Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития через моделирование рассказывания
материал на тему

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода моделирования сказок путем кодирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Тыщенко Галина Ивановна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №168»

Научный руководитель:  Г.А. Святоха

Аннотация: в данной статье описывается актуальность рассмотрения овладение речью методом моделирования сказок детьми с общим недоразвитием речи. Описаны педагогические условия  формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Подведение итогов.

Ключевые слова: моделирование, кодирование, недоразвитие речи.

Речь   ребенка  формируется  в  общении  с  окружающими  его людьми. Овладение речью перестраивает всю  психику  ребенка,  позволяет ему воспринимать явления более  осознанно  и  произвольно. Развитая личность, обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры. Она владеет умениями правильно выражать свои мысли, пользуется достаточно обширным и постоянно расширенным словарным запасом, умеет правильно строить предложения, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, спрашивать и отвечать на вопросы.  Поэтому    важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте  и правильности. Помочь детям более полно овладеть видами речевой деятельности стало основной целью работы, для достижения которой были определены следующие задачи:

1.Развивать умение слушать.

2.Обогатить словарный запас.

3.Развивать умение детей аргументировать свои высказывания, помочь ребенку ясно и понятно излагать свои мысли.

4.Формировать грамматически правильную речь - работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.

5. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей.

6.Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям.

7.Развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.

8.Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели; уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс- воображение.

Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества старших дошкольников. Это имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности.

Проблемное поле исследования возникает при работе с детьми  с общим недоразвитием речи -  речевой патологией, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Характерное своеобразие нарушения слоговой структуры проявлялась в том, что понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ, происходит недостаточная внятность,  нет выразительности речи, нечеткая дикция.  

В использование детьми простых и распространенных предложений,  их структура может нарушаться.  Дети испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что также обуславливает своеобразие их связной речи. Дети затрудняются употреблять в речи обобщающие понятия, слова с абстрактным  и переносным значением.

У детей наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти и продуктивного запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Все это затрудняет умение детей вовремя включиться в учебно-игровую деятельность.

Для практического решения проблемы развития речи у детей наиболее важным является использование метода моделирования сказок путем кодирования. Так как у детей, посещающих коррекционную группу, нарушена память, а   быстрота развертывания событий в сказках великолепно сочетаются с повторностью, которые и помогают ребенку запомнить сказку.

Пересказ художественного произведения – один из видов рассказывания по восприятию. Ребенок овладевает упражнением пересказывать, если он располагает непосредственным опытом, опирается на ассоциативное образное мышление, слуховое внимание и память. Языковая задача этого вида рассказывания – выработка интонационной выразительности. Давая образец пересказа, воспитатель проникается мыслями и чувствами автора, читает не только текст, но и подтекст, стремится осознать характеры литературных героев.

Рассказывание по памяти – последовательная и образная передача в устной речи события, имевшего место в жизни рассказчика. Языковая задача этого вида рассказывания – уточнение и активизация словаря, упражнения в построении фраз и рассказа в целом, работа над эмоциональной выразительностью речи. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Рассказывание по воображению - творческое, так как требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам или узнать о них из художественной литературы.

В процессе обучения творческому рассказыванию совершенствуются речевые навыки ребенка. Творческие рассказы по сложности речевых задач делятся на несколько видов: продолжение и завершение рассказа, начатого воспитателем, придумывание рассказа по опорным словам, придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем.

Использование заместителей при пересказе сказки, ее отдельных эпизодов  развивает у детей мышление, воображение, память при отборе по величине, цвету, форме.

Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы:

-   знакомство со сказкой;

- освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности; развитие словаря, грамматического строя , связной, выразительной речи;

- развитие умственных способностей – мышления, памяти, воображения.

В заключении можно сделать выводы:

  1. Проблему коррекции речевой и интеллектуальной деятельности  у детей  с общим недоразвитием речи можно осуществлять путем использования метода моделирования сказок путем кодирования.
  2.  Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи, то в процессе обучения дети расширяют словарный запас, понимают значение обиходно-разговорных слов. У детей развивается грамматический строй речи, улучшилась связная речь.

3. В процессе моделирования сказок у детей повышается активность, интерес к выполнению речевых заданий, сосредоточенность внимания, улучшилась память, формируется  положительная мотивация, развивается самоконтроль.

4. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи.

5. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме. А также сочинению рассказа по замыслу.

Подведя итоги можно сказать, что в силу сложности и многоаспектности  умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка, метод моделирования сказок методом кодирования не исчерпывает всего многообразия проблемы формирования речевых аспектов и не претендует на его исчерпывающее решение. Требуется дальнейшее исследование такого творчества (сочинение детьми сказки), которые иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки  устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.

Список использованной литературы

1. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - Москва, 1989.

3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М., 2001.

4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

5. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л.П. Федоренко. Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение. 1984.

6. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.. 1990.

7. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф.А. Сохина. – М. 1994.

8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

9. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.–255с.

11. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Консультация для педагогов:" Развитие связной монологической речи у старших дошкольников"

Раскрывается значение развитой связной монологической речи для формирования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Целью данного проекта является создание модели оптимизации развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР в условиях речевой группы ДОУ. Наш проект предполагает осуществление коррек...

Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"

Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Представление педагогического опыта работы «Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники»

Представляю Вам,опыт работы по теме: "Формирование и развитие связной монологической речи у старших дошкольников средствами мнемотехники".Очень активно использую мнемотехнику в своей коррекц...


 

Комментарии

Использование метода моделирования сказок путем кодирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи