Выступление на педагогическом совете: «Содержание формирования элементарных математических представлений в соответствии с ФОП ДО»
материал по математике (старшая группа)

Ющенко Надежда Владимировна

Выступление на педагогическом совете

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya_na_pedsovete_po_femp.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Выступление на педагогическом совете:

«Содержание формирования элементарных математических представлений в соответствии с ФОП ДО»

Февраль 2025

    Подготовила воспитатель:

Ющенко Надежда Владимировна

Уважаемые коллеги! Чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаю вам провести небольшую разминку: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения с числительными. (Семеро одного не ждут.   Один в поле не воин. Одна голова хорошо, а две лучше.   Семь пятниц на неделе. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

Различные математические понятия ребёнок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, крылатые слова, которые вы только что вспомнили, названия сказок («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»), слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения каждых величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и т.д.

Мы с вами живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети порой лучше взрослых ориентируются в компьютере и Интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родители  стремятся,   как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различные задачи, чтобы  вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать  самостоятельные решения.

О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.

«Математика – царица наук»
                               М. Ломоносов

      «От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» Л. А. Венгер
        Математика способствует развитию не только логического мышления, но и речи. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.                                                Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность.

В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.  

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.  

В соответствии с ФГОС ДО основных целей математического развития детей дошкольного возраста являются: развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;  развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; развитие активности и инициативности детей; воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.  

 Условия математического образования
1. Плановость и систематичность педагогического воздействия на ребенка.
2. Организация образовательной деятельности:
-Непосредственно образовательная деятельность
-Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
-Самостоятельная деятельность детей
-Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы работы:
- Организованная образовательная деятельность
- Демонстрационные опыты
- Сенсорные праздники, математические досуги.
- Театрализация с математическим содержанием
- Обучение в повседневных бытовых ситуациях
  Беседы
-Самостоятельная деятельность в развивающей среде

Выводы
 Окружающая действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразных видов деятельности, в общении со взрослыми является основным источником развития
элементарных математических представлений.
 Ненавязчивое влияние взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, оказывает положительное отношение детей к развитию познавательного интереса у ребенка.

 Формирование математических представлений в
повседневной жизни не должно носить эпизодический
характер.  ОЧЕНЬ ВАЖНО, обеспечить систематизацию
приобретенных знаний, чтобы все представления и понятия
детей о множестве и числе, представления о величине, форме,
о времени и пространстве давались в определенной системе и
последовательности
 Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками развития у ребенка математических представлений.            

Особенности занятия по математике у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 Невнятность, неразборчивость речи, бедный лексический запас приводит к тому, что дети часто чувствуют себя неуверенными во время фронтальных занятий. Речевой дефект приводит к проблемам неустойчивого внимания, маленького объёма памяти, низкого уровня развития логического и абстрактного мышления, соответственно, возникают сложности с восприятием учебного материала: зеркальный способ написания цифр; трудности с выстраиванием числового ряда; проблемы с пространственной и временной ориентацией.

Особенности коррекционной комплексной работы по ФЭМП в логопедической группе:

Реализация программных математических задач совмещается с выполнением задач логопедического плана. Работа планируется на основе тематического принципа, например, во время изучения темы недели «Фрукты» дети их считают, сравнивают по цвету, форме, размеру, делят на группы, составляют простейшие задачи. Для формирования навыков счёта важно отслеживать правильное использование падежных форм количественных числительных в паре с существительными (одно яблоко — три яблока). Необходимо в доброжелательной форме стимулировать детей к развёрнутым ответам, совершенствовать монологическую речь, развивать коммуникативные навыки. Речь воспитателя должна быть понятна, нетороплива, сопровождаться повторами важной информации для более детального и глубокого её осмысления. По возможности чаще использовать индивидуальные и подгрупповые занятия в утренние и вечерние часы. Стараться закреплять навыки порядкового и количественного счёта во время повседневной деятельности (считаем этажи, машины в процессе прогулки, предметы и героев на занятиях по чтению, движения на занятиях физкультурой и т. д.). На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию закреплять пространственные представления.

 В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей

                                                                                          Удачи в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, кот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  РЕДСТАВЛЕНИЙ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на...

Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС, зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательн...

Выступление на семинар практикуме по формированию элементарных математических представлений у детей. Тема: «Величина»

Перечень задач по ФЭМП в подготовительной группе и практическое применение одной из них....