Методическая разработка «НУМИКОН КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Методическая разработка посвящена применению системы Нумикон как эффективного средства коррекции математических трудностей у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Цель данной разработки заключается в создании комплексной программы занятий, способствующей улучшению базовых математических представлений и навыков у детей с особенностями психофизического развития.
Работа ориентирована на учителей-дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста, испытывающими сложности в восприятии и понимании математических понятий. Представленные материалы включают подробное изложение этапов внедрения Нумикона в учебно-коррекционную работу, систему поэтапных заданий, стимулирующих восприятие чисел, счёт, сравнение и решение простых арифметических задач.
Особое внимание уделено особенностям организации занятий, методическим рекомендациям по использованию материалов Нумикона, которые позволяют развить у детей внимание, память, мышление и способность оперировать абстрактными математическими объектами через взаимодействие с яркими и осязаемыми формами.
Методика направлена на достижение устойчивого положительного результата в формировании начальных математических компетенций у детей с ЗПР, обеспечивая комплексный подход к коррекции и созданию условий для успешной подготовки к школьному обучению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«НУМИКОН КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Автор разработки:
Лабаева Ксения Сергеевна
Место работы:
МБДОУ «Детский сад №149»
Целевая аудитория:
Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Актуальность:
Задержка психического развития является распространённым нарушением среди детей дошкольного возраста, характеризующимся отставанием темпов созревания познавательных процессов от возрастной нормы. Одной из особенностей таких детей являются трудности освоения элементарных математических представлений и операций. Это обусловлено недостаточной сформированностью восприятия пространства, зрительно-пространственного анализа и синтеза, мелкой моторики рук, внимания и памяти.
Система Нумикона представляет собой эффективное педагогическое средство, которое помогает детям легче усваивать абстрактные понятия математики посредством наглядного материала, основанного на сенсорике и визуализации чисел. Применение Нумикона способствует развитию понимания количественных отношений, последовательности числового ряда, состава числа, улучшает внимание, память и мелкую моторику ребёнка.
Использование методики позволяет эффективно решать коррекционные задачи по формированию начальных математических понятий у дошкольников с ЗПР.
Цель работы:
Разработка методической системы занятий с использованием дидактического набора Нумикон, направленной на преодоление специфических затруднений в освоении основ математики у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- Формирование математических представлений у детей с ЗПР.
- Развитие способности воспринимать количество предметов, формы, величины.
- Овладение навыком сравнения групп предметов, определения количества и счёта.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности мозга путём закрепления представления о составе числа.
- Стимулирование интереса к обучению математике, повышение мотивации и уверенности ребёнка в собственных силах.
Объём работы:
Программа рассчитана на учебный год и включает серию последовательно усложняющихся заданий и упражнений. Занятия проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (до 3–4 человек), продолжительность занятия — 20 минут.
Особенности применения наглядного пособия Нумикон для детей с ЗПР:
При работе с Нумиконом важно учитывать следующие особенности учащихся с ЗПР:
- использование тактильных ощущений и наглядно-образных форм подачи информации;
- постепенное введение новых элементов, следование принципу последовательного усвоения знаний;
- развитие сенсомоторных функций, формирование двигательной активности пальцев руки;
- поддержка положительной эмоциональной реакции ребёнка на обучение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Этап I. Ознакомление с системой Нумикон.
Цель этапа: знакомство детей с материалами Нумикона, осознание соответствия между формой, цветом и числом.
Пример задания: «Собери пазлы». Ребёнок учится соединять элементы, соответствующие определённой форме и цвету, сопоставляя части одного целого (например, цифры и геометрические фигуры). Задания постепенно усложняются добавлением большего количества фигур и цифр.
Этап II. Числовые отношения
Цель этапа: овладение представлением о числе, порядковом счёте, сравнении величин («больше», «меньше»).
Пример задания: «Кто больше?» Используя карточки с изображением животных и набор Нумикона, ребёнок сравнивает число карточек и выбирает соответствующее количество частей. Например, ребёнку предлагается сравнить группы картинок с зайцами и волками, выбрав большую группу и обозначив её количеством соответствующих деталей Нумикона.
Этап III. Состав числа
Цель этапа: формирование представления о составляющих элементах числа, раскрытие состава числа.
Пример задания: «Разложи целое». Ребёнку предлагается разложить число (например, пять) на составляющие части, используя различные комбинации блоков Нумикона. Для этого используется форма «шестиугольник», в которую вставляются другие блоки таким образом, чтобы сумма всех вставленных деталей равнялась заданному числу.
Этап IV. Решение простейших примеров и задач
Цель этапа: закрепление навыков сложения и вычитания простых чисел, подготовка к решению арифметических задач.
Пример задания: «Решение примера». Дети учатся самостоятельно составлять примеры и решать их с помощью материалов Нумикона. Например, задача «Три плюс два равно...» решается путем соединения двух отдельных деталей, символизирующих данные числа, и подсчёта общего количества получившихся элементов.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение уровня восприятия ребёнком пространственно-количественной структуры окружающего мира.
- Освоение начального счета и понимание смысла действий сложения и вычитания.
- Повышение уровня произвольного внимания и мыслительных способностей.
- Формирование позитивного отношения к процессу изучения математики.
Список используемой литературы:
- Бабкина Н.В., Калашникова Г.А. Особенности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития // Специальная психология. — 2018. — № 4. — С. 7–16.
- Ефимова Е.Н. Современные подходы к диагностике и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста / Е.Н. Ефимова // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. — 2019. — № 1. — С. 123–129.
- Жукова Н.С. Использование технологии «Нумикон» в обучении математике детей с особыми образовательными потребностями // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — 2017. — № 5. — С. 3–8.
- Шадрина Ю.Б. Педагогические условия эффективной реализации коррекционно-развивающей программы для дошкольников с задержкой психического развития // Образовательные ресурсы и технологии. — 2019. — № 2. — С. 124–131.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития...

Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)
1.Актуальность.2.Цель.3.Задачи.4.Ожидаемый результат.5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития....

Методическая разработка ( сценарий утренника ) " Краски весны" для детей старшего возраста с задержкой психического развития
Утренник, посвященный празднику 8 марта "Краски весны" для старшей группы ЗПР. История о пробуждении весенних красок , о том, как ребята помогли Кляксе увидеть красоту природы и стать ...
КОРРЕКЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучению памяти человека посвящены работы исследователей: А.Р. Лурия, П.Я. Гальперини, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмоловой, Ж. Пиаже, Д.Б. Эл...

Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по использованию игрового пособия«Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошк...
