2024 г. доклад на тему: «Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста »
занимательные факты по математике (подготовительная группа)

Коновалова Екатерина Валерьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
 
 
 
 
 
 
 
 
Доклад на тему: «Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста »
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовила: Коновалова Е.В.
 
 
Добрый день, уважаемы коллеги, хочу предоставить вашему вниманию доклад на тему «Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста».
Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования заключается в необходимости принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Для достижения этой цели рекомендуется включать изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы дошкольной образовательной организации для детей 5-7 лет.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Дошкольник оказывается вовлеченным в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями в магазины, сталкивается с рекламой, понимает, что родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и оплачивать услуги. Основной задачей в области формирования предпосылок финансовой грамотности является экономическая социализация личности дошкольника, которая закладывает основы базисных качеств экономической деятельности людей, выражающиеся в понятиях: 
«трудолюбие», «бережливость», «экономность», «рациональность», «деловитость».  
Задача педагога ДОО – способствовать формированию элементарных понятий в области финансовой грамотности в максимально доступной и увлекательной для детей форме.  
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. 
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов.  
Предпосылки финансовой грамотности дошкольников предполагают финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование основ финансовой культуры и экономического воспитания, заключающегося в формирования представлений детей о главных ценностях этого воспитания, выражающихся в таких сторонах финансовой грамотности, как «почему люди ценят честность и порядочность»; «что важнее денег»; «что такое честный труд»; «что значит быть щедрым».  
В целях формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста,  рекомендуем использовать в практической работе педагога ДОО 
К базовым категориям, которые должны быть сформированы в дошкольном детстве в области предпосылок финансовой грамотности, относятся:  
нравственность – важно объяснить дошкольникам взаимосвязь между экономическими и нравственными понятиями; 
взаимоотношения – предполагает ввести ребёнка в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; 
деньги – необходимо научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; 
потребности – для формирования представлений о потребностях человека следует подводить ребенка к пониманию необходимости вести себя разумно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.  
Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.). Планирование работы с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности требует осторожности, разумной меры.
В настоящее время существует большое количество программ и литературы по данной теме: материалы издательства «Просвещение-Союз», «Финансовая грамотность» (авторы: Марина Кинеева и Вероника Кузина), Сборник «Кубик Яшка и ФинСерпантин, «Учитесь у Бори, или Правила финансовой БЕЗграмотности», «Приключения Ру-Ру»:, «Приключения Ру-Ру-2».
 Все программы объединяет примерно одно и тоже содержание, разница в практике и формах реализации программ.  
Предлагаю рассмотреть содержание работ по формированию основ финансовой грамотности по разделам: 
Раздел труд: 
Первое, с чего мы начинаем знакомить ребенка, – это труд, продукт труда. Основная цель – это знакомство ребят с миром профессии взрослых , с понятиями предмет труда и продукт труда, а также воспитание уважительного отношения к труду. 
Далее логичнее познакомить  с понятием деньги: 
Основная цель – познакомить с понятием деньги, зачем они нужны, закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства, разной ценности. 
Основная цель – дать детям представления о том, что такое доходы и что такое планирование расходов с учетом своего бюджета . 
Следующий раздел – знакомство с рекламой: 
Основная задача по данному блоку  – это воспитание взвешенного осознанного отношения детей к рекламе. Правильно воспринимать рекламу, грамотно распределять свои финансы.
Еще один раздел: полезные экономические навыки и привычки в быту,  реализуется в рамках изучения всех предыдущих блоков. Основная цель его: знакомство с понятиями бережливый, экономный, добрый, честный, а также формирование умений прогнозировать последствия своих действий с финансами. 
Системно выстраивать траектории формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста возможно посредством проекта, рабочей программы, дорожной карты, тематического планирования на основе использования уже существующих парциальных программ или разработать самостоятельно
Образовательный процесс строится на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия включают специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес и воспитывать познавательную потребность дошкольников к данной теме. 
Ребёнок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.  
В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать(ются) разные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетноролевые, интеллектуальные, семейные и др.  
Предлогаю технологию проектирования игр с финансовым содержанием: 
1. Постановка дидактической задачи, игровой замысел. 
2. Проработка содержания и организации игры. 
3. Подготовка необходимых для игры атрибутов. 
4. Игровой педагогический практикум. 
5.Рефлексия. 
6. Внедрение игры с финансовым содержанием в практику. 
Особое место в формировании предпосылок финансовой грамотности занимает организация предметно — пространственной среды. 
 Воспитателю необходимо направить свою работу на создание уникального образовательного пространства для детей дошкольного возраста, которое, прежде всего, обеспечит игровую форму обучения, необходимую на данном этапе развития. 
Центральной идеей пространства является воплощение в жизнь модель игрового образовательного пространства, которое создает перспективу для самовыражения и самопознания каждого ребенка. 
Предлагаю вам один из вариантов образовательной среды для закрепления знакомства с финансовыми понятиями. 
Игровую экономическую зону: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, мини - 
«мастерская добрых дел»; 
В развивающую предметно-пространственную экономическую среду  включить следующее зонирование: 
1. информационная зона, куда помещены произведения художественной литературы экономического содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг; 
2. занимательно-экономическая зона, в которой представлены 
кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.; 
3. деятельностно-экономическая зона, наполненная игрушками предметами для организации экономических сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой работников разных профессий и пр. 
4. Организация игровой экономической зоны предоставляет  детям возможность действовать самостоятельно, способствовала формированию их познавательной и практической активности, создавала возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики. 
Подводя итог, необходимо сказать, следует помнить что современный педагог – это творческий, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком социального опыта. А современному ребенку необходимо обладать так называемыми компетенциями XXI века. В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТграмотности. Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста является важным условием экономической социализации ребенка дошкольного возраста и является объективной реальностью и необходимостью нашего времени. 
Спасибо за внимание!!!
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финансовая грамотность как основа функциональной грамотности детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель первой категории Коновалова Е.В.

Слайд 2

«ДЕНЬГИ - ЭТО ОДНО ИЗ ВОПЛОЩЕНИЙ СИЛЫ. НО ЕЩЁ БОЛЬШЕЙ СИЛОЙ ОБЛАДАЕТ ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ДЕНЬГИ ПРИХОДЯТ И УХОДЯТ, НО ЕСЛИ ВАМ ИЗВЕСТНО, КАК ОНИ РАБОТАЮТ, ТО ВЫ МОЖЕТЕ УПРАВЛЯТЬ ИМИ И СТАНОВИТЬСЯ БОГАЧЕ». РОБЕРТ КИЙОСАКИ «ДЕНЬГИ, КОТОРЫМИ ОБЛАДАЕШЬ – ОРУДИЕ СВОБОДЫ; ТЕ, ЗА КОТОРЫМИ ГОНИШЬСЯ — ОРУДИЕ РАБСТВА» ЖАН-ЖАК РУССО

Слайд 3

▪ Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А.Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: ▪ добывать знания ▪ применять знания и умения ▪ оценивать знания и умения ▪ осуществлять саморазвитие Функциональная грамотность

Слайд 4

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями: Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; Возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать формированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.

Слайд 5

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ▪ Формирование речевой активности дошкольников ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования

Слайд 6

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Слайд 8

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Слайд 9

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Слайд 10

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Дети с раннего возраста сталкиваются с миром денег. Они как губки впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. К 5-6 годам благоприятный период дошкольного детства, когда с помощью беседы, совместного исследования или использование различных игровых приемов возможно сформировать такие качества как бережливость, ответственность, честность, целеустремленность, заботливость, трудолюбие, взаимопомощь и поддержка.

Слайд 11

Какие азы финансовой грамотности должны быть сформированы у детей: • Это понимание природы и функции денег; • Умение ценить и считать деньги; • Умение экономить и сберегать; • Умение тратить деньги и жить по средствам; • Умение возвращать долги.

Слайд 12

Без труда нет жизни на земле • Первое понятие с которым должен познакомиться ребенок – это труд. • Объяснить ребенку, что многое из того, что окружает является результатом совместного труда людей. • Основная задача так организовать эту деятельность, чтобы ребенок уважал свой и чужой труд, проявлял интерес к труду, самостоятельность и трудолюбие, учился трудиться в коллективе и для коллектива. • Необходимо научить ребенка испытывать радость от выполнения трудовой деятельности и от того, что его деятельность может приносить пользу окружающим людям.

Слайд 13

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны. • Начинать разговор о деньгах лучше с простого понятного детям объяснения, что деньги- это средство с помощью которого можно купить что-то нужное или желаемое. • Наиболее распространенный и основной источник получения денег – это заработная плата. Для этого мы работаем. • Объяснить ребенку, что деньги являются результатом труда, мерой его оценки. Деньги- вознаграждение за честный труд.

Слайд 14

Учимся занимать и отдавать долги • Умение отличать желание от потребностей способствует выработке навыка жить по средствам, поэтому не следует оставлять без внимания осознание последствий долговых обязательств. • Занимать и одалживать в понимании дошкольника должно означать: брать у кого-то и давать кому-то, причем не обязательно деньги. • Обязательно объясните ребенку, что если берешь чужую игрушку поиграть на время, следует вернуть ее в срок. • Расскажите ребенку, что на покупку любой вещи были истрачены деньги родителей владельца этой вещи.

Слайд 15

Тратим разумно, сберегаем и экономим. • Умение разумно распоряжаться деньгами неразрывно связано с умением сберегать. • Прежде всего дайте ребенку понять, что если Вы идете в магазин, то это вовсе не означает, что вы обязательно ему что-то купите. • Подарите ребенку копилку. Ребенку следует объяснить условия накопления и предоставить выбор: потратить деньги или пополнить свою копилку. • Объясните, что если экономить и копить дольше, можно накопить больше и рассчитывать на более дорогую покупку. • В результате ваших усилий у ребенка сформируется навык бережливости и усвоится суть сбережений – достижение определенной цели.

Слайд 16

Покупаем, продаем и обмениваем • После того как у ребенка сформировано уважительное отношение к деньгам , как к ценности, в которой заключен труд его родителей, а также понимание того, что количество денег в семье всегда ограничено, можно переходить к выработке важного умения – отличать желание от потребности. • Надо объяснить ребенку разницу между потребностью и желанием. В беседе с ребенком следует спокойно задавать ему наводящие вопросы, например, что будет, если всю зарплату истратить на игрушки ? • •

Слайд 17

Учимся планировать • Основная задача – объяснить важность планирования жизни человека. В старшем дошкольном возрасте очень важно привить ребенку навыки планирования, так как это будет необходимо ему в дальнейшей жизни, прежде всего при обучении в школе, и поможет ему расти более организованным, грамотно распределять свое время. • Начать обучение с совместного планирования покупок перед походом в магазин. Дайте ребенку осуществить покупки по составленному плану под вашим контролем.

Слайд 18

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности беседы

Слайд 19

Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Слайд 20

Взаимодействие с семьей Семья - основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально-нравственных отношений анкетирование

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Начиная с пяти лет дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи л...

Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Доклад на тему: «Значение дидактических игры в обучении математике детей дошкольного возраста»

Доклад на семинаре для воспитателей. Доклад посвящен  вопросам формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр...

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

Доклад на тему : «Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

«Оснащение центров речевого развития в группах ДОУ и формирование функциональной грамотности в рамках воздействия на детей дошкольного возраста»

       Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мы...