План работы по самообразованию на учебный год Тема: «Формирование и развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
рабочая программа по математике (средняя группа)
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято решением педагогического совета Утверждаю
протокол № от Заведующий МБДОУ д/с №28
Приказ № от
План работы по самообразованию
на учебный год
Тема: «Формирование и развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Воспитатель Кириллова Н.Л.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: средняя
Сроки: учебный год
Ожидаемые результаты:
- детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
- воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;
Посещение педсоветов, семинаров, конференций;
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете;
Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
-игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры - путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Этапы работы.
1.Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года).
3. Пополнение предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми и родителями
Работа с детьми.
Сроки | Содержание работы | Использование д/игр |
сентябрь | Мониторинг знаний о геометрических фигурах | Д/и «Геометрическая мозаика», «Почини коврик» «Геометрическое лото», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». |
Формирование представлений об ориентировке в пространстве | Д/и» «Что где находится» (сзади, впереди, слева, справа и т. д.) «Где лежит игрушка» (сверху, снизу, посередине) | |
Формирование представлений об ориентировке во времени | Д/и «Части суток», «Вчера, сегодня, завтра» | |
октябрь | Изучение порядковых и количественных числительных | Д/и «Назови скорей» Покажи столько же» Какой цифры не стало» «Соедини цифру с нужным количеством» и др. |
Формирование понятия о порядковом счете и количественных числительных, упражнения в порядковом счете до 10 | Прямой счет (1, 2, 3; первый, второй и т. д.) Обратный счет (10, 9. 8; десятый, девятый, восьмой и т. д.) «Строители», «Магазин игрушек». | |
Развитие внимания зрительной, слуховой памяти, логического мышления, наблюдательности | Посчитай через 1 цифру вперед. назад (1, 3, 5; 2, 4, 6; 10, 8, 6; 9, 7, 5 и т. д.) | |
ноябрь | Продолжать формировать у детей представление о порядковом счете | Д/и «Какие цифры поменялись местами», «Назови соседей» и др. |
Знакомство с математическими знаками «+», «-», «=» | Решение элементарных арифметических задач и примеров | |
декабрь | Формирование представлений об ориентироваться в пространстве (на бумаге) | Графические диктанты |
Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха | Д/и «Откуда позвали», «Иди на звук колокольчика» (вправо, влево и т. д.) | |
январь | Формирование представлений об ориентироваться в пространстве относительно предмета | Д/и «Поставь чайник справа от чашки» (спереди, слева и т. д.) «Что находится слева от…» (за, над и т. д.) Расскажи, где стоит стол, стул, шкаф и т. д.» |
Формирование представлений об ориентировке в пространстве | Д/и «Дай предмет в правую руку, дай предмет в левую руку человеку, стоящему к тебе передом, задом, боком. | |
февраль | Формирование представлений об ориентировке в пространстве относительно себя | Д/и «Найди игрушки», «Куда пойдешь, что найдешь», «Покажи флажком вперед, направо и т. д.» «Назови игрушки, стояшие перед тобой, сзади, справа, слева» |
Формирование элементарных представлений об анализе и синтезе | Решение элементарных арифметических задач на анализ и синтез | |
март | Ориентировка во времени | Д/и «Разложи правильно», «Когда это бывает» Беседа с детьми «Наш день» |
Обогащение словаря по теме | Д/и «Что ты делал с утра, в обед, после сна, вечером; что будешь делать завтра, через неделю, через месяц, через год» Составление рассказа по плакату «Режим дня» | |
апрель | Ориентировка во времени | Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя» Словесная Д/и «Дни недели» Отмечаем в уголке природы дни недели разноцветными карандашами, Д/и «Времена года» |
май | Исследование знаний о геометрических фигурах | Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: |
Исследование умения ориентироваться в пространстве | Д/и на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». «Геометрическая мозаика» «Почини коврик» | |
Исследование ориентировки во времени | Д/и «Когда это бывает» «Времена года» | |
Исследование знаний об умении соотносить цифры с количеством предметов | Д/и «Дорисуй, сколько не хватает» «Какая цифра соответствует количеству» «Что не так» «Найди ошибку» |
Работа с родителями.
1.Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка» | Сентябрь |
2. Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика» | В течении года |
3.Консультация «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | Январь |
4. Консультация на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» | Март |
5. Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. | В течении года |
6. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры». | Апрель |
7. Консультация для родителей «Что должен знать и уметь Ваш ребенок к 5 годам» | Май |
Отчет воспитателя о проделанной работе за год
Перспективы на следующий учебный год.
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. Распространение опыта работы на интернет сайтах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».
Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС ведущ...

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Проект на тему: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр».
возраста посредством дидактических игр». Паспорт проекта:Автор проекта: старший воспитатель Мотова Н. Г., воспитатель Мягчихина Т.А.Продолжительность проекта: Один годТип проекта: Вз...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....
Опыт работы на тему: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в про...

Развитие математических способностей у дошкольников посредством дидактических игр
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации....
