Дидактическое пособие «Тактильные фигуры» для детей от 3 до 7 лет
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шиляева Светлана Геннадьевна

Дидактическое пособие «Тактильные фигуры» для детей от 3 до 7 лет

Автор-составитель: воспитатель высшей квалификационной категории

Шиляева Светлана Геннадьевна п. Увельский, 2022 уч.год

 

Актуальность

Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Для этого можно использовать дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Сенсорное восприятие – всестороннее взаимодействие ребенка с предметами и их свойствами на основе органов чувств, то есть это чувственное познание мира.

Данная игра поможет развивать у детей осязание и тактильное восприятие, что в свою очередь будет способствовать развитию образного мышления и воображения. Кроме того, тренировка мелкой моторики пальцев рук будет стимулировать у детей развитие речи. В процессе игры ребенок будет знакомиться с цифрами (буквами) и запоминать их зрительно. А также запоминание цифр на уровне осязания будет помогать ребенку в дальнейшем правильно воспроизводить их на письме.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Данное пособие может быть применено в таких образовательных областях как познавательное развитие ФЭМП, речевое развитие, может использоваться для индивидуальной работы и для работы в парах.

Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, я изготовила для своих малышей в детском саду дидактическое пособие «Тактильные фигуры»

Цель игры: знакомство с геометрическими фигурами, буквами и цифрами через тактильные ощущения.

Задачи: развивать мелкую моторику рук; учить узнавать и называть геометрические фигуры, различать их по размеру; Учить детей узнавать и называть цифры на ощупь.

Оборудование: Пособие состоит из наборов мешочков одного цвета. В каждый непрозрачном мешочке находится карточка с приклеенной деталью из Лего конструктора в форме геометрических фигур. Набор Лего разной формы и размеров. Набор цифр и букв.

Задание: педагог просит ребенка ощупать мешочки и определить какая деталь (геометрическая фигура, буква, цифра) прикреплена к карточке, в мешочке.

           

Приложение № 1. Вариант № 1.  «Определи на ощупь»                                                                                                                                                                                                                                                                                          

С детьми 3 – 4 лет. Воспитатель предлагает ребенку несколько мешочков с карточками.

Задание: ребенок, не вынимая карточку, должен на ощупь определить, какая фигура спрятана, и сказать какая она по размеру.

Так же назвать предмет такой же формы (квадрат, круг, треугольник).

С детьми 4-5 лет добавить карточку с фигурой прямоугольник.

Задания: ребенок, не вынимая карточку, должен на ощупь определить, какая фигура спрятана, назвать предмет такой же формы.

Можно предложить выложить из Лего такую же фигуру.

С детьми 6-7 лет добавить карточки с: четырехугольником, пятиугольником, многоугольником, овалом. 

Задания те же: Ребенок, не вынимая карточку, должен на ощупь определить, какая фигура спрятана. назвать предмет, построить такую же и добавить детали создать предмет такой же формы. Например: из квадрата – дом, из круга – солнце и т. д.

Приложение № 2. Вариант № 2. "Угадай на что похоже"

Задание: один из ребят или воспитатель берет карточку, и, не показывая ее другим, описывает фигуру, которая на ней выложена. Дети угадывают ее, потом проверяют.

Например: фигура, у которой нет углов – на что похоже; фигура у которой все стороны равны на ней можно построить…

Приложение № 3. Вариант № 3. «Мемо»

С детьми 4-5 лет.  На картон прикрепляются цифры от 0 до 5, для старшего возраста от 0 до 10. Играть могут двое или несколько детей.

Задание: все карточки в мешочках раскладываются на столе. Первый ребенок ощупывает две карточки на выбор и вслух озвучивает те цифры, которые в них спрятаны. Если цифры одинаковые, то ребенок проверяет их и забирает себе. Если цифры разные, то кладет карточки на те места, где они лежали, и ход переходит к другому ребенку. Выигрывает тот, кто наберет больше пар цифр.

Задание: предлагается угадать на ощупь цифру или букву и поиграть в те же игры, что и с геометрическими фигурами.

Приложение № 4. Вариант № 4. «Повтори столько же»

Задание: детям предлагается на ощупь определить цифру и выполнить столько же действий, сколько обозначает данная цифра. Например, выполнить столько хлопков, прыжков или других движений, сколько обозначено цифрой на карточке.         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Тактильные картинки» по сенсорному развитию детей 3 - 4 лет.

имеет большую практическую значимость для педагогов ДОУ....

Дидактическое пособие "Тактильные дорожки"

Развивающие задачи:• Развивать мышление, внимание, воображение, восприятие; • Развивать речь, координацию зрительных и тактильных анализаторов; • Развивать мелкую моторику рук, ориентировку в простран...

Дидактическое пособие "Тактильная гусеница"

Наша гусеница это дидактический мтериал для познания окружающего мира, через прикосновение, развитие мелкой моторики рук, работа с природным календарём, умение определять цвет....

Дидактическое пособие «Тактильные бочонки»

Развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра «Волшебный мешочек», где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила...

Мастер – класс Тема: Дидактическое пособие «Тактильные дорожки».

Цель: повышение компетентности педагогов в изготовлении и применении дидактического пособия, развитие фантазии и творческих способностей.Задачи:- познакомить воспитателей с пособием для развития такти...

Дидактическое пособие "Тактильная книга" для детей с ТНР "Ванечка и Старичок-лесовичок"

Дидактическое пособие "Тактильная книга" для детей с ТНР "Ванечка и Старичок-лесовичок" предназначено для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Пособие представляе...

Методическая разработка Дидактическое пособие «Тактильные фигуры» для детей от 3 до 7 лет

Дидактическое пособие «Тактильные фигуры» для детей от 3 до 7 летДанная игра поможет развивать у детей осязание и тактильное восприятие, что в свою очередь будет способствовать р...