Открытое занятие по ФЭМП на тему "Космическая экспедиция"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ильина Екатерина Владимировна

Конспект примерного открытого занятия на повторение элементарных математических представлений на неделе "Космос" в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Космическая экспедиция35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №84 Приморского района Санкт-Петербурга

Адрес: ул. Ситцевая, д.3\2    Тел.\факс: 246-51-61

Сайт: gdou84.ru  Электронная почта: gbdou84prim@obr.gov.spb.ru

Конспект открытого занятия по ФЭМП

в подготовительной группе №7 «Пчёлки»

«Математическая экспедиция в космос»

Составила воспитатель

Ильина Е.В.

2025 год


Тема: Математическая экспедиция в космос

Цель: закрепление математических знаний у детей подготовительной группы

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, трапеция, овал); (познавательное развитие, речевое развитие)
  2. Формировать умение ориентироваться на плоскости листа, повторить и закрепить понятия «лево», «право», «верх», «вниз», «диагональ»; (речевое)
  3. Совершенствование навыков устного счёта в пределах 20 в прямом и обратном порядке; (речевое развитие, познавательное развитие)
  4. Продолжать формировать временные представления (дни недели), упражнять в умении определять время по механическим часам; (познавательное развитие, речевое развитие)
  5. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических заданиях; (познавательное развитие)
  6. Закрепление представлений о космосе; (познавательное развитие; речевое развитие)

Развивающие:

  1. Создать условия для развития логического мышления;
  2. Совершенствовать навыки учебной деятельности;
  3. Развивать зрительную память, воображение, внимательность;
  4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи;
  5. Способствовать формированию навыка самоконтроля и самооценки, умения самостоятельно оценивать свои достижения и умения;
  6. Развитие мелкой и крупной моторики;

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математическим заданиям, умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её;
  2. Побуждать детей давать ответы полным, распространённым предложением;
  3. Формировать организованность, целеустремлённость, самостоятельность, усидчивость;
  4. Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Земле, к природе, к космосу в широком его смысле.

Предварительная работа: составление и решение математических задач, простейших математических примеров, отгадывание загадок, знакомство с геометрическими фигурами; дидактические игры: «Назови соседей числа», «Назови пропущенное число», «День – ночь», «Числовые домики», «Какой час показывают часы», «Голодный Крокодильчик».

Оборудование и материалы: музыка «Роботы и звёздочки», магнитная доска, изображения геометрических фигур

Раздаточный материал: бумажная основа на каждого ребёнка, геометрические фигуры: красный круг, синий прямоугольник, зелёный треугольник, жёлтая трапеция, овал, ромб, изображение Земли на каждого ребёнка; клей; цифры и числа от 1 до 20 (на каждый стол); циферблаты без стрелок; карточки с названиями месяцев в году;

Ожидаемые результаты: дети легко называют геометрические фигуры, свободно ориентируются в пространстве и на листе бумаги, без ошибок считают до 20; знают названия и порядок дней недели и месяцев в году; уверенно использую знаки «больше» и «меньше», сравнивают предметы по различным признакам, определяют часы по механическим часам.


Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель. К нам сегодня пришли гости, как вы уже могли заметить. Надеюсь, вы с ними поздоровались?

Воспитатель. Ой, знаете, шла я сегодня к нам в группу и услышала, что малыши, которые с нами гуляют на площадке, не знают, что у некоторых планет есть спутники! Вот вы знаете об этом? (Да) А хотите ли вы узнать, из чего сделаны некоторые спутники, собрать и рассмотреть настоящие минералы, а потом, во время прогулки, рассказать об этом малышам? (Да) Тогда давайте же отправимся в нашу космическо-математическую экспедицию! Кто готов, покажите мне вашу готовность прямыми спинами и самыми идеально сложенными полочками руками.

Воспитатель. Отлично! Тогда приступаем к поездке!

Основная часть.

Воспитатель. Подскажите, пожалуйста, кто из вас знает, где находится какой-нибудь спутник планеты и как туда попасть?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, но я, вот, совсем не знаю дороги, мне нужно какое-то приспособление, которое укажет путь. Где есть реки, но нет воды? Есть города, но нет зданий? Есть леса, но не деревьев? Что это такое?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, это географическая карта. Мы с вами создадим свою карту сегодняшнего космическо-математического путешествия и будем на ней отмечать наш путь.

Игра «Геометрические фигуры на листе»

Воспитатель. Для начала, хочу проверить, помните ли вы названия геометрических фигур.

Воспитатель показывает по очереди геометрические фигуры, дети их называют.

Воспитатель. У каждого из вас на столе есть большой прямоугольник. Положите его перед собой. Это будет основа нашей карты. В правый верхний угол поставьте круг. В левый нижний угол поставьте прямоугольник. В центр поставьте изображение нашей планеты, - как там она называется, - чтоб мы не забыли вернутся обратно. В правый нижний угол поставьте овал. В левый нижний угол треугольник. Замените овал на трапецию, а треугольник на ромб.

Воспитатель вывешивает итоговую карту на доске.

Воспитатель. Сверьте, пожалуйста, чтоб ваша карта выглядела также, как на доске, чтоб мы не потерялись. У кого нашлась ошибка, исправляем. У кого ошибки нет, геометрические фигуры к карте можно приклеить. А кто хочет, можно даже написать названия планет на ней

Дети клеят карту. Воспитатель выкладывает математические пеналы на столы.

Воспитатель. Карты, вот, у нас готовы, можно заводить моторы. Ой, а вы защитный пин-код для системы знаете? И я не знаю, но где-то у меня тут был один сайт, который может нам в этом помочь. Пока я сайт ищу, вам задание: выложить на столе цифры от 1 до 20, но только, чур, без ошибок.

Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 20. Воспитатель готовит доску и фломастеры для неё.

Воспитатель. Я нашла сайт, а вы уже закончили? Как вы быстро всё делаете, как настоящие космонавты. Сайт уже довольно старый, с телефона плохо открывается и ответ так просто не даёт, но он может дать нам подсказки.

Игра «Пин-код»

Воспитатель. Ответ на каждый из вопросов надо записать на доске по очереди. Эти числа по порядку и есть нужный нам защитный пин-код для разблокировки. Если задание выполним верно, получим ещё одну звёздочку.

  1. Назовите и напишите число, которое больше 4, но меньше 6 (5)
  2. Назовите и выделите число, которое больше 10, но меньше 12 (11)
  3. Выделите соседей числа 8 (7 и 9)
  4. Выделите число, которое стоит перед 15 (14)
  5. Выделите число, которое стоит после 18 (19)
  6. Выделите соседей числа 2 (1 и 3)
  7. Выделите число, которое самое большое (20)
  8. Выделите число, которое меньше 19, но больше 17 (18)

Итоговый код: 5 11 7 9 14 19 1 3 20 18

Дети записывают по очереди числа, и на доске появляется пин код. В конце воспитатель клеит на карту серебряную звёздочку.

Воспитатель. Отлично, теперь точно можно отправляться в путь! Космические исследователи, встали в круг! Слушай мою команду! Проверяем, весь ли экипаж на месте. Пристегнули ремни безопасности! Начинаем обратный отсчёт времени от 20 и запускаем космические аппараты! (дети считают от 20 до 1) Поехали!

Запуск космических аппаратов

Воспитатель.  Наш полёт начался. Посмотрите, а как много вокруг звёзд! Раз уж мы стоим, давайте поиграем?

Игра «Роботы и звёздочки» (физ-культ минутка)

Пока проходит игра, воспитатель берёт в руки карточки с названием месяцев, а на столе раскладывает циферблаты и цветные карандаши (красный, зелёный, синий, жёлтый, фиолетовый)

Воспитатель. Стоп игра!

Дети останавливаются.

Воспитатель. Подскажите, пожалуйста, а сколько нам ещё лететь? Вы уже знаете особенности космоса (дети могут назвать: нет воздуха, нет гравитации, нет звуков, постоянно темно и всегда светят звёзды). Поэтому космонавтам и космическим путешественникам, таким как мы, нужно очень хорошо ориентироваться во времени. Каждый настоящий космонавт знает о днях недели, о месяцах, о минутах, о часах. Так что, проверю-ка я ваши знания в этом вопросе. Кто знает ответ, поднимает руку.

Игра «Время». За каждый ответ ребёнка воспитатель даёт ему карточку.

  1. Сколько дней в неделе? (7)
  2. Кто сможет назвать день недели между пятницей и понедельником? (суббота, воскресенье; выходные)
  3. Какой день недели сегодня? (четверг)
  4. Какой день недели был вчера? (среда)
  5. Какой день недели будет завтра? (пятница)
  6. Сколько месяцев в году? (12)
  7. Кто сможет назвать все месяцы осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
  8. Какой сейчас месяц? (апрель)
  9. Какой месяц был до апреля? (март)
  10.  Какой месяц будет после апреля? (май)
  11.  Какой месяц в году самый короткий? (февраль)
  12.  Какие два месяца имеют схожее название? (июнь, июль)
  13.  Каким месяцем год заканчивается? (декабрь)
  14.  Каким месяцем год начинается? (январь)
  15.  Какой месяц мы еще не назвали? (август)

Воспитатель. Интересно. А теперь переверните свои заработанные карточки. На них написаны месяцы. Ваша задача прочитать названия месяца в том порядке, в каком они идут в году и друг за другом в этой последовательности сесть за столы на свои рабочие места.

Дети читают месяца с карточек и садятся за столы.

Воспитатель. Какие вы молодцы. Заработали ещё одну звезду на нашу карту.

Воспитатель приклеивает ещё одну звёздочку к карте на доске.

Игра «Время. Часы»

Воспитатель. У меня для вас есть задание самое сложное, с часами. Я вам скажу режим дня космонавта на орбите в какой-то определённый час, а вам нужно отметить это время часовыми стрелками на часах, которые лежат у вас на столах.

  1. Космонавты просыпаются в 6 часов утра. Отметьте это время зелёным карандашом.
  2. В 9 часов утра космонавты занимаются физическими упражнениями. Отмечаем красным карандашом.
  3. В 13 часов дня (или в час дня) космонавты обедают. Отметим это время жёлтым карандашом.
  4. Космонавты созваниваются с родственниками и коллегами с Земли в 17 часов вечера (или в 5 часов вечера). Отметим это время фиолетовым карандашом.
  5. Спать космонавты ложатся спать в 9 часов вечера (в 21 час). Отметим это время синим карандашом.
  6. Вопрос. Какие два цвета на циферблате у вас совпали? (красный и синий)

Воспитатель. Какие вы молодцы! Мне кажется, вы заработали себе ещё одну звёздочку на карту.

Воспитатель приклеивает еще одну звёздочку к карте на доске.

Воспитатель. Летим же скорее уже к космическому телу! Обведите на своей карте в круг то место, на которую хотите приземлится. Может быть, мы с вами даже станем первооткрывателями и войдём в историю. 

Игра «Больше, меньше»

Воспитатель. Мы с вами добрались до неизведанного естественного спутника неизвестной никому планеты. В моих коробочках находятся примеры почвы с поверхности этого спутника. Нам с вами надо только разобраться, какой из них тяжелее. Каждому из вас надо подготовить для этого свои ладошки.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Воспитатель убирает со столов всё лишнее: карандаши, циферблаты, клей. Раскладывает маленьких крокодильчиков и знаки «больше» и «меньше».

Воспитатель. Подойдите к своему столу, пожалуйста. А теперь каждый берёт в ладошки две коробочки с примерами почвы, но не открывает саму коробочку, иначе вся почва высыпется. Ваша задача взвесить в руках коробочки и определить, какая из них тяжелее. В ту сторону и повернуть нашего Голодного Крокодильчика или поставить верный знак.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Проверяем. Открываем коробочки, высыпаем содержимое ко мне в тарелку, а внутри есть цифры. Если ваш знак верно показывает на бОльшую цифру, то и вес вы определили верно.

Проверяется выполнение задания.

Итоговая часть.

Воспитатель. Наша экспедиция подходит к концу. Пора возвращаться на самую живую планету нашей системы, - как там она называется? Пристегните ремни, сосчитайте от 20 до 1 и запустите свои космические аппараты в сторону детского сада!

Запуск космических аппаратов в кругу.

Воспитатель. Вот мы и вернулись на нашу любимую планету Солнечной системы. Как она называется? А, точно, Земля. На память наша экспедиция прихватила с собой целую коробку минералов. Вы можете их посмотреть и потрогать, но сначала расскажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Кому что понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель. Спасибо за внимание, всем деткам до свидания! А для желающих решить простые примеры и раскрасить себе свою собственную ракету, на обороте ваших карт есть дополнительное задание «со звёздочкой». А заработанные сегодня звёздочки можно приклеить на свою карту, чтоб похвастаться родителям о том, как много всего вы сегодня сделали.

Убрать всё со столов и с доски.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №84 Приморского района Санкт-Петербурга

Адрес: ул. Ситцевая, д.3\2    Тел.\факс: 246-51-61

Сайт: gdou84.ru  Электронная почта: gbdou84prim@obr.gov.spb.ru

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(мероприятия с педагогами, родителями, социальными партнёрами)

Ильина Екатерина Владимировна, воспитатель

ГБДОУ детского сада №84 Приморского района Санкт-Петербурга

(Ф.И.О. педагогического работника, должность, место работы)

Открытое мероприятие в форме занятия с детьми подготовительной группы «Космическое путешествие» 10.04.2025г.

(форма, тема и дата проведения мероприятия)

п\п

Ф.И.О.

№ ДОУ

ДОЛЖНОСТЬ

ПОДПИСЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...

Открытое занятие по ФЭМП старшая группа занятие 2, декабрь - вторая неделя "Игровые задания со Снеговиком"

Задачи:Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).Познакомить с цифрами 1 и 2.Дать представление о четырехугольни...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Занятие 41 Тема: «Путешествие в страну Математики»

Программное содержание• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.• Расширять представления о весе предметов.• Закреплять умение видоизменять ге...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема занятия: "Путешествие в математическое королевство"

Во время занятия упражняем детей в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Также на занятии закрепляем знания детей о последовательности дней недели, времён года.Закрепляем представления дете...