Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умный малыш»
рабочая программа по математике
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением донести до дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Однако, дело не в этом. Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением донести до дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Однако, дело не в этом. Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
Рабочая программа творческого объединения бесплатного дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
- Декларация прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-Указ президента № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014г.;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность (профиль) программы. Программа «Умный малыш» - это дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.
1.1. Актуальность
Актуальность представленной программы заключается в том, что готовность к обучению является приоритетной задачей для родителей на данном этапе жизни ребенка. Интеллектуальная готовность ребёнка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является важной для успешного обучения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен «не столько научить ребёнка читать и писать, сколько «приохотить» его к учёбе на протяжении всей жизни». Поэтому формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности – одна из важнейших задач воспитания и обучения нынешнего дошкольника.
Правильно организованная образовательная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Всё это является очень важным и необходимым, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Программа создает условия, которые помогут дошкольнику поверить в свои силы и быть успешным в учебной деятельности.
1.2. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный малыш» рассчитана на детей 4– 6 лет.
В дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Признаком возраста является начинающееся становление личности, овладение творческой деятельностью, познание и имитация мира человеческих взаимоотношений. Социальная ситуация развития характеризуется разделением системы отношений на две ветви: «ребенок – взрослый» и «ребенок-ребенок». Главной направленностью жизнедеятельности является игра, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Кризисным моментом возраста является демонстративное поведение, отказ от правил и обязанностей. Появляется потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Для мотивационной сферы характерно соподчинение мотивов. Возраст характеризуется развитым самосознанием, наглядно-образным мышлением, непроизвольной памятью, правильной речью, целенаправленным анализирующим восприятием. Начинает появляться произвольная память и словесно-логическое мышление.
1.3. Отличительные особенности программы
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).
Программа творческого объединения по развитию логического мышления «Умный малыш», составлена на основе курса математики «Игралочка математика 4 – 5 лет» Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, современных технологий: развивающие игры В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х.Кюизенера, упражнения А.З.Зака, лабиринты, головоломки и т.д.
Творческое объединение представляет уникальные возможности для развития ребенка: занятия оттачивают его ум, тренируют внимание, память, учат логике, формируют жизненно важные личностные качества – аккуратность, трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, развивают алгоритмические навыки и творческие способности и др.
Конкретные математические знания в дошкольном образовании не являются самоцелью, а представляют собой средства развития личностных качеств ребенка, создания условий для накопления им опыта деятельности и общения. В связи с этим, содержание творческого объединения подчинено задачам общекультурного и общеинтеллектуального развития детей, формирования у них предпосылок математического стиля мышления, что обеспечит не только успешное освоение математики в школе, но и станет фундаментом для развития умения учиться и изменять себя, способности к саморазвитию.
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х.Кюизенера. С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор». Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Объем программы. Данный курс рассчитан на 2 года обучения для детей
дошкольного возраста. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 72 часа.
Срок освоения программы: два года обучения в количестве 72 часа учебной нагрузкой 1 час в неделю.
Режим занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью для детей 4 -5 лет – 20 минут согласно нормам СаНПина.
для детей 5 -6 лет – 25 минут согласно нормам СаНПина
Условия реализации программы
Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом. Занятия проводятся в естественной для ребенка среде, то есть помещение группы. Информационное обеспечение образовательной деятельности реализуется с использованием специальной образовательной, научно-популярной и художественной литературы, интернет-источников, видео- и фотоматериалов по темам программы.
Формы организации образовательного процесса: очная форма.
1.5. Цель и задачи
Цель: создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения логико - математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.
Задачи
обучающие:
- развитие логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
- ознакомление с простейшими математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
- развитие сенсорных способностей, расширение способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия), вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
- формирование опыта фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины, выбора способов преодоления затруднения, самостоятельной постановки познавательной задачи, планирования своих действий;
- формирование опыта аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений; работы по правилу и образцу, проверки результатов своих действий, исправления ошибок.
развивающие:
- развивать умения познавательной деятельности;
- развивать умения презентовать результаты познавательной деятельности;
- развивать умения сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между явлениями;
- развивать умения синтезировать как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- развивать умения сравнивать и сопоставлять; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- развитие памяти, внимания, образного и логического мышления.
воспитательные:
- формирование устойчивой мотивации к занятиям;
- реализовать самостоятельную творческую деятельность;
- формировать благоприятный психологический климат группы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- умение находить части целого и целое по известным частям;
- умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
- умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
- умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5;
- умение называть для каждого числа в пределах 5 предыдущее и последующее числа;
- умение соотносить цифру с количеством предметов;
- умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
- умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник;
- умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
-умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
-умение называть части суток.
Личностные результаты:
- иметь устойчивую мотивацию к занятиям;
- соблюдать правила поведения;
- уметь соотносить теоретические знания и практические действия;
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании);
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-умеет ставить цель и планировать свои учебные действи;.
-умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки, осуществлять контроль и самоконтроль;
-умеет признавать свои ошибки и исправлять их;
- имеет чувство ответственности.
Познавательные УУД
- имеет навык познавательной деятельности;
- умеет различать виды учебной и игровой деятельности;
- умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности;
- умеет сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь.
Коммуникативные УУД
- умеет работать в группе, ожидая своей очереди;
- умеет общаться со взрослыми и ровесниками;
- имеет навык выполнения коллективных творческих и исследовательских проектов.
Для педагога
- Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень.
- Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
1.7. Формы аттестации/контроля
1. Наблюдение – на занятиях.
2. Срезовые задания (устный опрос, собеседование, тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями различного типа) по программе для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблема.
1.8. Педагогическая диагностика.
Реализация программы дополнительного образования «Умный малыш» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: в начале года (сентябрь) с целью определения уровня развития детей, и в конце года (май) с целью определения уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия
Диагностирование знаний по формированию элементарных метаматематических представлений у детей 4-5 лет
Критерии/ показатели
1.Умение самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке.
2.Умение решать простые задачи на уменьшение и увеличение.
3.Сформированность представления о геометрических фигурах.
4. Способность ориентируется в пространстве и времени.
5. Умение "читать" простую схему, способ и последовательность выполнения действий.
6. Проявление инициативы и творчества в интеллектуальных играх.
№ | Ф.И ребенка | Умение самостоятельно считать, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке | Умение решать простые задачи на уменьшение и увеличение | Сформированность преставления о геометрических фигурах | Умение читать простую схему, способом и последовательностью выполнения действий | Проявление инициативы и творчества в интеллектуальных играх | Способность ориентируется в пространстве и времени | |||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |||
1 | Алексанян А | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
2 | Андреев Артем | н. у | с. у. | н. у | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | |
3 | Бычкова Есения | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
4 | Володько Варвара | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
5 | Гмыря Ева | н. у | с. у. | н. у | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | |
6 | Горбатов Олег | н. у | с. у. | н. у | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | |
7 | Даниленков Лев | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | |
8 | Дергачев Богдан | н. у | с. у. | н. у | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | |
9 | Евдокименко В | н. у | с. у. | н. у | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | |
10 | Новикова. А | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
11 | Новикова Анна | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
12 | Прокофьева В | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
13 | Прохоренкова Уля | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
14 | Сукиасян Самвел | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
15 | Ткачева Милана | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | с. у. | |
16 | Чекулаева А | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
7 | Школьникова Д | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | с. у. | в. у. | |
вывод: по результатам диагностики, выявлено, что у детей (ребёнка) сформирован уровень овладения навыками и умениями: Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать: найди недостающую фигуру. Выявление умений действовать в определенной последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.
Условные обозначения:
н – начало года;
к – конец года;
н. у.- низкий уровень;
с. у. - средний уровень;
в. у. - высокий уровень.
Критерии оценки:
3 балла – ребёнок самостоятельно и правильно выполняет задание;
2 балла – справляется с заданием с помощью педагога;
1 балл – ребёнок не справляется с заданием.
По результатам суммы полученных баллов делается вывод: 15 - 18 балл – высокий уровень, 10 - 14 баллов – средний, 6 - 9 баллов – низкий уровень освоения программы.
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда.
Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Выделяет самостоятельно основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства (красные, небольшие, некруглые фигуры).
Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.
Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх.
Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.
Средний уровень Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.
С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их.
Имеет представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делает обобщение "квадрат, круг. треугольник. шар. куб. прямоугольник.".
Ориентируется в пространстве и времени.
Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может "расшифровать" условные обозначения.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.
Низкий уровень. Ребёнок испытывает затруднения о количество предметов на основе счёта, ошибается при определении места числа среди других чисел
Путается в определении временных и пространственных отношений.
Выполняет действия в заданной последовательности.
Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий
2. Содержательный раздел Программы
Программа «Умный малыш» предлагает интегрированное образовательное содержание для решения задач различных образовательных областей и всестороннее развитие детей:
- умственное развитие – дети получают и закрепляют знания, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственное воспитание – на занятиях у детей формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье. Учащиеся учатся уважению к окружающим людям;
- эстетическое воспитание – дети участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, фотоконкурсах. На занятиях обучавшиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовое воспитание – дети изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,
- физическое воспитание – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Также образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на формирование у детей самооценки, самоконтроля и умению применять полученные знания в жизни.
Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы.
2.1. Содержание общеобразовательной общеразвивающей деятельности детей
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Арифметика (16 ч) | |||||
1 | Состав чисел от 1 до 5. Игры с игровизором, танграмом, чудо-крестиками предметы по количеству с помощью составления пар. | 3 | 2 | 1 | Наблюдение, опрос |
2 | Количественный и порядковый счет в пределах 5. Счет в пределах 5 Закрепить навыки количественного и порядкового счета. Познакомить со знаками «<», «>». | 13 | 6 | 7 | Наблюдение, опрос |
Раздел 2. Геометрия (20ч) | |||||
3 | Геометрические фигуры, что нас окружают. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, счётные умения. Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счёте предметов | 9 | 4 | 5 | Наблюдение, опрос |
4 | Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счёте предметов | 11 | 5 | 6 | Наблюдение, опрос |
36 | 17 | 19 | |||
2.2 Содержание учебного плана
Представленная программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, что в сочетании способствует выстраиванию целостного педагогического процесса.
Занятия построены для обучения навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дошкольники направлен на развитие познавательных способностей. Большое внимание уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к занятию. Также в программу включены задания для подготовки руки к письму.
Раздел 1. Арифметика
Тема 1. Состав чисел от 1 до 5. Понятия единица. Решение и составление арифметических задач Ориентировка в пространстве и во времени. Решение логических задач
Теория. Систематизирование и закрепление математических представлений у детей, состав чисел от 1до 5, Количественный и порядковый счет в пределах 5. Учимся устному составлению задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал; учимся читать математическую запись, правильно использовать математические знаки; закрепляем умение формулировать вопрос к задаче. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда Игры с блоками Дьенеша
Практика. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов в пределах 5. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <,>. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Закреплять счет в пределах 5. Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов в пределах 5. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Упражнения А.Зака. (коробки, кирпичика).
Раздел 2. Геометрия
Тема 1. Геометрические фигуры, что нас окружают.
Теория. Закрепление знаний об основных геометрических фигурах; знакомство с объемными фигурами. Знакомство о сложении и вычитании групп предметов. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого
Практика. Закрепляем представления о геометрических фигурах и их свойствах, развиваем умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, создавать геометрические фигуры с помощью линейки. Знакомство о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, закрепляем знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учимся проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развиваем умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. (отрезок, клеточка, стакан и т. п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
2.3. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения заня- тия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 1 неделя | 15.45 | Рассказ воспитателя, беседа | 1 |
Количественный порядковый счет до 5
| груп. помеще ние | опрос |
2 | 2 неделя | 15.45 | Рассказ воспитателя, беседа | 1 | Временные представления: Раньше, позже | груп. помеще ние | опрос | |
3 | 3 неделя | 15.45 | Рассказ воспитателя, беседа | 1 | Сравнение по высоте
| груп. помеще ние | рассказ воспитателя, опрос. | |
4 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Число и цифра 4 | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
5 | октябрь | 1 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Квадрат | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
6 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Куб | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
7 | 3 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | ||
8 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Сравнение по ширине | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
9 | ноябрь | 1 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Число и цифра | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
10 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Овал | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
11 | 3 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Внутри, снаружи | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
12 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Впереди, сзади, между | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
13 | декабрь | 1 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Пара | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
14 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Прямоугольник. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | |
15 | 3 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Числовой ряд | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
16 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Ритм | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
17 | 1 неделя | январь | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Число и цифра | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
18 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Порядковый счет | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
19 | 3 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Сравнение по длине | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
20 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Тема, Число и цифра 5 | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | |
21 | 1 неделя | февраль | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Число и цифра 1 – 5 | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
22 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Сравнение по толщине | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
23 | 3 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Тема, выше, ниже | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
24 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | План | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
25 | 1 неделя | март | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Число и цифра повторение | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
26 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Цилиндр, | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
27 | 3 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Конус ,. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
28 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Конус, Повторение. | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
29 | 1 неделя | апрель | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Призма и пирамида,
| груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
30 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Призма и пирамида, Повторение | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
31 | 3 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Свойства предметов | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
32 | 4 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству | груп. помеще ние | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
33 | 1 неделя | май | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Пространственные отношения: на, над, под. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение |
34 | 2 неделя | 15.45 | Комплексное занятие | 1 | Пространственные отношения: слева, справа | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | |
35 | 3 неделя | 15.45 | Игра | 1 | Закрепление пройденного материала. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение | |
36 | 4 неделя | 15.45 | Игра | 1 | Закрепление пройденного материала. | груп. помеще ние | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение |
3. Методическое обеспечение программы
3.1. Методические материалы
3.1.1. Дидактическое обеспечение реализации программы
Для реализации ДООП «Умный малыш» развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Образовательное пространство, материалы, оборудование и инвентарь в здании и на участке должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, возможность участия в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей;
- возможность самовыражения детей.
В соответствии с данными требованиями, развивающая среда наполняется следующими (разнообразными) тематическими материалами.
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод: новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие». Воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они экспериментируют, исследуют, выявляют существенные признаки и отношения предметов – делают свои первые «математические открытия».
Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Дети не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, кубиками ЛЕГО… Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности.
Так же для организации образовательного процесса необходимы:
- Раздаточный материал на каждого обучающегося;
- Демонстрационный материал на группу,
- Дидактические игры на каждого обучающегося.
3.1.2. Материально-техническое обеспечение программы
1 «Катя, Рыжик и рыбка». - В. В. Воскобовича. - С.-Петербург: ООО «РИВ», 2007г.
2. В. В. Воскобовича., Т.Г Харько. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».
.3«Тайна Ворона Метра или Сказка об удивительных приключениях — превращениях Квадрата». - В.В Воскобович. - С.-Петербург: ООО «РИВ», 2007г.
4.«Тайна Ворона Метра или Сказка об удивительных приключениях — превращениях Квадрата». – В.В Воскобович. - С.-Петербург: ООО «РИВ», 2007г.
5. «Прозрачный квадрат». – В.В Воскобович. - С.-Петербург: ООО «РИВ», 2007г.
6. «Нетающие льдинки озера Айс или Сказка о Прозрачном Квадрате». – В.В Воскобович В.В. - С.-Петербург: ООО «РИВ», 2007г.
7. «Лабиринты Цифр». – В.В Воскобович. - С.-Петербург: ООО «РИВ», 2007г.
Математические наборы.
8. Альбом «Лепим нелепицы». - Б.Б Финкельштейн. - С.-Петербург: ООО «Корвет».
1) Игры Воскобовича: Двухцветный квадрат Воскобовича; Прозрачный квадрат; Геоконт; Танграм; Игровизор; Чудо — крестики;
2) Блоки Дьеныша,
3) Палочки Кьюизенера.
4) Цветные карандаши.
3.2. Краткое описание общей методики работы
Виды занятий: традиционное, комбинированное, игра.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают:
1. Личностно - порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3.Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагога, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов.
3.2.1. Методы обучения
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод: новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие». Воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, в процессе которых они экспериментируют, исследуют, выявляют существенные признаки и отношения предметов – делают свои первые «математические открытия».
Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Дети не замечают, что идет обучение, - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, кубиками ЛЕГО… Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности. Необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности.
Методы обучения:
- Информационно-рецептивный (беседы, лекции, просмотры видеофильмов, знакомство с материалом).
- Репродуктивный (практическое повторение за педагогом теоретических понятий, видом деятельности: работа со схемами, таблицами, рисунками).
- Эвристический (проигрывание сказок, обсуждение, рассуждения на тему, рисунок на тему, макетирование).
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается репродуктивный метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и т.д. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
3.2.2. Педагогические технологии
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективной распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в образовательной и учебной деятельности учащихся. Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение. Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащихся и развитие их личностных качеств.
Проблемное обучение: имеет в своей основе личностную ориентацию. Весь образовательный процесс строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения.
Здоровьесберегающие технологии. Правила техники безопасности выполняются всеми участниками образовательного процесса - педагогом и учащимися. В течение учебного года педагог проводит серию инструктажей по темам:
- правила поведения на занятиях;
- правила поведения при проведении массовых праздников.
Во время освоения этих правил и норм поведения у учащихся формируется ценностное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни. Кроме инструктажей, в рамках реализации программы широко применяются специальные методы здоровьесбережения:
- беседы о ЗОЖ,
- физ. минутки,
- подвижные игры и упражнения.
Очень важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными, творческими видами деятельности.
Технология проектной деятельности направлена на развитие свободной творческой личности ребенка, с учётом его индивидуальных потребностей, желаний и интересов. Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, а также участие в проектной деятельности родителей
Информационно - компьютерные технологии обучения позволяют
использовать специальные методы, программные и технические средства работы с информацией и предназначенные для создания новых
возможностей эффективного достижения дидактических целей. Это
технологии обучения, в которых основным средством подготовки и передачи
информации обучающемуся является компьютер. Эта технология позволяет
педагогу расширять формы, методы, приемы в обучения и воспитании
детей: ауди-, видеозаписи, презентации, проводить интерактивные игры.
3.3.3 Доступность реализации дополнительной общеобразовательной программы для различных категорий обучающихся
В соответствии с Приказом Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N196, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями и в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» к педагогам дополнительного образования предъявляются высокие требования к уровню обучения и воспитания каждого обучающегося, что находит отражение и в программах дополнительного образования.
Программа дошкольного образования «Умный малыш» рассчитана на детей 4 - 5 лет, проявивших к ней заинтересованность, и доступна для различных категорий обучающихся.
Представляется возможным организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения), которые могут заниматься согласно учебного плана без ограничений и дополнительных условий: использования специального оборудования, технологий, методик преподавания и т.п. Дополнительное образование для обучающихся с ОВЗ (речевые нарушения) наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой, создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, позволяет им в смешанных группах развивать навыки коммуникативного общения, лучше адаптироваться в обществе.
Программа «Умный малыш» предусматривает возможность организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе для обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Выявление одарённости обучающихся теми или иными способностями (художественные, академические, литературные, музыкальные, артистические) позволяет использовать педагогическую методику Савенковой А. И. «Методика оценки общей одаренности».
Программа направлена на создание условий для выявления, поддержки, воспитания и развития индивидуальных способностей обучающихся, создание среды, формированию и максимально полной реализации творческих способностей воспитанников в различных образовательных областях.
Программа дошкольного образования «Умный малыш» доступна для детей, проживающих в любой местности. Условия для реализации программы не нужно создавать искусственно. Она уже существует в виде естественной для ребенка среда жизнедеятельности, помещения и территория ДОУ.
Использование специального оборудования, технологий, методик преподавания предусмотрено и заложено в самой программе. Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большей степени обусловлена различиями в культурном, образовательном и имущественном статусе семей обучающихся.
Программа дошкольного образования «Умный малыш» в определенной степени направлена на создание равных стартовых возможностей для каждого обучающегося, так как не предусматривает особых материальных вложений со стороны семей обучающихся. Реализация программы предполагает профилактическую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия обучающихся. Это залог для полноценного и гармоничного развития личности.
Список литературы
- Вагнер Л. А., О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада/. - М.: Просвещение, 1989.
- Воскобович В.В, Харько Т.Т, Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
- Воскобович В.В, Вакуленко Л. С. «Развивающие игры Воскобовича», «ТЦ СФЕРА», 2015г.
- Зак А.З «Интеллектика для дошкольников», - М.: Интеллект — центр, 2004г
- Колесникова Е.В., «Геометрия вокруг нас» / ТЦ «Сфера», Москва, 2020
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б., Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – - С.-Петербург: ООО «Корвет».
- Лаврова Л.Н., Чеботарева И. В. «Педагогическая диагностика в детском саду»;
- Минкевич Л.В., Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа/ издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2018
9) Носова Е. А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - Санкт – Петербург.: «Детство – Пресс»,2002.
10) Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. —3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.
11) Помораева И.А., Позина В.А., Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа.
12) Петерсон Л. Г. Кочемасова Е.Е. Игралочка математика для детей 4 – 5 лет. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. /. – М.: Ювента, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш» (по сопровождению семьи и ребенка)»
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление социального партнерства между дошкольным образовательным учреждение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Развиваемся играя» занятия для малышей, с использованием элементов методики М.Монтессори» для детей от 3 до 4 лет срок реализации 1
Представлен опыт работы по программе "Развиваемся играя" с детьми раннего возраста...

