КОРРЕКЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Изучению памяти человека посвящены работы исследователей: А.Р. Лурия, П.Я. Гальперини, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмоловой, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и мн.др.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития стала особенно актуальной в последние годы. В дошкольный период происходит процесс интенсивного умственного развития ребенка.

В настоящее время широко используется следующее определение задержки психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это замедление темпа психики ребенка, выражающееся в неадекватности общего богатства знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и быстром насыщении интеллектуальной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучению памяти человека посвящены работы исследователей: А.Р. Лурия, П.Я. Гальперини, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмоловой, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и мн.др.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития стала особенно актуальной в последние годы. В дошкольный период происходит процесс интенсивного умственного развития ребенка.

В настоящее время широко используется следующее определение задержки психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это замедление темпа психики ребенка, выражающееся в неадекватности общего богатства знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и быстром насыщении интеллектуальной деятельности.

Проблема задержки психического развития исследовалось педагогами и психологами, такими как Т.А. Власова, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, К.С., К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Н.А. Цыпина и др.

По словам А.Н. Леонтьева, сознательный контроль над психическим развитием ребенка в первую очередь достигается за счет контроля его наиболее важных отношений с реальностью.

В своих работах Л.С. Выготский выдвинул предположение, что ребенок с нормой развития и ребенок с отклонением развиваются по одним и тем же принципам, и законам. 

 Именно это положение позволило использовать законы развития нормально развивающегося дошкольника при изучении детей с задержкой психического развития в процессе развивающей и коррекционно-воспитательной работы.

 Одним из важнейших направлений научных исследований в области ЗПР является дальнейшее изучение памяти, которая играет ключевую роль в познавательной деятельности человека и, следовательно, в его обучении.

Когда ребенок в школу, объем информации, которые необходимо усваивать ежедневно, резко возрастает. Запоминание информации прежним, распространенным в дошкольном возрасте, механическим способом (повторное произношение усваиваемого материала) с каждым годом обучения становится менее эффективным.

Анализ структуры мнемической деятельности ребенка позволяет выявить ряд различных по сложности, назначению и уровню развития видов и форм памяти. Среди них непроизвольная память принадлежит онтогенетически ранним. Он преобладает у детей дошкольного возраста в начале школьного возраста и продолжает занимать место в более поздний период. Поэтому вопрос развития познавательной сферы этих детей, в том числе их памяти, является одним из важнейших в подготовке детей с задержкой психического развития к школе С другой стороны, учитывая значительный интерес исследователей к проблеме развития памяти у детей с задержкой психического развития, накопленные к настоящему времени данные о состоянии мнемических способностей этих детей и их коррекции недостаточны.

Таким образом, исследование памяти дошкольников с задержкой психического развития — одна из важных психолого-педагогических проблем.

Цель исследования – разработка программы коррекции нарушений процессов памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

Предмет исследования – коррекция процессов памяти.

Объект исследования – коррекция процессов памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования –  систематическое и целенаправленное включении дидактических игр в психокоррекционный процесс будет способствовать коррекции нарушений процессов памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования.

1. Раскрыть понятие память дошкольников с ЗПР в науке и практике.

2. Скомпоновать пакет методик эмпирического исследования особенностей памяти у дошкольников с ЗПР.

3. Выявить особенности памяти дошкольников с ЗПР.

4. Разработать коррекционную программу для дошкольников с задержкой психического развития.

5. Апробировать программу психокоррекции нарушений процессов памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 

6. Статистически обработать результаты методик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя диагностика и коррекция младших дошкольников с задержкой психического развития

из опыта работы педагога-дефектолога с младшими дошкольниками с задержкой психического развития...

Нарушения памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

Характеристика памяти по различным этиопатогенетическим формам ЗПР....

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...

Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация

Описание практики инклюзивного образования «Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмо...