Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Описание практики инклюзивного образования «Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание практики: Создание мультфильмов в технике "перекладная анимация" | 24.78 КБ |
Создание мультфильмов в технике "перекладная анимация" | 363.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание практики инклюзивного образования
«Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация».
Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество детей с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. В настоящее время в системе дошкольного воспитания и обучения и в специальной педагогике активно используют новые информационные технологии: компьютерные развивающие программы, игры, мультфильмы. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями, развитию личности ребенка в целом, повышают качество его обучения.
Имея опыт работы в технике «песочная анимация» я решила расширить свой опыт по созданию мультфильмов, но уже в новой технике «перекладная анимация» для решения коррекционно – развивающих задач, так как у детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается снижение познавательной активности, затруднены мыслительные операции, задержка речевого развития, что мешает более глубокому изучению ребенком свойств предметов, явлений.
Цель: развитие познавательной, творческой и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями через участие в создании мультфильмов в технике «перекладная анимация».
Задачи:
Обучающие: обучать этапам создания мультфильма; правилам составления рассказа; поощрять речевую активность детей, обогащать представления об окружающей действительности, формировать элементарные математические представления.
Развивающие: развивать познавательные процессы; пространственное восприятие; мелкую моторику, координацию движений; совершенствовать речевые умения.
Коррекционные: расширять и уточнять круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех анализаторов.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца; уверенность в себе, своих силах.
Для решения задач используются разнообразные средства: доска с ковролиновой поверхностью либо стол, где будет располагаться сцена мультфильма; цифровой фотоаппарат/ телефон с камерой; штатив (высота штатива предпочтительна такая, чтобы ребенок в экране фотоаппарата видел ту картинку, которую снимает); освещение (я предпочитаю искусственное, оно постоянное, когда же используется фотовспышка или естественный свет – на кадрах заметны колебания); микрофон (он потребуется позже, когда вы подойдете к этапу озвучивания роли); проектор, компьютер.
Организационными механизмами в данной практике является совместная деятельность с ребенком, которая проводится в рамках индивидуального коррекционно – развивающего занятия, с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Создание мультфильмов в технике «перекладная анимация» рекомендованно проводить с одним ребенком или микрогруппе (2 чел.) с целью сохранения устойчивого интереса, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития детей, введение динамических пауз с целью снижения утомляемости.
Работа проводится с учетом технологических этапов создания мультфильма:
1. Выбор темы: можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей); можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество). Для составления сказки я использую алгоритм, чтобы детям было проще ориентироваться: начало, развитие действия, развязка, концовка. На этом этапе у детей пополняется и расширяется словарь в зависимости от выбранной темы мультфильма («Зима», «Зимующие птицы» и др.), обогащаются представления об окружающем мире, явлениях природы, закрепляются математические представления («Ежик в осеннем лесу»).
2. Раскадровка: Этим этапом пренебрегать не следует, т.к. это своеобразный план мультфильма, где дети, в карандаше, без акцента на эстетику, делают для себя зарисовку будущих сцен и их последовательность (как бы мысленно проигрывая свой фильм в голове, чтобы не упустить какую-либо часть). В вечернее время дети самостоятельно или вместе с родителями изготавливают атрибуты: героев будущего мультфильма, дополнительные плоскостные объекты (деревья, солнце и.т.д.) в соответствие со сценарием (рисуют, вырезывают готовые картинки). На этом этапе у ребенка развиваются целостность, предметность восприятия, умение устанавливать причинно –следственные связи, зрительно - моторные координации, мелкая моторика. Развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции.
3.Непосредственно съемочный процесс. На данном этапе ребенок, опираясь на свою раскадровку выкладывает на вертикальной (горизонтальной) плоскости «стартовый» рисунок с которого начнется будущий мультфильм. Придерживаясь сюжетной последовательности, ребенок самостоятельно передвигает, добавляет персонажей, фотографирует и отслеживает результат качества сделанного кадра. Таким образом, развивается ориентировка в пространстве, умение работать на микроплоскости.
4. Озвучивание: дети заучивают текст, отрывки, учатся голосом показывать смысловую интонацию, делать паузы, ставить ударения в словах, произносить слова правильно, здесь же происходит запись детских голосов на диктофон. На данном этапе прослеживается тесная взаимосвязь с учителем - логопедом в работе по автоматизации поставленных у ребенка звуков.
5. Монтаж: после прорисовки всего фильма картинки монтируются в приложении Windows киностудия, в нем же накладывается звук, записанный на компьютер. Данную работу выполняет педагог.
6. Просмотр и обсуждение мультфильмов (презентация продукта деятельности) В практике просмотр мультфильмов происходит во второй половине дня со всеми детьми старшего дошкольного возраста. В дальнейшем планирую показ детских познавательных мультфильмов на родительском собрании с детьми, а также с детьми младшего возраста.
Практика направлена на достижение детьми следующих результатов: развитие высших психических функции: мышление, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), речи; формирование математических представлений, временных и пространственных ориентировок; расширение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование начальных представлений о процессе съемки и этапах создания мультфильма; развитие активности и инициативы в процессе создания мультфильма; умения планировать и доводить свою работу до конца.
В качестве диагностического инструментария для отслеживания результатов проведенной работы использую метод наблюдения за игровой и самостоятельной деятельностью детей, а также диагностические методики в рамках дефектологического обследования («Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Перекладная анимация» - старейший вид анимации. Нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру либо используется целостной картинкой. Отсюда и название - перекладка!
Этапы создания мультфильма Монтаж Просмотр мультфильма
Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Выбор темы На данном этапе предлагаются готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей); можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество). Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: Пополнять и расширять словарь по теме. Обогащать представления об окружающем мире. Формировать временные представления (о цикличности частей суток).
Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Раскадровка На этом этапе делаются зарисовки будущих сцен где прослеживается их последовательность. Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: (как пример) Развивать целостность, предметность восприятия. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. Развивать навыки самоконтроля.
Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Изготовление персонажей, атрибутов В соответствие со сценарием и раскадровкой дети рисуют, вырезывают готовые картинки (персонажи, атрибуты, «декорации»). Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: Развивать зрительно – моторные координации. Развивать мелкую моторику.
Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Съемочный процесс Ребенок, опираясь на свою раскадровку выкладывает на вертикальной (горизонтальной) плоскости «стартовый» рисунок с которого начнется будущий мультфильм. Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: Развивать ориентировку в пространстве. Развивать умение работать на микроплоскости .
Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Озвучивание Дети заучивают текст, отрывки. Здесь же происходит запись детских голосов на диктофон. Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: - Учить голосом показывать смысловую интонацию, делать паузы, ставить ударения, произносить слова правильно.
Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Монтаж Данную работу выполняет педагог. Картинки монтируются в приложении Windows киностудия, в нем же накладывается звук, записанный на диктофон либо компьютер. Просмотр мультфильма Просмотр и обсуждение мультфильмов (презентация продукта деятельности)
Мультфильм
Результаты коррекционно – развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация » Развивается мышление, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), речь Формируются математические представления, временные и пространственные ориентировки Расширяется круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности Появляются начальные представления о процессе съемки и этапах создания мультфильма Развивается активность и инициатива в процессе создания мультфильма, умения планировать и доводить свою работу до конца
Спасибо за внимание https://dou24.ru/z17/ https :// nsportal . ru / sartakova - a - s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...
«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...
Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...
Особенности развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы по развитию сотрудничества у детей с ЗПР...
Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...
Консультация: «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
Консультация учителя-дефектолога для воспитателя...