Методическая разработка «НУМИКОН КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Лабаева Ксения Сергеевна

Методическая разработка посвящена применению системы Нумикон как эффективного средства коррекции математических трудностей у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).

Цель данной разработки заключается в создании комплексной программы занятий, способствующей улучшению базовых математических представлений и навыков у детей с особенностями психофизического развития.

Работа ориентирована на учителей-дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста, испытывающими сложности в восприятии и понимании математических понятий. Представленные материалы включают подробное изложение этапов внедрения Нумикона в учебно-коррекционную работу, систему поэтапных заданий, стимулирующих восприятие чисел, счёт, сравнение и решение простых арифметических задач.

Особое внимание уделено особенностям организации занятий, методическим рекомендациям по использованию материалов Нумикона, которые позволяют развить у детей внимание, память, мышление и способность оперировать абстрактными математическими объектами через взаимодействие с яркими и осязаемыми формами.

Методика направлена на достижение устойчивого положительного результата в формировании начальных математических компетенций у детей с ЗПР, обеспечивая комплексный подход к коррекции и созданию условий для успешной подготовки к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«НУМИКОН КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Автор разработки:

Лабаева Ксения Сергеевна

Место работы:

МБДОУ «Детский сад №149»

Целевая аудитория:

Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Актуальность:

Задержка психического развития является распространённым нарушением среди детей дошкольного возраста, характеризующимся отставанием темпов созревания познавательных процессов от возрастной нормы. Одной из особенностей таких детей являются трудности освоения элементарных математических представлений и операций. Это обусловлено недостаточной сформированностью восприятия пространства, зрительно-пространственного анализа и синтеза, мелкой моторики рук, внимания и памяти.

Система Нумикона представляет собой эффективное педагогическое средство, которое помогает детям легче усваивать абстрактные понятия математики посредством наглядного материала, основанного на сенсорике и визуализации чисел. Применение Нумикона способствует развитию понимания количественных отношений, последовательности числового ряда, состава числа, улучшает внимание, память и мелкую моторику ребёнка.

Использование методики позволяет эффективно решать коррекционные задачи по формированию начальных математических понятий у дошкольников с ЗПР.

Цель работы:

Разработка методической системы занятий с использованием дидактического набора Нумикон, направленной на преодоление специфических затруднений в освоении основ математики у дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Формирование  математических представлений у детей с ЗПР.
  2. Развитие способности воспринимать количество предметов, формы, величины.
  3. Овладение навыком сравнения групп предметов, определения количества и счёта.
  4. Развитие аналитико-синтетической деятельности мозга путём закрепления представления о составе числа.
  5. Стимулирование интереса к обучению математике, повышение мотивации и уверенности ребёнка в собственных силах.

Объём работы:

Программа рассчитана на учебный год и включает серию последовательно усложняющихся заданий и упражнений. Занятия проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (до 3–4 человек), продолжительность занятия — 20 минут.

Особенности применения наглядного пособия Нумикон для детей с ЗПР:

При работе с Нумиконом важно учитывать следующие особенности учащихся с ЗПР:

  • использование тактильных ощущений и наглядно-образных форм подачи информации;
  • постепенное введение новых элементов, следование принципу последовательного усвоения знаний;
  • развитие сенсомоторных функций, формирование двигательной активности пальцев руки;
  • поддержка положительной эмоциональной реакции ребёнка на обучение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Этап I. Ознакомление с системой Нумикон.

Цель этапа: знакомство детей с материалами Нумикона, осознание соответствия между формой, цветом и числом.

Пример задания: «Собери пазлы». Ребёнок учится соединять элементы, соответствующие определённой форме и цвету, сопоставляя части одного целого (например, цифры и геометрические фигуры). Задания постепенно усложняются добавлением большего количества фигур и цифр.

Этап II. Числовые отношения

Цель этапа: овладение представлением о числе, порядковом счёте, сравнении величин («больше», «меньше»).

Пример задания: «Кто больше?» Используя карточки с изображением животных и набор Нумикона, ребёнок сравнивает число карточек и выбирает соответствующее количество частей. Например, ребёнку предлагается сравнить группы картинок с зайцами и волками, выбрав большую группу и обозначив её количеством соответствующих деталей Нумикона.

Этап III. Состав числа

Цель этапа: формирование представления о составляющих элементах числа, раскрытие состава числа.

Пример задания: «Разложи целое». Ребёнку предлагается разложить число (например, пять) на составляющие части, используя различные комбинации блоков Нумикона. Для этого используется форма «шестиугольник», в которую вставляются другие блоки таким образом, чтобы сумма всех вставленных деталей равнялась заданному числу.

Этап IV. Решение простейших примеров и задач

Цель этапа: закрепление навыков сложения и вычитания простых чисел, подготовка к решению арифметических задач.

Пример задания: «Решение примера». Дети учатся самостоятельно составлять примеры и решать их с помощью материалов Нумикона. Например, задача «Три плюс два равно...» решается путем соединения двух отдельных деталей, символизирующих данные числа, и подсчёта общего количества получившихся элементов.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение уровня восприятия ребёнком пространственно-количественной структуры окружающего мира.
  • Освоение начального счета и понимание смысла действий сложения и вычитания.
  • Повышение уровня произвольного внимания и мыслительных способностей.
  • Формирование позитивного отношения к процессу изучения математики.

Список используемой литературы:

  1. Бабкина Н.В., Калашникова Г.А. Особенности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития // Специальная психология. — 2018. — № 4. — С. 7–16.
  2. Ефимова Е.Н. Современные подходы к диагностике и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста / Е.Н. Ефимова // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. — 2019. — № 1. — С. 123–129.
  3. Жукова Н.С. Использование технологии «Нумикон» в обучении математике детей с особыми образовательными потребностями // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — 2017. — № 5. — С. 3–8.
  4. Шадрина Ю.Б. Педагогические условия эффективной реализации коррекционно-развивающей программы для дошкольников с задержкой психического развития // Образовательные ресурсы и технологии. — 2019. — № 2. — С. 124–131.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития...

Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

1.Актуальность.2.Цель.3.Задачи.4.Ожидаемый результат.5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития....

Методическая разработка ( сценарий утренника ) " Краски весны" для детей старшего возраста с задержкой психического развития

Утренник, посвященный празднику 8 марта "Краски весны" для старшей группы ЗПР.  История о пробуждении весенних красок , о том, как ребята помогли Кляксе увидеть красоту природы и стать ...

КОРРЕКЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Изучению памяти человека посвящены работы исследователей: А.Р. Лурия, П.Я. Гальперини, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмоловой, Ж. Пиаже, Д.Б. Эл...

Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по использованию игрового пособия«Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошк...