Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сартакова Алена Сергеевна

Описание практики инклюзивного образования «Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание практики инклюзивного образования

«Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация».

Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество детей с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. В настоящее время в системе дошкольного воспитания и обучения и в специальной педагогике активно используют новые информационные технологии: компьютерные развивающие программы, игры, мультфильмы. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями, развитию личности ребенка в целом, повышают качество его обучения.   

Имея опыт работы в технике «песочная анимация» я решила расширить свой опыт по созданию мультфильмов, но уже в новой технике «перекладная анимация» для решения коррекционно – развивающих задач, так как у  детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается снижение познавательной активности, затруднены мыслительные операции, задержка речевого развития, что мешает более глубокому изучению ребенком свойств предметов, явлений.

Цель: развитие познавательной, творческой и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями через участие в создании мультфильмов в технике «перекладная анимация».

Задачи:

Обучающие: обучать этапам создания мультфильма; правилам составления рассказа; поощрять речевую активность детей, обогащать представления об окружающей действительности, формировать элементарные математические представления.

Развивающие: развивать познавательные процессы; пространственное восприятие; мелкую моторику, координацию движений; совершенствовать речевые умения.

Коррекционные: расширять и уточнять круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех анализаторов.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца; уверенность в себе, своих силах.

Для решения задач используются разнообразные средства: доска с ковролиновой поверхностью либо стол, где будет располагаться сцена мультфильма; цифровой фотоаппарат/ телефон с камерой; штатив (высота штатива предпочтительна такая, чтобы ребенок в экране фотоаппарата видел ту картинку, которую снимает); освещение (я предпочитаю искусственное, оно постоянное, когда же используется фотовспышка или естественный свет – на кадрах заметны колебания); микрофон (он потребуется позже, когда вы подойдете к этапу озвучивания роли); проектор, компьютер.

Организационными механизмами в данной практике является совместная деятельность с ребенком, которая проводится в рамках  индивидуального коррекционно – развивающего занятия, с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Создание мультфильмов в технике «перекладная анимация» рекомендованно проводить  с одним ребенком или микрогруппе (2 чел.) с целью сохранения устойчивого интереса, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития детей, введение динамических пауз с целью снижения утомляемости.

Работа проводится с учетом технологических этапов создания мультфильма:

1. Выбор темы: можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей); можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество). Для составления сказки я использую алгоритм, чтобы детям было проще ориентироваться: начало, развитие действия, развязка, концовка. На этом этапе у детей пополняется и расширяется словарь в зависимости  от выбранной темы мультфильма («Зима», «Зимующие птицы» и др.), обогащаются представления об окружающем мире, явлениях природы, закрепляются математические представления («Ежик в осеннем лесу»).

2. Раскадровка: Этим этапом пренебрегать не следует, т.к. это своеобразный план мультфильма, где дети, в карандаше, без акцента на эстетику, делают для себя зарисовку будущих сцен и их последовательность (как бы мысленно проигрывая свой фильм в голове, чтобы не упустить какую-либо часть). В вечернее время дети самостоятельно  или вместе с родителями изготавливают атрибуты: героев будущего мультфильма, дополнительные плоскостные объекты (деревья, солнце и.т.д.)  в соответствие со сценарием (рисуют, вырезывают готовые картинки). На этом этапе у ребенка развиваются целостность, предметность восприятия, умение устанавливать  причинно –следственные связи, зрительно - моторные координации, мелкая моторика. Развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции.

3.Непосредственно съемочный процесс. На данном этапе ребенок, опираясь на свою раскадровку выкладывает на вертикальной (горизонтальной) плоскости «стартовый» рисунок с которого начнется будущий мультфильм. Придерживаясь сюжетной последовательности, ребенок самостоятельно передвигает, добавляет персонажей, фотографирует и отслеживает результат качества сделанного кадра. Таким образом, развивается ориентировка  в пространстве, умение работать на микроплоскости.

4. Озвучивание: дети заучивают текст, отрывки, учатся голосом показывать смысловую интонацию, делать паузы, ставить ударения в словах, произносить слова правильно, здесь же происходит запись детских голосов на диктофон. На данном этапе  прослеживается тесная взаимосвязь с учителем - логопедом в работе по автоматизации поставленных у ребенка звуков.

5. Монтаж: после прорисовки всего фильма картинки монтируются в приложении Windows киностудия, в нем же накладывается звук, записанный на компьютер. Данную работу выполняет педагог.

6. Просмотр и обсуждение мультфильмов (презентация продукта деятельности) В практике просмотр мультфильмов происходит во второй половине дня со всеми детьми старшего дошкольного возраста. В дальнейшем планирую показ детских познавательных мультфильмов на родительском собрании  с детьми, а также с детьми  младшего возраста.

Практика направлена на достижение детьми следующих результатов: развитие высших психических функции: мышление,  восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), речи; формирование математических представлений, временных и пространственных ориентировок; расширение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование  начальных представлений о процессе съемки и этапах создания мультфильма; развитие активности и инициативы в процессе создания мультфильма; умения планировать и доводить свою работу до конца.

В качестве диагностического инструментария для отслеживания результатов проведенной работы использую метод наблюдения за игровой и самостоятельной деятельностью детей, а также диагностические методики в рамках дефектологического обследования («Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе создания мультфильмов в технике «перекладная анимация »

Слайд 2

«Перекладная анимация» - старейший вид анимации. Нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру либо используется целостной картинкой. Отсюда и название - перекладка!

Слайд 3

Этапы создания мультфильма Монтаж Просмотр мультфильма

Слайд 4

Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Выбор темы На данном этапе предлагаются готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей); можно придумать свой собственный сюжет (предлагает педагог, родитель, собственный рассказ ребенка или совместное творчество). Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: Пополнять и расширять словарь по теме. Обогащать представления об окружающем мире. Формировать временные представления (о цикличности частей суток).

Слайд 5

Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Раскадровка На этом этапе делаются зарисовки будущих сцен где прослеживается их последовательность. Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: (как пример) Развивать целостность, предметность восприятия. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи. Развивать навыки самоконтроля.

Слайд 6

Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Изготовление персонажей, атрибутов В соответствие со сценарием и раскадровкой дети рисуют, вырезывают готовые картинки (персонажи, атрибуты, «декорации»). Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: Развивать зрительно – моторные координации. Развивать мелкую моторику.

Слайд 7

Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Съемочный процесс Ребенок, опираясь на свою раскадровку выкладывает на вертикальной (горизонтальной) плоскости «стартовый» рисунок с которого начнется будущий мультфильм. Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: Развивать ориентировку в пространстве. Развивать умение работать на микроплоскости .

Слайд 8

Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Озвучивание Дети заучивают текст, отрывки. Здесь же происходит запись детских голосов на диктофон. Задачи, которые может решать педагог на данном этапе: - Учить голосом показывать смысловую интонацию, делать паузы, ставить ударения, произносить слова правильно.

Слайд 9

Этапы работы над созданием мультфильма Этап Содержание деятельности Монтаж Данную работу выполняет педагог. Картинки монтируются в приложении Windows киностудия, в нем же накладывается звук, записанный на диктофон либо компьютер. Просмотр мультфильма Просмотр и обсуждение мультфильмов (презентация продукта деятельности)

Слайд 10

Мультфильм

Слайд 11

Результаты коррекционно – развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация » Развивается мышление, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), речь Формируются математические представления, временные и пространственные ориентировки Расширяется круг представлений о предметах и явлениях окружающей действительности Появляются начальные представления о процессе съемки и этапах создания мультфильма Развивается активность и инициатива в процессе создания мультфильма, умения планировать и доводить свою работу до конца

Слайд 12

Спасибо за внимание https://dou24.ru/z17/ https :// nsportal . ru / sartakova - a - s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...

Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...