешествие

    Цель: Развитие музыкально-творческих способностей

    Программное содержание:

    1. Закрепить и систематизировать знания о чувашских народных музыкальных инструментах;
    2. Обогатить словарный запас новыми музыкальными терминами;
    3. Развитие восприятия музыки, фольклора; стимулирование сопереживаний  музыкальных произведений; развитие самостоятельной творческой деятельности детей. Приобщение к музыкальному искусству чувашского народа. Создание условий для формирования у воспитанников интереса к своей малой Родине, воспитания гордости и уважения к своим знаменитым землякам. 
    4. Развивать музыкально-творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности (Закрепить навыки согласованного, чистого, выразительного пения, передавая  характер произведения; развивать чувство ритма)
    5. Воспитывать коммуникативные навыки;

    Музыкальный репертуар

     Вход – «Марш» (чувашский  композитор Ф.Васильев),

    Попевка-приветствие «Доброе утро»,

    Танцевальные движения  «Приставной шаг, «Боковой галоп» (Чув. нар. мелодии),

    Игра на развитие чувства ритма «Паровоз» (Чувашская нар. мелодия «Тункки-тункки» ,

    Слушание: «Баба яга» П.И.Чайковского,

    Игровое распевание «Медвежонок и пчела» (А.Евтодьевой),

    Пение песни «Моя Россия» (Г.Струве)

    Игра «Бубен» (Чув. нар. мелодия «Йес таканла»)

    Танец «Бабка Ежка» ( песню исполняет Т.Морозова)

    Использованная литература:

    1. Чаваш музыки ача саденче» (Хрестомати).- Шупашкар: Чаваш кенеке изд-ви, 1987.- 71 с.
    2. «Праздники на Земле Улыпа». Чебоксары. 2006г.
    3. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные инструменты». – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 208 с. (5)
    4. Евтодьева А.А.  «Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме». - Калуга, 2007 г.
    5. Захарова С.Н. «Праздники в детском саду». – М..: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.: ноты
    6. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей».Учебно-методическое пособие. Изд. "Композитор" - СПБ, 2005 г.

    Материал и оборудование:

    1. Техническое оснащение: компьютер, звуковоспроизводящие колонки, фортепиано

    2.Демонстрационный: куклы «Шажок», «Пружинка» и «Прыжок» (для освоения техники исполнения танцевальных движений), «Паровозик» и карточки животных (ежик, крокодил, поросенок, лев, белочка) к игре для развития чувства ритма, карточки с «ритмическими формулами», иллюстрация к игровому распеванию «Медвежонок и пчела»

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Вход (Марш Ф.Васильев)

    Попевка-приветствие «Доброе утро»

    Муз. рук. У нас есть 3 куклы. Давайте вспомним, как их зовут: Прыжок, Пружинка и Шажок. Они нам помогают узнавать, из чего состоят танцевальные движения. Давайте вспомним, из чего состоит приставной шаг. Вот наши куклы помогают нам. Приставной шаг: из шажка и пружинки. Кто здесь лишний?

    Танцевальное движение: Приставной шаг

    Муз. рук. А вот если я прибавлю к нашим куколкам мальчика Прыжка? – Боковой галоп. Это тот же приставной шаг, но на прыжке. Мы легко делаем это движение и превращаемся в кого? В бабочек, снежинок, облачко, кузнечиков, дождинок. Головку повернули по ходу движения. Ручки приклеили. Ножка догоняет ножку где?.. На полу?...Правильно – в воздухе…

    Танцевальное движение: Боковой галоп

    Муз. рук. Сделали вдох, выдох. Вот какие движения подарили нам куколки. И нам все понятно, из каких движений состоит приставной шаг и боковой галоп.

     

    Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие в маленький, т.е. мини- музей чувашских народных музыкальных инструментов. Как вы думаете, почему эти инструменты называются народными? (их создавали народные умельцы).

     А отправимся мы туда на необычном паровозике – на музыкально-ритмическом.

    Игра на развитие чувства ритма: «Паровоз»

    («Этот удивительный ритм» И. Каплунова, И. Новоскольцева)

    Муз. рук. Вот мы и приехали. Но где же музей? Пропал… Чьи же это проделки? Хотите узнать? Вам подскажет музыка. Послушайте и узнаете.

    Слушание: «Баба-Яга» П.И. Чайковского

    (Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: Сказка в музыке…)

    Баба Яга (переодетый воспитатель группы) Ха-ха-ха! Не ждали меня? Все радуетесь, играете! А со мной, Бабусенькой-Ягусенькой,  никто не играет, не дружит. Ну ничего!!! Я всем за это отомщу! Слыхала я, тут сорока на хвосте принесла, что в музей вы собрались. Так вот я ваш музей заколдовала и в волшебную сказку отправила.

    Муз. рук. Во-первых, здравствуйте, Баба Яга!

    Баба Яга. Ну, здравствуйте, коль не шутите!

    Муз. рук. А во-вторых, ты нас тут не очень-то пугай, мы не из пугливых. Ты сначала на себя посмотри: прилетела, стала тут кричать, обижаться, всем настроение портить. Как говорит моя бабушка, вместо того, чтобы ругаться, лучше петь. Ведь хорошая и красивая песня настроение поднимает.

    Баба Яга. Ну, давайте попробуем.

    Муз. рук. Но сначала распоем свои голосочки. Потому что нам в песенке понадобятся какие голосочки? (Высокие и средние). Давайте, мои хорошие  мы вспомним нашу распевку про медвежонка и пчелку. Так, вспомним, у пчелки какой голосок? (Высокий). Чтобы исполнить эту распевку хорошо, у нас что должна быть хорошей? (Дикция) Отлична я должна быть дикция: «Жу-жу-жу..» Давайте чистенько споем. Голосочек высокий, губки крепкие: «Лягушечку»  (это название артикуляционного упражнения)  сделайте, пожалуйста. Так, хорошо, теперь «Рыбку»…И снова «Лягушечку». Мы играем этюд. А в этюде что должна быть? (Мимика) и… (жесты). У пчелок какая мимика должна быть? (Хитрая и веселая). Крылышки подняли высоко, хитрые глазки…А медвежата серьезные. Давайте по очереди споем…

    Игровое распевание «Медвежонок и пчела»

    «Учимся петь и танцевать, играя!» Евтодьевой А.А.

    Умнички. Поменялись… Не достали, давайте споем высоко. Умнички, вот это хорошо. Высокий и средний голосочек пригодится нам в любой песенке. Давайте исполним песню «Моя Россия»

    Песня «Моя Россия» (Г. Струве)

    Муз. рук. Баба Яга, чтобы вредной и злой не быть, советуем тебе завести друзей!

    Баба Яга. Завести друзей, легко сказать! Никто со мной дружить не хочет, никто не водится со мной! Мои друзья-подружки – пиявки да лягушки. Тьфу, какая гадость! А ну их всех в болото! А мне дружить, а мне дружить, а мне играть охота!

    Муз. рук. Так вот в чем дело (шепчется с детьми)

    Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, что вы там шепчетесь? Ничего не слышу!

    Муз. рук. Баба яга, мы тут с ребятами посоветовались и решили стать твоими друзьями!

    Баба Яга. Ой, касатики, правда, что ли? А вы меня не обманываете?

    Муз. рук. Баба яга, мы никогда никого не обманываем. И сейчас тебе это докажем!

    Баба Яга. И как же вы доказывать собираетесь?

    Муз. рук. А мы с тобой в игру поиграем, ты ведь хотела?

    Баба Яга. Очень хотела!

    Муз. рук. Тогда к нам сюда ступай, с нами вместе поиграй.

    Баба Яга. И в какую же игру мы будем играть?

    Муз. рук. В игру «Бубен». Правила такие. Считалочкой мы выберем ведущего. Сначала ведущий стоит в центре круга и ритмично ударяет в бубен. Затем, когда музыка поменяется, ведущий скачет по кругу и звенит бубном, держа его над головой… А когда музыка остановится, ведущий кладет бубен на пол между детьми. И тогда мы узнаем, кто станет следующим ведущим.

    Игра «Бубен» (Чув. нар. мелодия «Йес таканла»)

    Муз. рук. Видишь, Баба яга, какие дети у нас ловкие да шустрые!

    Баба Яга. Вижу, какие у меня друзья ловкие. Я очень рада, что у меня теперь так много друзей. И уже совсем не хочется вредничать, капризничать. Простите, что спрятала музей чувашских народных музыкальных инструментов в сказке. Сейчас все исправлю. Верну на место. Повторяйте за мной волшебные слова:

    «Топ-топ-топ, шлеп-шлеп-шлеп,

    Со мною вместе покружись,

    Мини-музей, сюда явись!»

    Демонстрация

    чувашских народных музыкальных инструментов

    (инструменты демонстрирует сам мастер-изготовитель чувашских народных музыкальных инструментов -  Михайлов Владимир Антонович- преподаватель Вурнарской ДШИ (Заслуженный работник культуры Чувашской АССР и Российской Федерации; он много лет изучает традиционные народные музыкальные инструменты, играет на них, делает их. Все экземпляры этой большой коллекции он сделал своими руками) *

    Баба Яга.  Мне очень понравилась выставка народных  музыкальных инструментов. Очень-очень. Спасибо. Простите меня, что была такой вредной.

    Я теперь совсем другая,

    Я хорошая, не злая.

    Песни, музыку люблю,

    И с ребятами дружу.

    Муз. рук. Это очень хорошо. Тогда мы приглашаем тебя на общий танец. Владимир Антонович, присаживайтесь на почетное место, этот веселый танец мы с ребятами дарим Вам.

    Танец «Бабка Ежка» (песня Т. Морозовой)

    Муз. рук.  Как жаль, что наше путешествие подошло к концу. Из музея чувашских народных музыкальных инструментов нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? (ответы детей) Чем запомнилось, понравилось? (ответы детей) Что нового мы узнали? (ответы детей)

    Молодцы, ребята, все вы были внимательны, старательны, старались красиво петь и танцевать, теперь вам пора возвращаться в группу.

    *

    Дети, педагоги и гости стали свидетелями необыкновенного таланта, искренней преданности к культуре чувашского народа.  Владимир Антонович с большим искусством продемонстрировал музыкальные инструменты, которые он не только сам изготавливает, но и играет на них. Это и гусли, пузырь (волынка), барабан, свирель и многие другие.  В. Михайлов в завершении встречи подарил воспитанникам детского сада №1 «Солнышко» чувашские народные музыкальные  инструменты «шакмак», «шакартма», «чурбак».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного способа рисования - метода тычка. Тема: «Осенняя берёза». Подготовительная группа

    Цели:1. Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.2. Учить детей рисовать нетрадиционным с...

    Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе на тему «Накормим цыплят»

    Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе на тему «Накормим цыплят»...

    Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

    Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

    Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме: «Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третьей планеты»

    Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы по теме:«Путешествие по повести К. Булычева. «Тайна третье...