План работы по самообразованию на учебный год Тема: «Формирование и развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
рабочая программа по математике (средняя группа)

Кириллова Наталья Леонидовна

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Принято решением педагогического совета               Утверждаю

протокол №       от                                                          Заведующий МБДОУ д/с №28

                                                                                                                   

                                                                                         Приказ №        от

План работы по самообразованию

на                        учебный год

Тема: «Формирование и развитие математических способностей детей                    дошкольного возраста посредством дидактических игр»

                                                                       Воспитатель Кириллова Н.Л.

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                              В.А.Сухомлинский

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

 - обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки:      учебный год

Ожидаемые результаты:

  • детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

  • воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;

Посещение педсоветов, семинаров, конференций;

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете;

Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.


На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

-игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Этапы работы.

1.Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).

3. Пополнение предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

4. Работа с детьми и родителями

 Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг знаний о геометрических фигурах

Д/и «Геометрическая мозаика»,

«Почини коврик»

«Геометрическое лото»,

«Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Формирование представлений об ориентировке в пространстве

Д/и» «Что где находится» (сзади, впереди, слева, справа и т. д.)

«Где лежит игрушка» (сверху, снизу, посередине)

Формирование представлений об ориентировке во времени

Д/и «Части суток»,

«Вчера, сегодня, завтра»

октябрь

Изучение порядковых и количественных числительных

Д/и «Назови скорей»

Покажи столько же»

Какой цифры не стало»

«Соедини цифру с нужным количеством»

и др.

Формирование понятия о порядковом счете и количественных числительных, упражнения в порядковом счете до 10

Прямой счет (1, 2, 3; первый, второй и т. д.)

Обратный счет (10, 9. 8; десятый, девятый, восьмой и т. д.)

«Строители»,

«Магазин игрушек».

Развитие внимания зрительной, слуховой памяти, логического мышления, наблюдательности

Посчитай через 1 цифру вперед. назад (1, 3, 5; 2, 4, 6; 10, 8, 6; 9, 7, 5  и т. д.)

ноябрь

Продолжать формировать у детей представление о порядковом счете

Д/и «Какие цифры поменялись местами»,

«Назови соседей»

и др.

Знакомство с математическими знаками «+», «-», «=»

Решение элементарных арифметических задач и примеров

декабрь

Формирование представлений об ориентироваться в пространстве (на бумаге)

Графические диктанты

Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха

Д/и «Откуда позвали»,

«Иди на звук колокольчика» (вправо, влево и т. д.)

январь

Формирование представлений об ориентироваться в пространстве относительно предмета

Д/и «Поставь чайник справа от чашки» (спереди, слева и т. д.)

«Что находится слева от…» (за, над и т. д.)

Расскажи, где стоит стол, стул, шкаф и т. д.»

Формирование представлений об ориентировке в пространстве

Д/и «Дай предмет в правую руку, дай предмет в левую руку человеку, стоящему к тебе передом, задом, боком.

февраль

Формирование представлений об ориентировке в пространстве относительно себя

Д/и «Найди игрушки»,

«Куда пойдешь, что найдешь»,

«Покажи флажком впереднаправо и т. д.»

«Назови игрушки, стояшие перед тобой, сзади, справа, слева»

Формирование элементарных представлений об анализе и синтезе

Решение элементарных арифметических задач на анализ и синтез

март

Ориентировка во времени

Д/и «Разложи правильно»,

«Когда это бывает»

Беседа с детьми «Наш день»

Обогащение словаря по теме

Д/и «Что ты делал с утра, в обед, после сна, вечером; что будешь делать завтра, через неделю, через месяц, через год»

Составление рассказа по плакату «Режим дня»

апрель

Ориентировка во времени

Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

Словесная Д/и «Дни недели»

Отмечаем в уголке природы дни недели разноцветными карандашами,

Д/и «Времена года»

май

Исследование знаний о геометрических фигурах

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством:

Исследование умения ориентироваться в пространстве

Д/и на расположение в пространстве: «Возьми игрушку»,

«Магазин игрушек».

«Геометрическая мозаика»

«Почини коврик»

Исследование ориентировки во времени

Д/и «Когда это бывает»

«Времена года»

Исследование знаний об умении соотносить цифры с количеством предметов

Д/и «Дорисуй, сколько не хватает»

«Какая цифра соответствует количеству»

«Что не так»

«Найди ошибку»

Работа с родителями.

1.Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка»

Сентябрь

2. Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»

В течении года

3.Консультация «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Январь

4. Консультация на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Март

5. Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

В течении года

6. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры».

Апрель

7. Консультация для родителей «Что должен знать и уметь Ваш ребенок к 5 годам»

Май

 Отчет воспитателя о проделанной работе за год 

 Перспективы на следующий учебный год.

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Распространение опыта работы на интернет сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».

Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС  ведущ...

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Проект на тему: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр».

возраста посредством дидактических игр».  Паспорт проекта:Автор проекта: старший воспитатель Мотова Н. Г.,  воспитатель Мягчихина Т.А.Продолжительность проекта: Один годТип проекта: Вз...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....

Опыт работы на тему: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в про...

Развитие математических способностей у дошкольников посредством дидактических игр

В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации....