Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития через моделирование рассказывания
материал на тему
Опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода моделирования сказок путем кодирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Тыщенко Галина Ивановна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №168»
Научный руководитель: Г.А. Святоха
Аннотация: в данной статье описывается актуальность рассмотрения овладение речью методом моделирования сказок детьми с общим недоразвитием речи. Описаны педагогические условия формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Подведение итогов.
Ключевые слова: моделирование, кодирование, недоразвитие речи.
Речь ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. Овладение речью перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Развитая личность, обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры. Она владеет умениями правильно выражать свои мысли, пользуется достаточно обширным и постоянно расширенным словарным запасом, умеет правильно строить предложения, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, спрашивать и отвечать на вопросы. Поэтому важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Помочь детям более полно овладеть видами речевой деятельности стало основной целью работы, для достижения которой были определены следующие задачи:
1.Развивать умение слушать.
2.Обогатить словарный запас.
3.Развивать умение детей аргументировать свои высказывания, помочь ребенку ясно и понятно излагать свои мысли.
4.Формировать грамматически правильную речь - работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
5. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей.
6.Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.
7.Развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.
8.Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели; уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс- воображение.
Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества старших дошкольников. Это имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности.
Проблемное поле исследования возникает при работе с детьми с общим недоразвитием речи - речевой патологией, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Характерное своеобразие нарушения слоговой структуры проявлялась в том, что понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ, происходит недостаточная внятность, нет выразительности речи, нечеткая дикция.
В использование детьми простых и распространенных предложений, их структура может нарушаться. Дети испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что также обуславливает своеобразие их связной речи. Дети затрудняются употреблять в речи обобщающие понятия, слова с абстрактным и переносным значением.
У детей наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти и продуктивного запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Все это затрудняет умение детей вовремя включиться в учебно-игровую деятельность.
Для практического решения проблемы развития речи у детей наиболее важным является использование метода моделирования сказок путем кодирования. Так как у детей, посещающих коррекционную группу, нарушена память, а быстрота развертывания событий в сказках великолепно сочетаются с повторностью, которые и помогают ребенку запомнить сказку.
Пересказ художественного произведения – один из видов рассказывания по восприятию. Ребенок овладевает упражнением пересказывать, если он располагает непосредственным опытом, опирается на ассоциативное образное мышление, слуховое внимание и память. Языковая задача этого вида рассказывания – выработка интонационной выразительности. Давая образец пересказа, воспитатель проникается мыслями и чувствами автора, читает не только текст, но и подтекст, стремится осознать характеры литературных героев.
Рассказывание по памяти – последовательная и образная передача в устной речи события, имевшего место в жизни рассказчика. Языковая задача этого вида рассказывания – уточнение и активизация словаря, упражнения в построении фраз и рассказа в целом, работа над эмоциональной выразительностью речи. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Рассказывание по воображению - творческое, так как требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам или узнать о них из художественной литературы.
В процессе обучения творческому рассказыванию совершенствуются речевые навыки ребенка. Творческие рассказы по сложности речевых задач делятся на несколько видов: продолжение и завершение рассказа, начатого воспитателем, придумывание рассказа по опорным словам, придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем.
Использование заместителей при пересказе сказки, ее отдельных эпизодов развивает у детей мышление, воображение, память при отборе по величине, цвету, форме.
Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы:
- знакомство со сказкой;
- освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности; развитие словаря, грамматического строя , связной, выразительной речи;
- развитие умственных способностей – мышления, памяти, воображения.
В заключении можно сделать выводы:
- Проблему коррекции речевой и интеллектуальной деятельности у детей с общим недоразвитием речи можно осуществлять путем использования метода моделирования сказок путем кодирования.
- Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи, то в процессе обучения дети расширяют словарный запас, понимают значение обиходно-разговорных слов. У детей развивается грамматический строй речи, улучшилась связная речь.
3. В процессе моделирования сказок у детей повышается активность, интерес к выполнению речевых заданий, сосредоточенность внимания, улучшилась память, формируется положительная мотивация, развивается самоконтроль.
4. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи.
5. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме. А также сочинению рассказа по замыслу.
Подведя итоги можно сказать, что в силу сложности и многоаспектности умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка, метод моделирования сказок методом кодирования не исчерпывает всего многообразия проблемы формирования речевых аспектов и не претендует на его исчерпывающее решение. Требуется дальнейшее исследование такого творчества (сочинение детьми сказки), которые иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.
Список использованной литературы
1. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - Москва, 1989.
3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М., 2001.
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
5. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л.П. Федоренко. Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение. 1984.
6. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.. 1990.
7. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф.А. Сохина. – М. 1994.
8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
9. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.–255с.
11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Консультация для педагогов:" Развитие связной монологической речи у старших дошкольников"
Раскрывается значение развитой связной монологической речи для формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...
Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"
Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...
Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»
Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...
Комментарии
Использование метода моделирования сказок путем кодирования в ра