Организация предметной деятельности посредством использования современных игровых технологий для развития сенсорных эталонов "Блоки Дьенеша"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Корепина Людмила Викторовна

Пояснительная записка

Для современного этапа развития общества  характерно становление новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену – дошкольному воспитанию. Важнейшим требованием является повышение качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметной деятельности посредством использования современных игровых технологий для развития сенсорных эталонов "Блоки Дьенеша"

Автор: Корепина Л.В.

Пояснительная записка

Для современного этапа развития общества характерно становление новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену – дошкольному воспитанию. Важнейшим требованием является повышение качества образования.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие следующим принципам.

- Принцип дифференцированного подхода

- Принцип сотрудничества

- Принцип психологического комфорта каждого ребенка

- Принцип вариативности

- Принцип доступности

- Принцип наглядности

- Принцип Личностно-дифференцированного подхода

Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а так же творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отводится игровым технологиям.

Известно, что для использования в практике работы с детьми дошкольного возраста имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Это развивающие игры М.Монтессори, кубики Никитина, палочки Кюизенера, В. Воскобовича… блоки З. Дьенеша. Данный конструктор позволяет использовать современное оборудование, способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Работа в данном направлении актуальна, т.к. в процессе занятий с конструктором ЛЕГО у ребенка развивается:

  • Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
  • Концентрация внимания;
  • Мелкая моторика;
  • Умение действовать по образцу;
  • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек;
  • Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

В педагогике игровые технологии интересны тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяют в себе элементы игры и экспериментирования, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает творческие способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Для детей дошкольного возраста основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

Использование игровой технологии блоки Денеша является великолепным средством для интеллектуального, познавательного развития дошкольников, формирования их творческих способностей.

Наиболее эффективным пособием являются Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш - венгерский теоретик и практик так называемой "новой математики".

Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.

Цель использования блоков Дьенеша: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам ,выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их; Основная цель и задача игр с блоками Дьенеша - помочь детям научиться выполнять логические операции – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

При использовании данной игровой технологии решаются определенные образовательные задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через логические блоки Дьенеша.
  • Формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, толщине, количестве).
  • Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.

Золтан Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики.

На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь.

То есть какому-то систематическому перебору вариантов, обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачу. Это стадия свободной игры, по мнению Дьенеша, - необходимое начало обучения. Так будущий ученик знакомится с ситуацией, которую ему предстоит разрешить.

После свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, "правила игры".

на второй стадии становится понятно, что интересные занятия можно превратить в игру с помощью правил, ребенок делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца. Изучение правил - важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах - то и закодировала "математическая", самая сложная часть обучения. Та информация, которую воспитатель хочет донести до детей непременно.

Третья стадия - стадия сравнения. Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Обязательно надо учить детей играть в игры со сходной структурой правил, но разным материалом, обыгрывая одну и ту же задачу то на кубиках, то на пуговицах, то в вырезании снежинок, или игре в "классики". "Сердцевина" таких игр будет в таком случае очевидна, играющие со временем поймут, что то, чем и как играем в конечном итоге не так важно. Гораздо важнее, что у занималок похожая структура.

На четвертой стадии ребенок понимает абстрактное содержание чисел в разных играх, тут как нельзя кстати приходятся разного рода диаграммы и таблицы, помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры.

Пятую стадию Золтан Дьенеш называет символической. На ней ребенок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспериментировать с этим языком, можно создавать новые символические системы.

Шестая стадия длится дольше всех. На этом этапе можно предложить несколько вариантов описания карты, определить правила, которые позволят сделать подобные выводы.

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные. Логические блоки представляют собой эталоны форм и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. Маленьких детей больше привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями.

К их числу относятся умения анализа, сравнения, классификации, обобщения. А так же логические операции: "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развивается логическое мышление, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала учатся выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей детей. Например: несколько детей строят дорожки от избушки Бабы Яги, чтобы помочь Машеньке убежать домой. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (два свойства) и т.д.

В играх можно пользоваться плоскими логическими фигурами, но их развивающие возможности несколько уже. Они позволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами.

Очень важны карточки с отрицанием свойств: не синий, не желтый, не круглый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, толщине или величине предметов, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию. Выкладывая карточки, которые рассказывают о свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

А корточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал: игрушки, обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть.

Определила направления работы:

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина, толщина

Определила для использования следующие методы и приемы:

  • Наглядный (Сравнения)

  • Практический Сопоставления, Приложения

  • Словесный

  • Привлечение внимания Наблюдение за… действиями взрослого и сверстников

  • Показ и объяснение

  • Словесная инструкция

Использовать блоки Дьенеша начала в 1-ой младшей группе.

Для организации целенаправленной работы был осуществлен подготовительный этап: составлен перспективный план, приобретены красочные пособия и альбомы, разработаны консультации для родителей и воспитателей.

С детьми проводились игры согласно перспективному плану. Начинала я работу с блоками с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагала ребенку одно—два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагала более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение становилось той ступенькой, с которой ребенок начинал движение вперед.

Проверив таким образом каждого ребенка, я получила достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А в свою очередь дало возможность организовать игры с учетом уровня развития каждого ребенка.

Если ребенок легко и безошибочно справлялся с заданиями определенной ступени — предлагала игры и упражнения следующей группы сложности. Хочу отметить то, что переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю и индивидуально в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

В работе с детьми 1 младшей группы использовала альбомы: “Удивляйки 1,2,3,4” (плоскостные фигуры), “Блоки Дьенеша для самых маленьких”, “Маленькие логики”.

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.

В процессе различных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем дети пробовали анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Считаю, что именно в результате использования технологии развивающих игр, промежуточные данные педагогического мониторинга по освоению детьми ООПДО имеют положительную динамику.

Использовать блоки Дьенеша начала в 1-ой младшей группе.

Для организации целенаправленной работы был осуществлен подготовительный этап: составлен перспективный план, приобретены красочные пособия и альбомы, разработаны консультации для родителей и воспитателей.

С детьми проводились игры согласно перспективному плану. Начинала я работу с блоками с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагала ребенку одно—два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предлагала более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение становилось той ступенькой, с которой ребенок начинал движение вперед.

Проверив таким образом каждого ребенка, я получила достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А в свою очередь дало возможность организовать игры с учетом уровня развития каждого ребенка.

Если ребенок легко и безошибочно справлялся с заданиями определенной ступени — предлагала игры и упражнения следующей группы сложности. Хочу отметить то, что переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Данная работа проводится по подгруппам 1 раз в неделю и индивидуально в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

В работе с детьми 1 младшей группы использовала альбомы: “Удивляйки 1,2,3,4” (плоскостные фигуры), “Блоки Дьенеша для самых маленьких”, “Маленькие логики”.

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.

В процессе различных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем дети пробовали анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Считаю, что именно в результате использования технологии развивающих игр, промежуточные данные педагогического мониторинга по освоению детьми ООПДО имеют положительную динамику.

Надо отметить, что в практике работы с детьми в детском саду используются два вида блоков: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

В текущем учебном году мы расширили свою деятельность другими технологиями развивающих игр - палочки Кюизенера, кубики Никитина, т.к., данный дидактический материал обладает большим потенциалом, его использование можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка.

Для внедрения в практику работы нового для детей дидактического материала был так же проведен подготовительный этап: составлен перспективный план, приобретены пособия и альбомы для работы с детьми, консультации для родителей по использованию развивающих игр.

В работе с детьми 2 младшей группы использую альбомы: “Лепим небылицы” (блоки Дьенеша), “Волшебные дорожки” (палочки Кюзинера), “Чудо кубики” и “Разноцветный мир” (кубики Никитина), также “Вместе весело играть” (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера).

Игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина подбираю с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач, учитывала их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения ввожу в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее)

Опыт проводимой работы показал, что применение технологии развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста позволяет детям быстро выучить геометрические фигуры, цвета и формы, научиться отличать их друг от друга, сравнивать и анализировать и несомненно позволяет добиться положительных результатов. В своей деятельности я планирую продолжать работу в данном направлении, считаю, что применяемые технологии дают возможность формировать необходимые интегративные качества детей на протяжении всего дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....

Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личност...

Организация профессиональной деятельности с использованием современных образовательных технологий

cent;Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в т...

Использование современных игровых технологий в развитии речи детей второй группы раннего возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №2 г. Малоархангельска»...

«Формирование познавательного интереса дошкольников с ОВЗ посредством использования современных игровых технологий»

Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии является не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности  и самостоятельности. Существуют различные техноло...